Файл: Слову о полку Игореве памятник древнерусской литературы. Исторические условия возникновения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Слову о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы.

  1. Исторические условия возникновения.


Памятник Древней Руси был написан во времена междоусобных войн князей. Когда Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов.

«Слово о полку Игореве» было написано почти сразу после возвращения князя Игоря Святославича из плена (1185 г.), поэтому автор не считал необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные современником.

«Слово о полку Игореве» имеет предположительно южнорусское происхождение, возможно даже киевское.

Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII в., вскоре после описываемого события, часто тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже.

Единственная сохранившаяся рукопись «Слова» была обнаружена в конце XVIII века А. И. Мусиным-Пушкиным — одним из самых известных и удачливых собирателей русских древностей. Сам коллекционер утверждал, что в конце 1780-х годов купил у бывшего настоятеля упразднённого к тому времени Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле архимандрита Иоиля (Быковского)

 сборник, включавший, помимо «Слова», Хронограф распространённой редакцииНовгородскую первую летопись младшего извода, «Сказание об Индийском царстве», «Повесть об Акире Премудром» и «Девгениево деяние». Быковский же изъял сборник из монастырской библиотеки и сделал в описи пометку о его уничтожении «за ветхостью и согнитием». Эта версия долго считалась общепринятой, однако в 1992 году тот самый сборник был найден в Ярославском музее, и «Слова» в нём не оказалось. Появилась другая гипотеза, согласно которой Мусин-Пушкин, будучи обер-прокурором Синода, получил рукопись, содержавшую «Слово», из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря зимой 1791—1792 годов и присвоил её.

Но, откуда бы ни поступила изначальная рукопись, граф много сделал для того, чтобы она не пропала для будущего. Известно, что он сообщил о находке ряду известных в то время специалистов по палеографии и с их помощью сделал новый список с рукописи (в ней, к примеру, не было заглавных букв и разделения на слова). Еще одна копия в 1795 году была сделана лично для царицы Екатерины II (считается, что А.И. Мусин-Пушкин стал обладателем «Слова» в 1791 или 1792 году).


В 1800 году граф организовал публикацию «Слова» в сборнике произведений древней литературы. Книга вышла стараниями типографа С.И. Селивановского, и «Слово» было переведено на современный русский язык и снабжено историческим разъяснениями. Имена авторов перевода и комментариев неизвестны.
«Слово» дошло до наших дней в единственном списке, и этот единственный список, находившийся в руках наиболее компетентных исследователей конца XVIII- начала XIX вв. в течение 15 или 20 лет, сгорел затем в московском пожаре 1812 г.

Сохранилось два полных воспроизведения текста «Слова» по мусин-пушкинской рукописи:

  1. Первое издание 1800 года, подготовленное Мусиным-Пушкиным, под заглавием «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгород- Северского Игоря Святославича»

  2. Снятая для Екатерины II в 1795 году копия «Слова». Копия эта была издана академиком Пекарским в 1864 году, и Симони, более исправно в 1889 году.

Сюжет произведения

«Слово о полку Игореве» в художественной форме описывает исторический факт: поход русского войска под предводительством новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Поход состоялся в 1185 году и закончился поражением войска Игоря. Сам князь попал в плен, откуда ему удалось бежать и вернуться на родину.

Все рассказанное в «Слове» совпадает с информацией, приведенной в летописных источниках (в частности, в Ипатьевской летописи). В тексте упоминаются многие русские уездные князья того и предшествующего периодов и даются им характеристики. Автор также высказывается в пользу единения русских земель и прекращения вражды между князьями.

Все исследователи отмечали, что сюжет необычный – это героическая поэма, рассказывающая о проигранной войне. В пользу подлинности «Слова» приводятся факты появления в более позднее время в русской литературе других похожих произведений (вроде «Повести о погибели земли Русской»).

Проблема авторства

Безусловно, автор «Слова» - современник этих событий. Он знает, что во время битвы ветер дул со стороны половцев, знает о месторасположении дворца Галицкого князя, о русских поселениях на Дунае. И язык «Слова» - язык, несомненно, второй половины 12 века.

Есть много гипотез об авторе:



  1. В XIX веке была высказана гипотеза об авторстве премудрого книжника Тимофея. Но книжники толковали священные писания, а в «Слове» несколько раз упоминаются языческие боги;

  2. Также автором называют переяславльского священника Митуса;

  3. По гипотезе Югова и Федорова считается, что автор- очевидец, участник событий (например, Игорь, половец Лавр, Всеволод, Владимир, тысячник Рагуил);

  4. Исследователь «Слова» И. Шкляровский выдвинул версию о том, что автор был ловчим, либо сокольничим при княжеском дворе;

  5. Б.Рыбаков открыл имя Петра Бориславича. Он был летописцем Рюрика, выполнял дипломатические миссии, и, что немало важно, создал летопись, где с народной точки зрения рассматривал княжеские распри и раздоры. Однако атрибуция летописания указанного периода боярину Петру сама по себе не гипотетична;

  6. Существует версия исследователя Ю. Сбитнева о том, что автором летописи является дочь князя Святослава Всеволодовича, которую звали Болеслава;

  7. Высказывалось также предположение об авторстве Кирилла Туровского, не нашедшие поддержки у историков;

  8. Выдвигалась даже маловероятная версия, что часть текста написана одним автором, другая часть-иным;

На основе текста «Слова» можно составить приблизительную характеристику автора.

Автор поименно называет всех князей, все имена реальны. В обращениях чувствуется, что многих из них он знает лично: «А ты, Романе, и ты, Мстиславе…». Скорее всего, когда автор писал «Слово», он был уже «в летах». Этика того времени не позволила бы юноше так обращаться к старшим по возрасту и положению.

Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами, слившись воедино.