Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Дискреционная фискальная политика
Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться напрямую путем изменения государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Косвенное влияние на фискальную политику оказывают изменения в политике ускоренной амортизации, а также политика налогообложения (ставки налогов, налоговые льготы, база налогообложения).
Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства, то есть
это происходит не автоматически, а только с согласия правительства.
В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей дискреционная политика может носить стимулирующий
или сдерживающий характер.
-
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика
(фискальная экспансия)
Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) осуществляется в периоды экономического спада, депрессии. Правительство прибегает к поощрению расходов и повышению реального объёма выпуска ВВП. Для этого используется модель сбалансирования совокупного спроса
и совокупного предложения.
Рассмотрим экономику на рис. 1.
Предполагается, что резкое снижение инвестиционных расходов
в связи с сокращением количества инвестиционных проектов,
т.е. сокращение возможной инвестиционной прибыли, привело к смещению кривой совокупного спроса в экономике от AD1 до AD2.
Рис. 1. Стимулирующая фискальная политика
В результате этого реальный ВВП уменьшился с 505 млрд. руб.
– величины, близкой к уровню производства при полной занятости,
– до 485 млрд. руб. Это падение реального производства на 20 млрд. руб. сопровождалось ростом безработицы, поскольку для производства меньшего объема продукции требуется меньше рабочей силы.
Такая экономика находится в фазе спада с сопутствующей ему циклической безработицей.
Что в этих обстоятельствах должно предпринять правительство? У него есть три основные возможности проведения фискальной политики:
1) увеличение государственных расходов;
2) сокращение налогов;
3) сочетание двух первых вариантов.
Если федеральный бюджет сбалансирован, то фискальная политика
в период спада должна быть направлена на создание бюджетного дефицита, т. е. на превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями.
1) Увеличение государственных расходов.
При прочих равных условиях увеличение государственных расходов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо, как показано
на рис. 1, – от AD2 до AD1.
Предположим, что для ослабления экономического спада правительство выделяет дополнительные 5 млрд. руб. на строительство шоссейных дорог, систем спутниковой связи и др.
Представляем эти дополнительные 5 млрд. руб. государственных расходов горизонтальным отрезком между AD2 и пунктирной нисходящей линией, расположенной справа от AD2. При любом уровне цен реальный объем производимого продукта, на который предъявлен спрос (величина спроса), становится на 5 млрд. руб. больше, чем до увеличения государственных расходов. Но кривая совокупного спроса смещается вправо, до AD1, т. е. спрос увеличивается больше чем на 5 млрд. руб. дополнительных государственных расходов. Это происходит потому, что эффект мультипликатора приумножает первоначальное изменение спроса
с каждым следующим циклом новых потребительских расходов.
Если предельная склонность к потреблению (далее – ПСП ) в экономике составляет 0,75, то простой мультипликатор равен 4. Кривая совокупного спроса сдвигается вправо на расстояние, в 4 раза превышающее длину отрезка, который представляет увеличение государственных расходов
на 5 млрд. руб. Данное увеличение совокупного спроса происходит в пределах горизонтального отрезка кривой совокупного предложения, поэтому мультипликатор действует в полную силу и реальный объем производства возрастает в 4 раза.
На рис. 1 видно, что реальный объем производства возрос
от 485 млрд. руб. – уровень во время спада – до 505 млрд. руб.
на 20 млрд. руб. При повышении объема производства возникает потребность в рабочей силе. Сокращается безработица.
2) Снижение налогов.
Для того чтобы кривая совокупного спроса сдвинулась вправо от AD2 до AD1, правительство может снизить налоги.
Предположим, правительство сократило индивидуальный подоходный налог на 6,67 млрд. руб., в результате чего располагаемый доход увеличился
на такую же величину.
Потребление возрастет на 5 млрд. руб. (= ПСП 0,75*6,67 млрд. руб.),
а сбережения увеличатся на 1,67 млрд. руб. (= ПСС 0,25*6,67 млрд. руб.).
В данном случае горизонтальный отрезок между AD2 и пунктирной нисходящей линией на рис. 1 представляет исходное увеличение потребительских расходов, равное 5 млрд. руб. Благодаря эффекту мультипликатора исходный уровень потребительских расходов увеличивается в последующих циклах расходов. Кривая совокупного спроса сдвинется вправо на величину, в 4 раза превышающую первоначальное увеличение потребления на 5 млрд. руб., обусловленное снижением налогов. Реальный ВВП возрастет на 20 млрд. руб. – с 485 до 505 млрд. руб.,
а это означает, что мультипликатор равен 4. Соответственно увеличится
и занятость.
Для одинакового сдвига кривой совокупного спроса вправо снижать налоги необходимо на большую сумму, чем увеличивать государственные расходы. Это объясняется тем, что какая-то доля сокращения налогов вызывает увеличение сбережений, а не потребления.
Чтобы увеличить первоначальное потребление на определенную сумму, правительство должно снизить налоги на величину, превышающую эту сумму. При ПСП, равной 0,75, для будущего увеличения потребления
на 5 млрд. руб. налоги должны быть сокращены на 6,67 млрд. руб., поскольку
1,67 млрд. руб. идет на сбережения (а не на потребление).
Если бы ПСП составляла, скажем, 0,6, то для первоначального увеличения потребления на 5 млрд. руб. налоги надо было бы сократить
на 8,33 млрд. руб. Чем меньше величина ПСП, тем большее снижение налогов требуется для того, чтобы добиться определенного увеличения потребления и определенного сдвига кривой совокупного спроса.
3) Сочетание увеличения государственных расходов
и снижения налогов.
Правительство может одновременно увеличивать государственные расходы и сокращать налоги, чтобы вызвать желаемый первоначальный рост расходов и, в конечном счете, увеличить совокупный спрос и реальный ВВП.
В экономике, представленной на рис. 1, государство могло
бы увеличить свои расходы на 1,25 млрд. руб. и в то же время снизить налоги на 5 млрд. руб. Такое сочетание приведет к искомому результату – первоначальному увеличению расходов на 5 млрд. руб.
-
Сдерживающая фискальная политика
(фискальная рестрикция)
Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) осуществляется снижением государственных расходов, повышением налогов, что приводит к избытку государственного бюджета.
Рассмотрим экономику на рис. 2.
Рис. 2. Сдерживающая фискальная политика
Предположим, что в результате резкого роста инвестиционных расходов или чистого экспорта совокупный спрос вырос. Т.е. сдвиг кривой совокупного спроса от AD3 до AD4, на вертикальном отрезке кривой совокупного предложения повысил уровень цен с Р3 до Р4.
Если правительство собирается контролировать инфляцию,
то его фискальные меры должны носить совершенно иной характер
по сравнению с теми, которые оно применяло для борьбы со спадом.
В подобном случае правительство может:
1) сократить государственные расходы;
2) повысить налоги;
3) использовать два первых варианта в сочетании.
Когда экономика сталкивается с инфляцией спроса, фискальная политика должна быть направлена на создание бюджетного избытка,
т. е. на превышение налоговых поступлений над государственными расходами.
1) Сокращение государственных расходов.
Для замедления темпов или полной ликвидации инфляции правительство может сократить свои расходы.
На рис. 2 горизонтальный отрезок между AD4 и пунктирной линией указывает на сокращение государственных расходов на 5 млрд. руб.
Это уменьшение расходов сместит кривую совокупного спроса влево от AD4 до AD3, если процесс действия мультипликатора будет завершен. При условии, что цены обладают гибкостью к понижению, они возвратятся на уровень Р3, т. е. на уровень до начала инфляции. Реальный объем производства останется на уровне максимальных производственных возможностей – 515 млрд. руб.
В реальной экономике цены «устойчивы» к понижению, поэтому, чтобы сдержать инфляцию, надо помешать росту уровня цен, а не пытаться снижать их до прежнего уровня.
Обычно инфляция спроса постоянно сдвигает кривую совокупного спроса вправо. Следовательно, цель фискальной политики – остановить эти сдвиги, а не восстанавливать прежний, более низкий уровень цен.
2) Повышение налогов.
Для увеличения потребительских расходов правительство снижает налоги. Но оно может прибегнуть и к повышению налогов для сокращения потребительских расходов.
На рис. 2 показано, что если ПСП в экономике составляет 0,75,
то правительство должно повысить налоги на 6,67 млрд. руб., чтобы потребление уменьшилось на 5 млрд. руб.
При повышении налогов на 6,67 млрд. руб. сбережения сократятся
на 1,67 млрд. руб. (ПСС 0,25*6,67 млрд. руб.), и это сокращение сбережений
по определению не является уменьшением расходов. Но повышение налогов на 6,67 млрд. руб. приведет к сокращению потребительских расходов
на 5 млрд. руб. (ПСП 0,75*6,67 млрд. руб.), что выражено отрезком между кривой AD4 и пунктирной линией слева от нее.
Благодаря эффекту мультипликатора совокупный спрос сместится влево на 20 млрд. р. при любом уровне цен (мультипликатор (равный 4)
5 млрд. руб.), а уровень цен упадет с Р4 до Р3. Это обеспечит контроль
за инфляцией спроса.
3) Сочетание сокращения государственных расходов
и повышения налогов.
При одновременном применении правительством сокращения государственных расходов и повышению налогов происходит уменьшение совокупного спроса и возможен контроль над инфляцией. Иначе говоря, инфляция спроса снижается при росте цены безработицы и при спаде производства. Это прослеживается в краткосрочном периоде.
В более долгосрочной перспективе политика повышения налогов приводит к спаду совокупного предложения, спаду или значительному замедлению экономического развития. Особенно это проявляется в случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов
в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
В рамках дискреционной политики рассматриваются различные социальные программы, в том числе государственная программа занятости,
а также программы изменения налоговых ставок.
Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизации экономики. Она осуществляется за счет средств государства и местных органов власти.
В условиях нормального экономического развития правительство должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы эффективно использовать ее в условиях спада, когда люди теряют работу.
Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер.
В отличие от программ общественных работ они требуют меньше затрат