Файл: 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Решетникова Ангелина Александровна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна

Задание 1

Тема: Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.

На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию школьников. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.

По мнению ряда ученых, в России существует значительное отставание уровня экологического образования от мирового. Сегодня важно не только иметь некую сумму экологических знаний, не только вести речь о любви к природе и бережном отношении к ней, но и уметь принимать решения, основываясь на привычки системно мыслящего человека. Идеи устойчивого развития требуют не только знания экологических законов, но, даже в большей степени, понимания того, что и в какой мере губительно для существования человечества. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической грамотности, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях современного экологического кризиса возникла необходимость в глубокой нравственной перестройке образа жизни всего человечества, переориентации мышления на развитие диалоговых форм общения с природой. В связи с этим возрастает потребность в новом подходе (эколого-гуманистическом) к пониманию природных и общечеловеческих ценностей: осознание уникальности нашей планеты Земля и исчерпаемости её ресурсов; необходимости сохраниения многообразия экосистем и биологического разнообразия; понимание тесных взаимосвязей в природе, обществе, экономике. При этом возрастает ответственность человечества за последствия научно-технического прогресса, необходимость скорейшего перехода на новые безотходные технологии и ресурсосбережение, поддержание и совершенствование систем жизнеобеспечения, управление факторами риска в социоприродных системах. В качестве ключевых образовательных компетентностей рассматриваются следующие:


- Общекультурная (способность познавать окружающий мир, ориентироваться в нем, ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию России

- Учебно-познавательная (формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа)

- Информационная (умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы

- Социально-гражданская (практические умения по экологическому мониторингу)

- Коммуникативная (умение слышать и слушать друг друга, способность принять иную точку зрения или убедить собеседника в правильности собственной)

- Личностного роста и развития (совершенствования личностных качеств, развитие психологической грамотности)

- Экологическая (способность школьниками системно применять экологические знания)

Задание 2

Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:

1. Федеральный проект «Чистая страна».

2. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

3. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности».

4. Федеральный проект «Чистый воздух».

5. Федеральный проект «Чистая вода».

6. Федеральный проект «Оздоровление Волги».

7. Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

8. Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».

9. Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

10. Федеральный проект «Сохранение лесов».

11. Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
Показатели национального проекта
Наименование 2018г. 2019г. 2020г. 2021г. 2022г. 2023г. 2024г.

показателя
Ликвидирова- 0 16 42 76 108 146 191

ны все выяв-

ленные на 1

января 2018г.

несанкциони-

рованные

свалки в

границах

городов, шт.
Ликвидирова- 31 48 57 67 74 74 75

ны наиболее

опасные

объекты

накопленного

экологического

вреда,шт.
Количество 0 0 0 0 0 4 7



введённых в

эксплутацию

производств-

венно-

технических

комплексов

по обработке,

утилизации и

обезврежива-

нию отходов

I и II классов

опасности, ед.
Доля твердых 3 7 16,2 22,8 24 33 36

коммунальных

отходов,

направленных

на утилизацию,

в общем объеме

образованных

твердых

коммунальных

отходов, %
Доля твердых 7 12 27 38 40 55 60

коммунальных

отходов,

направленных

на утилизацию,

в общем объеме

образованных

твердых

коммунальных

отходов, %
Снижение 100 100 97 95 93 71 78

совокупного

объема

выбросов за

отчетный год, %
Количество 8 8 6 5 3 2 0

городов с

высоким

уровнем

загрязнения

атмосферного

воздуха, ед.
Выданные 0 15 80 150 300 4000 6900

комплексные

экологические

разрешения

(КЭР), шт.
Снижение 50 50 47 44 40 38 36

доли импорта

основного

технологи-

ческого

оборудования,

эксплуатируе-

мого в случае

применения

НДТ, %
Доля 87,5 87,5 87,8 88,2 89 89,4 90,8

населения

Российской

Федерации,

обеспеченного

качественной

питьевой водой

из систем

централизован-

ного

водоснабжения,

%
Доля 94,5 94,5 94,9 95,5 96,5 97 99

городского

населения

Российской

Федерации,

обеспеченного

качественной

питьевой водой

из систем

централизован-

ного

водоснабжения,

%
Снижение 3,17 3,17 2,98 2,58 2,38 1,58 1,05

объема

отводимых

в реку Волга

загрязненных

сточных вод,

км3 в год
Протяжен- 28,7 32,0 159,2 230,0 304,7 442,8 600,0

ность

восстановлен-


ных водных

объектов

Нижней Волги,

км2
Площадь - 2,7 6,4 10,6 14,4 17,3 23,5

восстановлен-

ных водных

объектов,

тыс. га
Протяжен- - 1,5 3 4,5 6 7,5 9

ность

очищенной

прибрежной

полосы

водных

объектов,

тыс. км
Сокращение 100 96,8 90,2 85,6 81,0 76,4 71,8

объемов

сбросов

загрязненных

сточных вод в

озеро Байкал

и др. водные

объекты

Байкальской

природной

территории, %
Количество 218 223 226 231 235 235 235

особо

охраняемых

природных

территорий

федерального

значения, не

менее шт.
Увеличена 1,3 3,0 3,5 4,0 4,5 5,0 5,0

площадь

особо

охраняемых

природных

территорий,

на млн. га
Увеличение 3571 4313 4913 5617 6203 6895 7891

количества

посетителей

на особо

охраняемых

природных

территориях

тыс. человек
Отношение 62,3 64,4 2,8 80,4 85,6 92,2 100

площади

лесовосстано-

вления и

лесоразведения

к площади

вырубленных

и погибших

лесных

насаждений, %
Ущерб от 32,3 20,5 18,0 17,0 16,0 15,0 12,5

лесных

пожаров по

годам,

млрд. руб.
Характеристика глобальной экологической проблемы «Чистый воздух».

Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь челоека. Россия - страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель - добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. Лесозаготовители дожны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.

Задание 3



Тест по проведению экологического следа жителя планеты Земля
1. Жильё:

Ответ: +6

2. Использование энергии:

Ответ: +45 +75 -10

3. Транспорт:

Ответ: +3 +45

4. Питание:

Ответ: +2 +50

5. Использование воды и бумаги:

Ответ: +14 +4

6. Бытовые отходы:

Ответ: +100
Тема: «Экологический след»

Задачи:

1) Образовательные: познакомить обучащихся к проблеме истощения ресурсов планеты.

Конспект занятия.

Людей на Земле стало так много, и запросы их выросли настолько, что ресурсов нашей планеты уже не хватает. Мы все чаще слышим об учащении природных катаклизмов, недостатке ресурсов, загрязнении окружающей среды. Из-за сложности этих явлений людям тяжело представить масштаб происходящего, оценить какой же вклад вносят они сами в негативные явления, происходящее с нашей планетой. Поэтому ученые разработали новый индикатор - «Экологический след», - «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельного человека, страны, человечества в целом.

Экологичкский след - это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.

Для того чтобы вычислить экологический след конкретного жителя планеты Земля, рекомендуется последовательно ответить на каждый из шести вопросов представленного далее текста. Для этого необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов соответсвующие вашему образу жизни утверждения. В заключении каждого утверждения (справа) представлены конкретные баллы. Необходимо выделить баллы, соответсвующие выбранным вами высказаваниям. Далее рекомендуется провести сложение/вычитание количества определённых баллов.

Суммируя, а затем умножая баллы, вы получите величину экологического следа жителя планеты Земля.

Тест: Подведение итогов теста. Получаем величину экологического следа жителя планеты Земля.

Замечаем ли мы, что превышаем допустимый уровень использования природных ресурсов? Чтобы