Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и могут применятся местными властями на каком-либо локальном рынке.
Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы
на образование, медицину и т. д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения.
Главным недостатком всех этих программ является то, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
Однако существует более эффективный инструмент в процессе стабилизации экономики – это изменение налоговых ставок. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
Но есть здесь и недостаток. В демократическом обществе гораздо сложнее повысить налоги после преодоления спада. Проще организовать политические настроения на борьбу с безработицей, чем на борьбу
с инфляционным разрывом и чрезмерной занятостью.
Эффективность дискреционной политики напрямую зависит
от грамотной диагностики происходящих экономических процессов.
С ее помощью правительство настраивает свои рычаги: налоги
и государственные расходы на прогнозируемую хозяйственную конъюнктуру. Однако не всегда удается предугадать действительные направления развития экономики. Поэтому мероприятия фискальной политики принимаются правительством со значительным запозданием.
В свою очередь, оперативность по принятию решений, связанных
с организацией мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики, связана с обычными административными процедурами.
Вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени, поэтому эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу. Так называемые «временные лаги» между периодом возникновения потребности в новых направлениях фискальной политики и получением ожидаемого положительного эффекта от их применения накладываются друг на друга. Тем самым ухудшается возможность дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике
и эффективно их корректировать.
-
Недискреционная фискальная политика
(автоматическая)
Второй тип фискальной политики – недискреционная (автоматическая) или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.
Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором подразумевается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменения ВВП в разные периоды экономического цикла.
Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо)
в период спада или уменьшать дефицит (повышать положительное сальдо)
в период инфляции без специального вмешательства со стороны правительства.
Рис. 3. Автоматически достигнутая стабильность
Рис. 3 может служить хорошей иллюстрацией того, как налоговая система усиливает достигнутую автоматически стабильность. Государственные расходы (G) в этой схеме считаются величиной постоянной и независимой от размера ВВП; некоторый конкретный уровень этих расходов утверждается Правительством. Но Правительство не определяет уровень налоговых поступлений; оно определяет лишь налоговые ставки. Величина же налоговых поступлений измеряется в том же направлении,
что и уровень ВВП, которого реально достигает экономика. Прямую зависимость налоговых поступлений от уровня ВВП отражает восходящая линия Т.
Если объем налоговых поступлений изменяется прямо пропорционально величине ВВП, то бюджетный дефицит, который,
как правило, автоматически образуется в периоды спада, помогает
его преодолеть. Напротив, бюджетный избыток, автоматически возникающий в периоды экономического роста, содействует преодолению возможной инфляции.
Экономический смысл этой прямой взаимосвязи налоговых поступлений и величины ВП становится очевидным в свете двух обстоятельств:
-
Налоги сокращают расходы и совокупный спрос; -
С точки зрения стабильности сокращение расходов желательно, когда экономика движется к инфляции, и напротив, в периоды резкого падения деловой активности желательно увеличивать расходы.
Другими словами, налоговая система, изображенная на рис. 3, обеспечивает некоторую стабильность в экономике, автоматически вызывая изменения величины налоговых поступлений и, следовательно, изменения в государственном бюджете, которые противодействуют одновременно и инфляции, и безработице. Встроенный стабилизатор – это любое воздействие, которое увеличивает дефицит государственного бюджета (или сокращает его избыток) в периоды спада и увеличивает его избыток (или уменьшает дефицит) в периоды инфляции без каких-либо специальных шагов со стороны политиков.
С ростом ВВП в периоды процветания налоговые поступления автоматически возрастают и – поскольку они сокращают расходы – сдерживают экономический подъем. Иными словами, по мере продвижения экономики к более высокому уровню ВВП налоговые поступления автоматически увеличиваются и способствуют ликвидации дефицита бюджета и созданию бюджетного излишка.
Напротив, когда ВВП сокращается в периоды спада, налоговые поступления автоматически уменьшаются, что ведет к росту расходов
и тем самым смягчает экономический спад. То есть с понижением уровня ВВП налоговые поступления также падают и подталкивают государственный бюджет от излишка к дефициту. Из рис. 3 видно, что на низком уровне национального дохода ВВП, автоматически создается благоприятный
для экономического роста бюджетный дефицит; а на высоком и, возможно, инфляционном уровне ВВП3 автоматически формируется сдерживающий бюджетный излишек 5.
Автоматическими стабилизаторами являются:
1) Прогрессивная налоговая система.
В периоды экономического роста она сдерживает рост совокупного спроса, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов. А при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.
2) Пособия по безработице и прочие социальные выплаты.
В условиях экономического спада они увеличиваются вследствие увеличения числа безработных. И, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.
3) Субсидии – денежные выплаты, которые предоставляются за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов, предназначенные юридическим и физическим лицам, местным органам власти или другим государствам.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.
Главное достоинство недискреционной (автоматической) фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий.
Недостаток недискреционной (автоматической) фискальной политики
в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания,
но не способна их устранить. Следует отметить, что чем выше ставки налогов и величина трансфертных платежей, тем действеннее недискреционная политика.
- 1 2 3 4 5
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
Итак, фискальная политика, проводимая государством, основывается на том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. Иначе говоря, особенность фискальной политики состоит
в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаются
на объеме ВНП. Как отмечалось ранее, в краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос и, наоборот, увеличение налогов
и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос.
В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост.
Изменения в налогах и правительственных расходах могут происходить либо автоматически (без специальных законодательных решений) с помощью встроенных стабилизаторов, которые поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции, либо в результате целенаправленных решений правительства (дискретная политика).
В зависимости от поставленных целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.
Хотя фискальная политика и является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, для нее характерны некоторые недостатки, снижающие ее эффективность. Фискальная политика эффективна лишь в краткосрочном периоде. Возможно возникновение противоречий между направлениями изменений: налогов
и правительственных расходов, осуществляемых в целях достижения макроэкономической стабильности, а также другими целями, стоящими перед обществом (оборона, экология, социальные проблемы).
Таким образом, при проведении фискальной политики упор может делаться либо на маневрирование расходами, либо на изменение налогов. Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством:
-
если это «либеральный» курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам; -
если проводится «консервативный» курс, ориентированный
на сужение роли государства и создание чисто рыночного механизма,
то в целях стабилизации экономики более широко используются налоговые изменения.