Файл: Содержание введение 4 Глава Теоретические составляющие понятия экономического роста 6.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2 - Лидеры рейтинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации[5, с.22].
Позиция | Регион | Комплексная оценка, балл |
1 | Москва | 78.49 |
2 | Санкт-Петербург | 71.197 |
3 | Ханты-Мансийский автономный округ | 67.676 |
4 | Республика Татарстан | 67.531 |
5 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 66.62 |
6 | Московская область | 65.856 |
7 | Тюменская область | 59.678 |
8 | Свердловская область | 58.911 |
9 | Ленинградская область | 58.494 |
В переходный период пространственная картина социально-экономического развития стала мозаичной, т. е. приобрела новые характеристики (открытые и закрытые районы (промышленные районы) в глобальной связи с географическими ресурсами.
Регионы — это места, где экспортные франчайзи адаптируются быстрее, чем менее населенные города и сельские районы. Растет региональное неравенство в доходах, образовании и других важных социальных услугах.
Они играют важную роль в экономическом развитии регионов России и используют новые продукты. Возрастающая роль инноваций вытекает из характера рыночных отношений и необходимости глубоких качественных изменений в региональной экономике для выхода из кризиса и перехода к устойчивому развитию. Социально-экономическое развитие российского региона можно объяснить сочетанием нескольких факторов, среди которых важное значение для создания инновационной российской экономики на современном этапе развития имеют научные исследования и политическое развитие.
В сравнении с другими регионами Уральского федерального округа Челябинской области приведенный выше алгоритм был использован для выявления факторов, влияющих на экономическое развитие региона.
Таблица 3 - Данные показателей первой группы[5, с.22].
Индикаторы | Уральский федеральный округ | Челябинская область |
Территория, кв.км | 1818500 | 88529 |
Население, человек | 12308100 | 3500700 |
Плотность населения, чел. на кв.км | 7 | 40 |
Среднегодовая численность занятых в хозяйстве, чел. | 60623000 | 3366000 |
Далее дана сравнительная оценка некоторых показателей второй и третьей группы показателей Челябинской области по отношению к другим регионам Уральского федерального округа (рисунки1-2).
Рисунок 1 - Рейтинг субъектов Уральского федерального округа по объему ВРП в 2022 г., млн руб.
Источник: Росстат (2022 г.)
Валовой региональный продукт является обобщающим показателем экономической деятельности региона, определяет ее эффективность и характеризует вновь созданную стоимость товаров и услуг, производимых на территории региона. Челябинская область среди типологически близких регионов по этому показателю занимает третье место, уступая Свердловской и Тюменской областям.
Рисунок 2 - Инвестиции в основной капитал 2018-2022 гг., млн руб. Источник: Росстат (2022 г.)
Инвестиции в основной капитал любого предприятия являются главной движущей силой, прямолинейно влияющей на рост объемов производства и экономической платежеспособности. А в масштабах страны состояние инвестиционной сферы определяет темпы экономического и социального развития страны, технологический уровень производства и его эффективность, конкурентоспособность на мировых рынках и, как следствие, качественные характеристики уровня жизни населения. Челябинская область среди типологически близких регионов по этому показателю занимает также третье место, уступая Свердловской и Тюменской областям. Относительно небольшой объем инвестиций в основной капитал может служить в Челябинской области причиной технической нехватки техники у ведущих предприятий региона, так как несвоевременное обновление усугубляет физический и моральный износ основных фондов предприятий региона.
Рисунок 3 - Оборот розничной торговли 2018-2022 гг., млн руб. Источник: Росстат (2022 г.)
Важным звеном товарного рынка является розничная торговля, предназначенная для обслуживания населения и оказания услуг покупателям. В условиях рыночной экономики обращение товаров становится доминирующим, поэтому возрастает роль торговли как связующего звена между сферой производства и сферой потребления. Челябинская область среди типологически близких регионов по этому показателю занимает также третье место, уступая Свердловской и Тюменской областям.
По количеству среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций Челябинская область занимает четвертое место, она меньше средней по Уральскому региону Доходы бюджета Челябинской области в 2022 году составили более 144 млрд рублей, а на счету более 137 миллиардов. Впервые за несколько лет область закончила календарный год с профицитом бюджета в 7 миллиардов рублей, что, безусловно, является положительной тенденцией.
На основании проведенного анализа выделенных показателей регионального роста можно сказать, что экономика Челябинской области по многим показателям находится на третьей позиции в пределах Уральского федерального округа. Несомненно, одной из ключевых точек роста региона является агропромышленный комплекс, который показывает устойчивые темпы роста в последние годы. Но для устойчивого развития одного-двух драйверов роста недостаточно, поэтому необходимо ранжировать перспективные направления развития (потенциальные драйверы экономического роста) в зависимости от их мощности и соответствия стратегическим задачам развития региона, провести инвентаризацию. все имеющиеся в регионе ресурсы, в частности административные, политические, финансовые, интеллектуальные, социальные и мобилизовать их для создания этих новых драйверов экономического роста.
2.2 Государственная политика, стимулирующая экономический рост в России
Основной целью региональной экономической политики является такая общая цель в управлении любой экономической системой: экономический рост за счет повышения эффективности и использования имеющихся в регионе ресурсов (природных, трудовых, капитальных и финансовых) [2]. Безусловно, главной задачей региональной экономической политики является укрепление экономической базы регионов и сохранение территориальной целостности и стабильности государства в целом.
При одинаковом статусе субъектов между ними существуют глубокие различия по географическому положению и природным ресурсам, историческому и социально-экономическому развитию и др. Сохраняются также различия в отношениях с федеральным центром в имущественной, земельной, финансово-кредитной и налоговой сферах; есть особенности в подходах к военно-промышленному комплексу. Очевидно, что приравнивать их друг к другу неправильно. Фундаментальной причиной экономического неравенства является концентрация экономической деятельности на территориях, обладающих конкурентным преимуществом, то есть обеспеченностью природными ресурсами, выгодным географическим положением, уровнем человеческого капитала [3].
Стратегия регионального экономического развития – это стратегия, направленная на реализацию долгосрочных проектов с учетом региональных решений. Оно может быть различным в зависимости от общественно-политической ситуации и политики региона на том или ином этапе развития [7]. В связи с усилением самостоятельности в последние годы одни и те же регионы несут ответственность за результаты экономического развития. Сегодня рост местной экономики – это не только рост, но и позитивное изменение, начало региональной торговли.
В связи со сложностью социально-экономической политики, являющейся предметом региональной экономики, на данный момент можно выделить основные проблемы [6]:
- специфика региональной экономики;
- Экономические отношения между регионами;
- региональные системы (национальная экономика как система взаимодействия регионов);
- Аспекты экономической жизни.
Учитывая множество программ и мер, предпринятых правительством России для развития экономики до 2025 года, можно сказать, что рост в ближайшие семь лет не удивителен, но все будет меняться постепенно. В ближайшие три года он составит 3,3% и выше всех стран, а в 2021-2022 годах будет расти на 5% в год.
По мнению президента, к 2024 году в России появится не менее десяти топовых и глобально конкурентоспособных компаний, «цифровой центр распространения финансовых услуг». Вузы должны выпускать 120 тысяч ИТ-специалистов в год, должно быть создано не менее 30 научно-исследовательских проектов по цифровой экономике с бюджетом 100 млн рублей.
Важны основные идеи «Принципов плана развития экономики России до 2025 года», которые представлены общественности.
Цифровая безопасность финансовых транзакций стала комплексным изменением, включающим не только информационно-коммуникационный сектор, но и все сферы бизнеса. По этой причине некоторые части страны участвуют в принятии и реализации разумных решений в цифровой экономике.
Экономические ресурсы или экономическая мощь региона зависят, прежде всего, от успешности финансовых институтов определенного региона, количества денег и прибыли [9]. Отсутствие доходов приводит к сокращению экономических возможностей и неравномерному развитию региона. В качестве примера восстановления экономики мы можем видеть сбор налогов. Анализируя налоги регионов республики за последние годы и объемы финансирования центрального правительства, можно сказать, что только 3 региона республики платят почти половину налога, 72 региона получают поддержку. В то же время мы увидели рост налогов и заработной платы. К концу 2023 г. в федеральный бюджет поступит 9 трлн руб., что на 32% больше, чем в 2022 г. Анализ показывает, что увеличение налоговых поступлений в фонды крупнейших налогоплательщиков России, нефтяников, связано с ростом цен на нефть. Это показывает несовершенство системы сбора налогов в губерниях, неадекватность способов пополнения ресурсов губерний. Общий объем региональной помощи в 2022 году увеличился на 100 млрд рублей.
2.3 Экономический рост в развивающихся странах
Во всех развитых странах можно выделить ряд специфических факторов, которые связаны с социально-экономическим положением в экономической системе страны:
- Разные экономические типы с разными типами активов, включая стартапы, предпринимателей и инвесторов;
- глобальная экономическая среда и выход зарубежных стран;
- характер социально-экономических изменений, даже если для развития рыночного сотрудничества требуются многие годы;
- меньшее развитие рабочей силы, конец сельскохозяйственной деятельности, развитие цивилизации и культуры;
- финансовая зависимость от развивающихся стран из-за хронических проблем;
Изоляция науки и техники от других развитых стран и резкое сокращение инвестиций в исследования и разработки сделали развитые страны зависимыми от крупных стран мира.
- Сохранение большой доли вторичного сектора, что по-прежнему отрицательно сказывается на экономическом росте, а цены на сырье и сельхозпродукцию неуклонно снижаются.
Укрепление различных связей между народами и группами других народов и усиление их экономической и политической роли.
В результате этих мер развивающимся странам приходится сталкиваться с такими последствиями, как дефицит и инфляция.