Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана
с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики,
как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется
на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие
в экономически развитых странах около половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны,
так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
Взвешенная и ответственная бюджетная политика, бюджетные правила и процедуры, обеспечивающие прозрачность, подотчетность
и результативность бюджетных расходов, – необходимое условие устойчивого экономического развития и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны.
- 1 2 3 4 5
ОСОБЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
в 2020 - 2021 годах.
Так как фискальная политика играет большую роль в развитии государства, влияя на социальное положение граждан государства,
на состояние государственного бюджета и на деловую активность предприятий, для выбора наиболее правильной и экономически целесообразной фискальной политики необходим ее системный анализ
и прогнозирование последствий.
Основным элементом фискальной политики являются налоги. Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы
во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях
и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.
Система налогообложения Российской Федерации базируется
на следующих принципах:
1) Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги
и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
2) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер
и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы
в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
3) Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
4) Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
5) Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом (далее – НК). Налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах
в соответствии с НК;
6) При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
7) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора 6.
Для сдерживания экономического спада в условиях пандемии коронавируса российскими властями были приняты меры, направленные
на поддержку бизнеса и населения. Наиболее действенными нововведениями государства стали налоговые послабления. Так, субъектам РФ было дано право предоставления налоговых каникул впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям (ИП), выбравшим применение упрощенной или патентной системы налогообложения. При этом право определять виды предпринимательской деятельности и сроки налоговых каникул было предоставлено субъектам РФ7.
В 2020 году также широкое распространение получила практика отсрочки и рассрочки налоговых платежей. Отсрочку по уплате налоговых платежей смогли получить предприятия и ИП, относящиеся к сферам деятельности, наиболее пострадавшим в условиях пандемии и включенные
в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
(далее – МСП). Продление сроков по уплате налогов для данных категорий налогоплательщиков осуществлялось автоматически. Отсрочка по отдельным видам налоговых платежей предоставлялась на сроки от трех до шести месяцев
По всем отсроченным налогам была предусмотрена рассрочка погашения задолженности в течении 12 месяцев. Более того, в дальнейшем для многих категорий налогоплательщиков уплата налогов за второй квартал 2020 года была отменена8.
Следует отметить, что предоставление рассрочки для большинства предпринимателей не предусматривалось по следующим видам налогов:
-
НДФЛ с заработной платы сотрудников; -
налог на добавленную стоимость (НДС); -
налог на профессиональный доход; -
налог на прибыль, удерживаемый с выплаченных предприятиям иностранного происхождения доходов от источника на территории РФ.
Отсрочка по заявлению предоставлялась для следующих групп налогоплательщиков:
1. Компании и ИП наиболее пострадавших отраслей, не введенные
в Единый реестр малого и среднего предпринимательства.
2. Стратегические, градообразующие и системообразующие организации, признанные таковыми в соответствии с решением Правительства РФ.
3. Организации, реализующие социально значимые товары.
4. Арендодатели торговых площадей, предоставляющие отсрочку
по арендным платежам
Отсрочка и рассрочка предоставлялась по налогам, перечисляемым
в федеральный, региональные и местные бюджеты, а также по страховым взносам. При этом виды налогов, по которым предоставлялась льгота, для разных категорий налогоплательщиков различались. Так, для организаций сфер деятельности, наиболее пострадавших от пандемии, отсрочка (рассрочка) предусматривалась практически по всем видам налогам (включая НДС). Отсрочка и рассрочка не предусматривалась только по налогу
на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизам, страховым взносам
на травматизм и накопительную часть пенсии. Для стратегических, градообразующих и системообразующих организаций, а также для фирм, реализующих социально значимые товары, исключением стали также начисления по НДС. Арендодатели торговых площадей могли отсрочить перечисление налога на имущество (юридических, физических лиц)
и земельного налога 9.
В таблице 2, составленной по формам статистической налоговой отчетности сводных отчетов в целом по РФ10 представлена динамика
и структура начисленных к уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ в млн. руб.:
Таблица 2
Начислено к уплате налогов | 2018г. | 2019г. | 2020г. | 2019 в % к 2018 | 2020 в % к 2019 |
Всего поступило доходов, администрируемых налоговыми органами | 20 712 915 | 21 808 859 | 19 475 533 | 105,29 | 89,30 |
Налоговые доходы | 20 521 676 | 21 581 513 | 19 196 356 | 105,16 | 88,95 |
Налог на прибыль организаций | 4 087 068 | 4 393 438 | 3 930 606 | 107,50 | 89,47 |
Налог на доходы физических лиц | 3 436 394 | 3 766 834 | 3 966 299 | 109,62 | 105,30 |
Налог на добавленную стоимость | 3 884 581 | 1 284 221 | 4 634 577 | 33,06 | 360,89 |
Акцизы | 1 512 855 | 1 284 221 | 1 847 809 | 84,89 | 143,89 |
Налог на имущество физических лиц | 69 515 | 72 561 | 80 664 | 104,38 | 111,17 |
Налог на имущество организаций | 994 838 | 918 695 | 228 837 | 92,35 | 24,91 |
Транспортный налог | 182 338 | 181 150 | 195 444 | 99,35 | 107,89 |
Налог на игорный бизнес | 1 976 | 2 059 | 1 596 | 104,20 | 77,53 |
Земельный налог | 198 560 | 186 930 | 185 068 | 94,14 | 99,00 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 6 144 237 | 6 232 204 | 4 117 866 | 101,43 | 66,07 |