ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Класс, учитель: 9 класс
Тема: «Человек и природа: конфликт или гармония»
Предметы: биология, география, экология
Цели урока:
-
дать представление учащимся о взаимосвязи человека, общества и природы, показать их взаимосвязь и специфические особенности; -
продолжить формирование экологической культуры учащихся, указав губительные последствия человека на природу, их необратимый характер; -
сформировать активную экологическую позицию школьника по защите природы.
Задачи урока:
образовательные:
-
расширить знания о круговороте веществ и влияние на него биотических и антропогенных факторов; -
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать вывод; -
продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества;
развивающие:
-
развивать умения учащихся оценивать экологическое состояние водоемов своей местности; -
применять теоретические знания при решении практических экологических задач; работать в группе; -
принимать коллективные решения;
воспитательные:
-
продолжить формирование любви к родному краю; -
учить видеть прекрасное в окружающей природе; -
формировать ответственное экологически грамотное отношение к природе своей местности; -
воспитывать бережное отношение к природе; -
воспитывать уважение к мнению собеседника.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: фотографии о загрязнении, интерактивное оборудование.
Используемые ЦОР: презентация к уроку.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Учитель географии.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем урок по теме «Человек природа: конфликт или гармония», для более продуктивной работы, работать будете в группах.
Каковы цели нашего урока?
Учитель биологии
Зачитывает цели урока, используя интерактивное оборудование.
-
Вступительная беседа.
Учитель географии.
Для начала предлагаем ответить на вопросы.
Для этого каждой группе учащихся необходимо написать ответ на листочке, та группа, которая ответит первым, озвучит свои ответы, другие будут дополнять, затем прикрепят на магнитную доску.
-
Что такое природа? -
Может ли человек существовать без природы? -
Может ли природа существовать без человека?
-
Изучение новой темы.
Учитель биологии.
Слово природа употребляется в нашей речи в различных смыслах. В широком смысле природа означает весь мир в многообразии его форм и проявлений. В узком смысле это слово означает биосферу, естественные условия жизни общества.
Природа - огромная кладовая ресурсов, которые необходимы человеку.
Какие ресурсы использует человек?
Да, человек использует реки и водопады, леса и полезные ископаемые, почву и воздух. Таким образом, природа служит основой жизнедеятельности человеческого общества.
Если первобытные люди поклонялись силам природы, обожествляли её, постепенно человек становился хозяином природы и перешел к её хищническому потреблению.
Человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду.
Вот печальная статистика. По данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. гектаров лесов. Стремительно увеличивается число растений и животных, заносимых в Красную книгу. Уже люди сами становятся жертвами своих необдуманных действий. От отравления ежегодно погибает в мире около тысяч человек. Меняются природные ландшафты, истощается почва, мелеют озера и реки.
-
Анализ неблагоприятного влияния человека на природу.
Учитель географии.
Сейчас мы предлагаем проанализировать воздействие человека на природу, и попробуем решить экологические проблемы.
Решение экологических проблемы.
Каким образом можно предотвратить экологические проблемы?
Почему в этом должен быть заинтересован сам человек?
В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, возмещении ущерба, причиненного здоровью, имуществу экологическими правонарушениями. В соответствии с принципом «загрязнитель платит», в РФ установлена плата за выброс и сбросы загрязняющих веществ.
Скажите, насколько актуальна данная проблема для Сев. Осетии?
(Экологическая ситуация в Северной Осетии в первую очередь определяется сильным загрязнением земель и водных объектов. 17% почвы республики загрязнены тяжелыми металлами. По данным Роспотребнадзора по Северной Осетии, в республике более тысячи предприятий, из которых около 90% осуществляют постоянные выбросы загрязняющих веществ.
На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами являются отходы:
-
горнорудной промышленности, а именно Фиагдонского рудника; -
Мизурской обогатительной фабрики; -
отвалы производства ''Электроцинка", вредные выбросы в атмосферу, сбросы жидких производственных и бытовых отходов в реки.
Проблемы создают также стихийные свалки в окрестностях населённых пунктов, на обочинах дорог, берегах рек, местах массового отдыха людей).
Парламентом РСО-Алания был принят закон "Об отходах производства и потребления в сфере сбора и переработки твердых бытовых отходов". К сожалению, норма закона не полностью исполняется, отсюда и проблемы.
-
Решение практических задач.
Учитель биологии.
А теперь, ребята, вам необходимо подумать и ответить на следующий вопрос:
В каких случаях человек нарушает экологическое равновесие и к каким последствиям это приводит?
-
Человек разводит костры в лесу. -
Человек собирает грибы и ягоды в лесу. -
Оказавшись на природе. Человек разбрасывает мусор. -
Человек косит траву на лугу.
-
Блеф-конкурс.
Учитель биологии
А теперь мы проводим блеф-конкурс. Вам необходимо ответить ДА или НЕТ и аргументировать свой ответ.
-
Верите ли вы в то, что бумагу можно бросать на землю, потому что она разлагается на почве быстро? (нет, потому что бумага может лежать на почве более 2 лет до полного разложения). -
Верите ли вы в то, что когда строят дома или дороги, необходимо снять слой почвы? (Да, её можно использовать в другом месте). -
Верите ли вы в то, что нефть приносит большую пользу окружающей среде? (Нет. Нефть является основной опасностью для окружающей среды) -
Верите ли вы в то, что муравьи - самые трудолюбивые санитары леса? (да, муравьи - самые трудолюбивые санитары леса. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник два десятка насекомых). -
Верите ли вы в то, что стекло может лежать на почве 500 лет до полного разложения? (нет, стекло может лежать на почве более 1000 лет до полного разложения.)
-
Проверка знаний.
Учитель географии
А сейчас при помощи 5-минутного теста мы проверим ваши знания.
1. Как называется металл, который попадает в окружающую среду при работе заводов цветной металлургии, вызывающий тяжелые отравления у людей и животных, использующий в медицине?
-
ртуть; -
медь; -
свинец.
2. Как называется наука о взаимодействии живых организмов и окружающей среды?
-
ботаника; -
экология; -
зоология.
3. Как называется самая маленькая птица в России?
-
воробей; -
королек; -
жаворонок.
4. В каком году произошла авария на Чернобыльской АЭС, в результате которой произошел выброс радиации в воздух?
-
в 1980 году; -
в 1986 году; -
в 1990 году.
5. Какое слово пропущено в стихотворении?
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский....
-
парк; -
сквер; -
лес.
6. Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения пресной воды по инициативе ООН ежегодно с 1992 года отмечается Всемирный День воды. Когда отмечается этот день?
-
1 января; -
22 марта; -
30 декабря.
7. Как называется самый чистый водоем на территории России?
-
озеро Байкал; -
озеро Балхаш; -
Ладожское озеро.
8. Как называется участок территории суши или акватории с находящимися в его пределах объектами, полностью исключенными от всех видов хозяйственного использования?
-
Национальный парк; -
заказник; -
заповедник.
9. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям?
-
огурец; -
репа; -
лук.
10. Почему в городах не растут лишайники?
-
Потому что, в городе мало деревьев; -
Потому что, в городе воздух загрязнен; -
Потому что, в городе очень шумно.
11. Что означает знак, где изображен лес, костер и изображение зачеркнуто красной полосой?
-
Можно осторожно разжигать костры; -
Костры можно жечь лишь в специально отведенных местах в лесу; -
Не жечь костры.
Учитель географии.
Вам предлагается провести взаимопроверку и выставить оценку.
-
Подведение итогов.
Учитель биологии
Итак, ребята, пришло время подводить итоги нашего урока. Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
-
Какова роль человека в природе? -
Можно ли предотвратить экологические проблемы? -
Какими способами может защитить человек природу?
-
Домашнее задание.
Подготовить сообщение об экологических проблем в нашей области, районе, используя материалы СМИ.
Директор _______________ Н. Т. Течиева
подпись расшифровка
М.П.