ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дом эмира Бухарского
Дом эмира Бухарского был спроектирован и построен в 1913-1914 годах Степаном Самойловичем Кричинским по заказу Сеида-Абдула-Ахад-хана. Правда полностью закончить строительство дома не успели из-за начавшейся I мировой войны. И завершили отделочные фасадные работы уже в 1952 году. Расположено здание на Каменноостровском проспекте.
Дом по своему стилю отлично согласован с временем и местом — неоклассической реакцией 1910-х годов и Петроградской стороной, бурно застраивавшейся как раз в этот период. Неоклассицизм характерен классическими ордерами, симметричной композицией, четкими силуэтами, изящным и строгим декором, использованием античных декоративных форм. Вообще, неоклассицизм в архитектуре — явление специфически петербургское: если неорусский стиль и модерн нашли особенно благоприятную почву в Москве, то неоклассицизм развивался преимущественно в Санкт-Петербурге.
Внешний облик здания стилизован под флорентийские палаццо эпохи маньеризма, фасады оформлены в стиле итальянского ренессанса. Лицевой корпус связан с пятью флигелями, образуя два курдонёра. В отличие от многих других доходных домов, в доме эмира дворовые флигели оформлены не менее выразительно, чем выходящий на проспект. Лицевой фасад визуально разделяется на две части — цоколь с масштабной рустовкой и массивными полуколоннами, и более «лёгкие» верхние этажи. Верхнюю часть аркады оформляют три арки композитного ордера. Облицовка фасадов выполнена из доломитового желтоватого мрамора из Шишимского месторождения на Среднем Урале, причем в Петербурге такое здание единственное в своем роде.
Архитектор, спроектировавший это здание, примечателен тем, что был готов на любой специфичный заказ и легко подстраивался под прихоти клиентов. Поэтому ему не составило труда учесть все пожелания эмира. Сам эмир, чтущий восточные традиции, в то же время был прогрессивным, к тому же некоторое время он учился в России, а также входил в свиту Его Величества
, поэтому он не стал останавливаться на традиционном восточном стиле, а захотел, чтобы здание было похоже на итальянский палаццо эпохи маньеризма.
Изначально, как было упомянуто выше, дом задумывался как доходный, коим он и прослужил несколько лет. Но с приходом советской власти здесь, как и в большинстве доходных домов Петербурга, появились коммунальные квартиры, многие из которых сохранились до сих пор. А часть дома занимают частные апартаменты.
Здание выглядит поистине колоритно, оно восхищает своей монументальностью и оригинальностью архитектуры. Несмотря на характерные черты неоклассицизма и строгие прямые пропорции здания, ощущаются и восточные мотивы. Создается впечатление, будто зритель стоит перед дворцом. Если говорить о внутреннем убранстве, то в наши дни, спустя долгие годы нахождения здесь коммунальных квартир, интерьер несколько потрепался. Красивую лепнину перекрыли граффити, некоторые окна замурованы, а стены облупились. Поэтому сейчас парадные и комнаты вызывают жалость и тоску по ушедшим временам, и наслаждаться былым великолепием мы можем лишь по фотографиям.