Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 1
Задача 1
Оценка риска
На рис. 1 представлена схема системы контроля защиты емкости от разрыва при избыточном давлении, которая работает следующим образом.
Рис. 1. Схема системы контроля и защиты емкости: 1 – емкость;
2– насос; 3 – электродвигатель насоса; 4 – выпускной клапан;
5 – реле давления; 6, 7 – промежуточные реле; 8 – реле времени;
9 – кнопка пуска; 10 – предохранитель
Для пуска нажимают (и отпускают) кнопку 9 (контакты реле времени 8 и давления 5 замкнуты). При этом срабатывают реле 6, 7 и своими контактами блокируют кнопку 9 и включают насос 2. Насос отключается при достижении заданного давления в емкости (размыкаются контакты реле давления 5 и обесточивается реле 7) или при срабатывании реле времени 8, которое автоматически устанавливается при каждом пуске. После отключения насоса уровень жидкости уменьшается, затем снова происходит пуск насоса и т.д.
Возможные аварийные ситуации:
-
неуправляемый, бесконтрольный процесс, т.е. закачивание жидкости до разрыва емкости; -
утечка горючей жидкости из емкости с конечным (головным) событием –пожаром; -
не запускается насос с конечным событием – остановка технологической линии.
Решение
-
Построим возможное дерево отказов для аварийной ситуации 2-говида.
Рисунок 3. Дерево отказов «Пожар»
-
Используя данные табл. 2, табл. 3, дерево отказов для аварии «разрыв емкости» (рис. 2), рассчитаем вероятность головного события А, определим критичность события А, для двух контрмер подсчитаем новое значение критичности и по критерию затраты/прибыль сопоставим эти контрмеры.
При вычислении вероятностей головного и промежуточных событий используем формулы:
для логического оператора «И»
для логического оператора «ИЛИ»
,
где Ри, Рили – вероятности событий на выходе соответствующих операторов;
Рi – вероятности событий на входе.
При оценке последствий принимаем, что для I категории потери составляют
1106 руб.; для II – 1105 руб.; для III – 1104 руб.
Таблица 2
Исходные данные к задаче 1
Ввариант | Значения вероятностей Р исходных событий, Р10-5 | Количество последствий разной категории | |||||||
PB | PE | PG | PH | PI | PK | I | II | III | |
1 | 2 | 30 | 1,0 | 100 | 9 | 2 | 8 | 5 | 4 |
Таблица 3
Исходные данные к задаче 1
№ п/п | Вид контрмеры | Затраты Z на реализацию Z 10–3, руб. | Новое значение вероятности отказа |
1 | Увеличение прочности емкости | 350 | Уменьшение на порядок |
2 | Повышение надежности: | | |
реле давления 7 | 120 | То же | |
реле времени 8 | 120 | То же | |
кнопки 9 | 100 | То же |
Рис. 2. Дерево отказов «Разрыв емкости»
Рассчитаем вероятности для каждого уровня по формуле:
РF =1- (1-0,00002)(1-0,00009)(1-0,001)=0,00111
РD =1- (1-0,00111)(1-0,00001)=0,00112
РC =1- (1-0,00112)(1-0,0003)=0,00142
РA =1- (1-0,00142)(1-0,00002)=0,00143
Таким образом, вероятность возникновения события А равна 0,00143.
Рассчитаем значение критичности:
С = Р·Е
где Р – вероятность возникновения события
, Е – величина потерь при возникновении события.
По условию задачи, произошло 8 случаев I категории, 5 случаев II категории и 4 случая III категории. Итого 8 + 5 + 4 = 17 случаев. Соответственно вероятности возникновения случаев каждой категории:
Р1 = 8/17;
Р2 = 5/17;
Р3 = 4/17;
Величина потерь (по условию задачи) для I категории составляет 106 руб., для II – 105 руб., для III – 104 руб.
Тогда общая величина потерь:
Величина критичности для события А:
С = Р·А = 0,00143·502353 = 718,36 руб.
Рассчитаем те же значения при введении контрмеры 1 – увеличение прочности емкости. При этом значение вероятности события А уменьшаются на 1 порядок.
Таким образом, вероятность возникновения события А после введения контрмеры 1 равна 0,000143.
Новое значение критичности:
С1 = 0,000143·502353 = 71,836 руб.
Прибыль составит:
П = С – С1 = 718,36 – 71,836 = 646,53 руб.
Соотношение затраты/прибыль = 350/646,53 = 0,541
Проведем аналогичные расчеты для второй контрмеры – повышение надежности элементов системы. При этом вероятности остаются теме же (по условию задачи). Соответственно значение критичности остается тем же. Меняются лишь затраты на реализацию. Они составят 120 + 120 + 100 = 340 руб. Прибыли нет, т.к. значения критичности не меняется.
Сведем все вычисления в таблицу 1:
Таблица 1. Соотношение по критерию затраты/прибыль
Контрмера | Затраты на реализацию | Начальная критичность, руб. | Новая критичность, рыб. | Прибыль | Затраты/прибыль |
1. Увеличение прочности емкости | 350 | 718,36 | 71,836 | 646,53 | 0,541 |
2. Повышение надежности элементов | 340 | 718,36 | 718,36 | 0 | - |
Из чего можно сделать вывод об эффективности первой контрмеры и неэффективности второй. Предприятию следует выбрать контрмеру 1.
Задача 2
Выбросы вредных веществ в атмосферу автомобильным транспортом
В соответствии с Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должны осуществляться меры по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных средств.
Методические указания к решению задачи
-
Оцените имеющуюся санитарно-защитную зону. -
Определите количество выбросов в атмосферу за год. -
Подсчитайте годовые платежи за загрязнение окружающей среды
(воздуха).
4. Характеристика автотранспортного предприятия (АТП) с учетом номера варианта приведена в табл. 4.
Таблица 4
Исходные данные к задаче 2
Вариант | Ширина санитарно-защитной зоны, м | Тип автомобиля (N1, N2, N3); количество (n) грузовых автомобилей, работающих на разных видах топлива – в числителе. Пробег с начала эксплуатации (L), тыс. км – в знаменателе | ||
на дизельном топливе | на бензине | на сжиженном нефтяном газе (СНГ) | ||
1 | 150 | – | | |
На АТП эксплуатируются грузовые автомобили. Средний пробег одного автомобиля составляет 100 тыс. км в год.
При определении количества выбросов (Wi) вредных веществ (СО, NOx, СхHy) в атмосферу использовать формулу
,
где yi – удельные (на км пробега) выбросы новых одиночных автомобилей, г/км (табл. 5); L – пробег автомобиля с начала эксплуатации, тыс. км; ki – коэффициент, учитывающий изменение выбросов в процессе эксплуатации, по сравнению с новыми, %;
ki = А0 + А1L + A2L2 + A3L3.
Коэффициенты А0, А1, A2, A3, приведены в табл. 6.
Таблица 5
Удельные выбросы вредных веществ и расход топлива автомобилями
Тип автотранспортного средства | Расход топлива Q, л/км | Удельные выбросы вредных веществ, г/км | |||||||
СО | NOx | CxHy | |||||||
Грузовые бензиновые | N2 | 0,367 | 118,5 | 10,1 | 10,7 | ||||
Грузовые газовые (СНГ) | N1 | 0,11 | 9,3 | 1,1 | 3,4 |
Таблица 6
Значения коэффициентов
Наименование вредных веществ | А0 | А1 | А210–6 | А310–6 |
СО | 100,73 | 0,16 | 357,69 | –0,87 |
NOx | 97,92 | 0,015 | –1174,42 | 1,12 |
СхHy | 101,04 | 0,079 | 646,25 | 0,43 |
Плата за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников определяется в зависимости от используемого передвижным источником вида топлива как произведение соответствующих нормативов платы на количество израсходованного топлива и на коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе (для Челябинска Кэ= 2,4) и на коэффициент индексации (Ки = 1,2 в 2005 г.).Выбор нормативов платы производится из табл. 7.
Таблица 7
Нормативы платы
Виды топлива | Норматив платы за выброс загрязняющих веществ, образующихся от сжигания 1 т топлива, руб. |
Бензин неэтилированный | 1,3 |
Дизельное топливо | 2,5 |
Сжиженный газ | 0,9 |
Решение
1. Оценим имеющуюся санитарно-защитную зону.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 автотранспортные предприятия относятся к III классу опасности.
Согласно данному нормативу, ширина СЗЗ должна быть не менее 300 м.
В данной задаче ширина СЗЗ равна 150 м. Что является нарушением норм.
2. Рассчитаем количество выбросов для автомобилей на бензине
Тогда количество выбросов составит: