Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сокращение налоговых поступлений, субсидирование кредитов малого бизнеса, а также резкое увеличение других государственных расходов, связанных с пандемией, привели к образованию бюджетного дефицита, который в 2020 году составил 4,4%. В последующие годы предполагалось сохранение дефицита бюджета (в 2021 году на уровне 2,4%,
а в 2022 году – 1%)11.
Для покрытия бюджетного дефицита осуществляется привлечение средств из Фонда национального благосостояния России, а также заимствований на долговом рынке. Согласно позиции Министерства финансов РФ, наращивание государственного долга к 2023 году предполагался на уровне 21,4% ВВП 12.
Недостаток средств существенно ограничивает возможности государственной поддержки населения и бизнеса в дальнейшем.
В условиях постепенного ослабления ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения коронавируса, политика государства по поддержке российского бизнеса постепенно корректировалась. Так, в 2021 году не планировалось предоставление отсрочки по налогам, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» 13.
Также изменены условия льготного кредитования. В новой программе (ФОТ 3.0) предусмотрено повышение ставки, которая в 2021 году составила 3%. В отличии от 2020 года, теперь льготные кредиты при соблюдении определенных условий смогли получить и крупные компании наименее восстановившихся после пандемии отраслей. Списание сумм по кредитам
в рамках данной программы в настоящее время не предполагается. Кроме того, средства предоставлялись в основном компаниям, уже получавшим кредиты по программе ФОТ 2.0. В условиях экономического спада, предопределившего сокращение налоговых доходов, государственные регулирующие органы вынуждены искать дополнительные источники пополнения бюджета. В 2021 году в сторону увеличения пересмотрены ставки акцизов по некоторым видам товаров 14.
В российское законодательство также внесены изменения, увеличивающие налоговую нагрузку на отдельные виды доходов физических лиц. Введена прогрессивная система налогообложения, предусматривающая применение повышенной ставки по НДФЛ (15%) на доходы, превышающие сумму 5 млн. рублей в год 15.
Кроме того, введены изменения, увеличивающие налоги по доходам
на депозиты, а также уплату НДФЛ с купонного дохода по облигациям.
Для резидентов предусмотрена ставка по налогу 13%, а для нерезидентов – 30% 16.
С 2021 года также отменены некоторые льготы по НДПИ,
что увеличило ставку для добычи углеводородов, некоторых видов цветных металлов и удобрений в 3,5 раза 17. По оценкам специалистов, повышение НДПИ в 2021 году обеспечило пополнение бюджета. При этом повышение налогового бремени увеличило издержки бизнеса и негативно повлияло
на развитие отраслей добывающей промышленности.
Пандемия коронавируса COVID-19 стала причиной экономического спада и снижения уровня жизни населения. Многие коммерческие компании столкнулись с резким снижением спроса на выпускаемую ими продукцию
и, соответственно, с сокращением прибыли. В таких условиях для предпринимательских структур особую значимость приобретает гибкое управление налоговыми обязательствами. Для поддержки бизнеса регулирующими органами были разработаны масштабные программы, предусматривающие активное применение налоговых инструментов.
Государственные антикризисные меры потребовали существенных затрат из государственного бюджета, но не смогли предотвратить экономический спад.
Увеличение государственных расходов при сокращении налоговых доходов предопределили формирование бюджетного дефицита
и наращивание внутренних долговых обязательств РФ.
В настоящее время регулирующие органы вынуждены не только сокращать государственные расходы, но и искать дополнительные источники для пополнения бюджета. Сворачивание программ поддержки бизнеса,
а также увеличение налоговой нагрузки на отдельные виды доходов предпринимательских структур и населения сдерживают процессы восстановления экономики. Поэтому для преодоления последствий экономического спада необходима корректировка антикризисных мер
с учетом интересов бизнеса и населения, а также необходимости ограничения нагрузки на бюджеты всех уровней по обслуживанию государственных долговых обязательств.
- 1 2 3 4 5
Список литературы
1. Нормативно-правовые источники
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 16.07.1998, одобрен Советом Федерации
17.07.1998 г. действующая редакция от 18.03.2023 -
Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»»; -
Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье»; -
Федеральный закон от 15.10.2020 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». -
Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период»; -
Федеральный закон от 8 декабря 2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»; -
Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;
2. Учебники и монографии
-
Агапова Т.А., Серегина С.Ф., Макроэкономика : учебник/под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 6-е изд., стереотип. – М. : Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448 с.; -
Бюджетная стратегия Российской Федерации на период до 2023 года / Министерство финансов Российской Федерации.- М, 2008 -
Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с. -
Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - Гл. 10, с. 258-269 -
Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. -
Макконнел К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 13-го англ.изд. – М.: ИНФРА-М, 1999-XXXIV, 974с. -
Никифоров, А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебное пособие для вузов: рекомендовано УМО. / Никифоров, Александр Алексеевич, Антипина, Ольга Николаевна, Миклашевская, Нина Анатольевна; под общ. ред. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2008 (в алфавитной последовательности).
3. Периодические издания
-
Бусоедов И.А., Гребенюк Т.А., Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток) Фискальная политика государства// «Молодой учёный». Декабрь 2016, с. 256; -
Ибрахим М.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства//Вестник университета № 2, 2017, с.135-140; -
Оболенская М.Ф., Руднева А.О., Основы фискальной политики государства (16-21) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. 2020/04/15; 72(5):16-21.
4. Интернет-сайты
-
Официальный сайт Министерства финансов РФ - http://www.minfin.ru; -
Справочная информационная система - http://www.consultant.ru; -
Студенческий научный форум - https://scienceforum.ru; -
Электронно-библиотечная система - https://znanium.com
1Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с. [Электронный ресурс]https://ihtika.ru/book/efimova-eg-ekonomika-uchebnoe-posobie-m-mgiu-2005-368-s/text/284;
2 [Электронный ресурс] https://yuridicheskaya_encyclopediya.academic.ru/12344/ФИСКАЛЬНАЯ_ПОЛИТИКА;
3 [Электронный ресурс] https://vestnik.guu.ru/jour/article/viewFile/604/27.pdf.
4 [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2017
5 [Электронный ресурс] https://institutiones.com/download/books/805-economics.html
6 [Электронный ресурс] https://rulaws.ru/nk-rf/
7 Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»;
8 Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
9 Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».
10 Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс] //URL: https://www.nalog.ru/
11 Федеральный закон от 8.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
12 «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (утв. Минфином России). [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/
13 Письмо Федеральной налоговой службы №СД-18-3/56@ от 15.01.2021
14 Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье»;
15 Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период»;
16 Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
17 Федеральный закон от 15.10.2020 № 342-ФЗ «О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».