Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право (Наименование дисциплины) Товарный знак как интеллектуальная собственность (Наименование темы) Ф. И. О студента Пустовалов Максим Алексеевич Направлениеспециальность 40. 03. 01 Юриспруденция.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак. В обиходе используются термины торговая марка, бренд, логотип, слоган»
15
Товарный знак выполняет следующие функции:
Товарный знак помогает потребителям определить производителя товаров и выделяет товар из товарной категории.
Знак передает информацию о свойствах и характеристиках товаров.
Товарный знак обеспечивает и гарантирует потребителю определенный уровень качества продукции.
Использовать товарный знак можно только правообладателю и третьим лицам с его согласия
16
Товарный знак является основным элементом рекламы товара и благодаря этому, компания приобретает известность на рынке и порождает спрос потребителей на товар. Известность товарного знака гарантирует потребителям определенный уровень качества товара, а также облегчает взаимосвязь потребителей с производителем. К примеру, первый магазин американской транснациональной компании, специализирующейся на разработке, производстве и продаже спортивной и повседневной одежды и обуви Nike появился в России в 1994 году, сегодня данный бренд широко известен и востребован в России как со стороны потребителей, так и недобросовестных производителей. Исследования корпорации Nike показали, что 98% товара с этой маркой на онлайн-платформах – контрафакт
17
. Лишь за
2021 год ФТС России предотвратила ущерб правообладателям от введения контрафактных товаров в гражданский оборот на сумму 7,2 млрд. рублей
18
. Это на 50% превышает показатели 2020 года (4,7 млрд. рублей). В результате задержано более 7 млн. единиц контрафактных товаров, возбуждено 888 дел об административных правонарушениях, 801 из которых – по ст. 14.10 КоАП РФ.
15
ГОСТ Р 58800-2020 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака.
Москва
Стандартинформ 2020 16
Бубнова О.Ю. Актуальные проблемы защиты прав на товарные знаки // Вестник современных исследований.
2017. № 56. С. 200-205.
17
Кроссовки Nike: как отличить подделку от оригинала [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oskelly.ru/blog/krossovki-nike-kak-otlichit-poddelku-ot-originala/ (дата обращения 20.10.2022).
18
ФТС России выявила контрафактные товары на 7,2 млрд рублей в 2021 году // https://www.alta.ru/external_news/87017/
13
Предметами правонарушений чаще всего являлись одежда и обувь, детские игрушки и игры, парфюмерия и косметика, автозапчасти и автоаксессуары, сумки, рюкзаки, посуда, велосипеды.
1.2 Требования и порядок регистрации товарного знака
Охрана товарного знака наступает после его государственной регистрации Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Могут быть зарегистрированы: словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации; в любом цвете или цветовом сочетании (ст. 1482 ГК РФ).
Словесные обозначения товарного знака - это слова, группы букв, надпись, предложения. То есть он означает какой-либо текст, который может быть реальным или вымышленным, изобретенным, фантазийным. Пример такого товарного знака – название
FABERLIC.
Изобразительный товарный знак - иллюстрация, рисунок, графический набросок или картинка. Это может быть рисунок любого живого существа, изображение вымышленного персонажа и других предметов, знаков, линий
(например, изображение крокодила Lacoste)
19
Объемный товарный знак - это 3D изображение какого-либо предмета, продукта или упаковки, например, флакона, бутылки, коробки конфет или отдельная от товара 3D концепция. Одним из самых известных примеров объемного товарного знака является флакон для духов Chanel.
Комбинированный товарный знак - это сочетание нескольких элементов, например, иллюстрация и слово. Ярким примером является Mercedes-Benz
(словесное обозначение и графическое изображение).
Иные товарные знаки: звуковой - это часть музыкального произведения, другие особенные звуки (звуковая заставка телешоу); световой – это сигнал
19
Виды товарных знаков // https://amigdala.pro/blog/tovarnie-znaki/vidy-tovarnyh-znakov/
14
или световой символ; голографический нужен для защиты продукта от подделок и копирования (наклейка Intel); осязательные передают тактильные ощущения, например, у него может быть рельефная поверхность (обычно выполнен шрифтом Брайля); обонятельные - уникальный аромат.
Владелец товарного знака может единолично пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать использовать его другим лицам.
Существует разновидность формы владения товарным знаком: индивидуальная и коллективная. При индивидуальной правообладателем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Коллективный товарный знак предназначен для обозначения товаров, которые производятся или реализуются группой лиц, а также обладают общими характеристиками
20
. Яркий пример коллективного товарного знака – Borjomi (Боржоми).
Не допускаются к регистрации в качестве товарного знака обозначения:
сложно различимые;
вошедшие во всеобщее употребление для обозначения определенного вида товаров, общепринятые символы и термины, элементы, которые указывают на качество товара и другие характеристики, государственные гербы и флаги, официальные названия государств и их символика, официальные знаки отличия;
тождественные или сходные до степени смешения с другими товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров;
тождественные названию известных произведений науки, литературы, а также ФИО, псевдониму известных лиц без их согласия
21
Запрещена регистрация ложных или способных ввести в заблуждение потребителя обозначений; противоречащих принципам гуманности и морали.
На практике зачастую возникают различного рода противоречия.
Компания «Дюрасэль Баттериз БВБА» выпускает батарейки, которые
20
Грант С.К. Особенности регистрации товарных знаков, используемых предприятиями сферы ритейла //
Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020. № 1. С. 41–50.
21
Егоров Я.К. Правовая природа товарного знака // Наука и образование сегодня. 2018. № 780. С. 56-57.
15
окрашены в медно-черные цвета. Похожее цвета на своих товарах использует компания «Зубр ОВК», которая тоже производит батарейки. Компания
«Дюрасэль Баттериз БВБА» подала иск в суд с требованием запретить компании «Зубр ОВК» использовать данные цвета на батарейках, так как продукция двух компаний схожа и может ввести потребителей в заблуждение.
Суды двух инстанций решили, что на батарейках «Зубра» был нанесен их товарный знак, поэтому нарушение прав в данном деяние отсутствует. Суд по интеллектуальным правам указал, что необходимо сравнить дизайн батареек ответчика и истца без учета словесных элементов. Арбитражный суд принял во внимание результаты опроса потребителей, которые признали, что могли совершить ошибку и вместо батареек бренда Duracell приобрести товар компании «Зубр»
22
. Исходя из данного опроса, суд признал схожесть дизайнов товаров и признал их в качестве товарного знака. Основываясь на данном деле можно сказать, что товарным знаком является не только логотип или наименование бренда, но и дизайн упаковки, этикетки, фирменный стиль компании и так далее. Поэтому, при регистрации товарного знака важно учесть все элементы бренда и обезопасить компанию, путем регистрации всех важных элементов фирменного стиля.
В судебной практике зачастую встречаются судебные разбирательства компаний с Роспатентом в связи с отказом в регистрации товарного знака.
Например, компания ООО «АБР Менеджемент» подала иск об обжаловании решения Роспатента, связанного с отказом в регистрации товарного знака
«Asoll Soft». Роспатент в отказе привел схожие и созвучные товарные знаки, которые схожи до степени смешения с заявленным. К ним были отнесены следующие товарные знаки – «Ассолька», «Ассоль», «Asoll». Суд указал, что данные товарные знаки в целом схожи по звуковому содержанию, но не схожи до степени смешения. А также указал, что семантически в данных товарных знаках представлено женское имя персонажа из известного произведения
22
Решение арбитражного суда г. Москвы от 17 октября 2018 г. по делу № А41-59565/2018 // Архив арбитражного суда г. Москвы за 2018 год.
16
«Алые паруса». В ходе рассмотрения данного дела, суд приговорил Роспатент пересмотреть заявку на регистрацию товарного знака «Asoll Soft» и утвердить ее
23
. Подобные примеры из судебной практики показываю, что встречаются дела, когда Роспатент не всецело проанализировал схожесть товарных знаков и отказал на основании звуковой похожести.
Правовая охрана общеизвестного товарного знака бессрочна
24
. Признание товарного знака таковым дает ряд преимуществ для компании:
Публичное подтверждение широкой известности бренда на территории России и ассоциации с компанией правообладателем;
Расширения правовой защиты товарного знака, в том числе при использовании в доменных именах и фирменных наименованиях;
возможности защиты не ограничены замкнутым перечнем товаров и услуг, которые зафиксированы в свидетельстве о регистрации
25
Для того чтобы признать товарный знак общеизвестным, необходимо одновременное соблюдение трех важных критериев:
Подтверждение интенсивного использования товарного знака на территории России, то есть предоставить документы, которые подтверждают затраты на маркетинг, а также любые свидетельства, которые подтверждают широкое использование;
Доказательство ассоциативной связи товарного знака и правообладателя.
Зачастую, данный критерий подтверждается путем проведения социологического опроса среди потребителей;
Подтверждение широкой известности товарного знака среди потребителей посредством аналитических данных
26 23
Решение Суда по интеллектуальным правам от 21 марта 2022 г. по делу N СИП-190/2021 // Архив Суда по интеллектуальным правам за первое полугодие 2022 года.
24
Матвеев С.В. Основные проблемные вопросы, связанные с регистрацией товарного знака // Известия
Чеченского государственного университета. 2017. № 45. С. 132-135.
25
Ламбина В.С. Основания, препятствующие регистрации товарных знаков // Вестник Университета имени
О.Е. Кутафина. 2017. № 45. С. 69-75.
26
Мотылькова А.В. Нарушение права на товарный знак // Черные дыры в Российском законодательстве. 2017.
№ 78. С. 70-75.
17
Процесс подтверждения и доказывания известности товарного знака, содержит в себе ряд трудностей. Так, Роспатент отказался признавать общеизвестным товарный знак «Raffaello», ссылаясь на то, что общеизвестный товарный знак не может ассоциироваться с двумя компаниями (бельгийской
Soremartec S.A. и Ferrero, которые входят в одну группу компаний). Президиум
Суда по интеллектуальным правам признал данное решение незаконным, так как согласно ст. 1508 ГК РФ, при наличии доказательств восприятия потребителем компании Soremartec S.A., как одного из связанных между собой компаний, которые вместе составляют источник происхождения товара, не мешают признать обозначение общеизвестным
27
Помимо преимуществ общеизвестного товарного знака для компании, есть и ряд недостатков. Рассмотрим пример из судебной практики. Компания
ОАО «Концерн Калина» подала заявку на регистрацию знака «Фтородент-
Ftorodent», но она была отклонена Роспатентом. Основанием стал вывод, что данное наименование ассоциируется у потребителей с зубной пастой, которая содержит в себе фтор. Многие потребители используют данное наименование именно как определение товара данной товарной категории. Компания подала в суд для оспаривания решения Роспатента, но суд поддержал доводы и указал на то, что название «Фтородент» не обладало индивидуализирующей функцией, которая присуща товарному знаку и зубная паста, под данным наименованием, выпускалась различными компаниями на протяжении многих лет
28
Не подлежат регистрации товарные знаки схожие со знаками, ранее внесенными в реестр. Так, Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил исковые требования ООО «Фэмилиа Трэйдинг» к ООО
«Альмира» о пресечении нарушения прав на товарные знаки. Суд указал, что
«под однородными товарами понимаются товары, в отношении которых у потребителя может создаваться представление об их принадлежности одному и
27
Нефедкина И.В. Специфика субъекта права на коммерческое обозначение // Высшая школа. 2017. № 24. С.
30-31.
28
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2001 г. по делу № КГ-
А40/3119-01 // Архив арбитражного суда г. Москвы за 2001 год.
18
тому же изготовителю. При определении однородности услуг также может быть учтена их принадлежность к одному и тому же роду, виду. Однородные - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из одних материалов, что позволяет им выполнять те же функции»
29
Поскольку ответчик специализируется на розничной торговле через сеть магазинов и при этом использует спорное обозначение ФЭМИЛИ, его деятельность обладает признаком однородности услугам истца.
Далее суд указал, что «обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Вывод о сходстве обозначений должен быть основан на производимом ими общем впечатлении, которое формируется в зависимости от вида обозначений, за счет формы и цвета, а также доминирующих словесных или изобразительных элементов. Потребитель в большинстве случаев не имеет возможности сравнить два знака и руководствуется общим впечатлением о знаке, виденном ранее. Для признания сходства обозначений уже достаточно самой опасности, а не реального смешения обозначений в глазах потребителя»
30
Как указал суд, что «товарный знак № 273592 представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из изображения трех людей (двух взрослых и ребенка) и надписи ФАМИЛИЯ, выполненной стандартным шрифтом русскими заглавными буквами над изображением людей с дуговым изгибом, выполнен черным цветом на белом фоне. Словесный товарный знак № 379310 состоит из слова ФАМИЛИЯ, выполненного заглавными буквами русского алфавита, черным цветом на белом фоне. Комбинированный товарный знак № 358641, кроме ФАМИЛИЯ содержит стилизованное изображение трех фигур, а также неохраняемый элемент «универмаги распродаж», выполнен в
29
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 сентября 2019 г. по делу № А45-20224/2017 //
Архив Арбитражного суда Новосибирской области за 2019 год.
30
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 сентября 2019 года по делу № А45-20224/2017 //
Архив Арбитражного суда Новосибирской области за 2019 год.
19
синем и салатовом цветах. Сравниваемое обозначение ФЭМИЛИ (ООО
«Альмира») - комбинированное обозначение, состоящее из слова ФЭМИЛИ, выполненного заглавными буквами русского алфавита черным цветом, и изображения пакета (красно – зеленого цвета) со стилизованным изображением четырех фигур людей (силуэты фигур белого цвета на фоне пакета)»
31
Применительно к рассматриваемому делу суд указал, что «угроза смешения товарных знаков усиливается тем, что товарные знаки имеют доминирующие элементы, объединяющие обозначения в одну серию, а именно доминирующий словесный элемент ФАМИЛИЯ. В результате основной потребитель идентифицирует товары и услуги в первую очередь по привычным ему серийным элементам товарных знаков. При сопоставлении товарных знаков ФАМИЛИЯ и спорного обозначения ФЭМИЛИ с точки зрения их графического и визуального сходства следует учитывать основное правило, согласно которому вывод делается на основе восприятия не отдельных элементов, а общего впечатления. Спорное обозначение имеет доминирующий словесный элемент
ФЭМИЛИ, выполненный стандартным шрифтом контрастным (темным) цветом на светлом фоне. Различие в цветовой гамме принадлежащих истцу товарных знаков и спорного обозначения, а равно различие в количестве слогов в словесном элементе, не влияют на общее впечатление, создаваемое данными обозначениями у потребителя, при общем семантическом и фонетическом сходстве словесных элементов. Включение в состав словесного элемента слова «world», выполненного мелким шрифтом прописными буквами, не препятствует созданию сходного с товарными знаками впечатления основным словесным элементом ФЭМИЛИ. Включение в состав обозначения изображения пакета с нанесенными силуэтами фигур людей также не оказывает влияние на общее восприятие»
32 31
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 сентября 2019 года по делу № А45-20224/2017 //
Архив Арбитражного суда Новосибирской области за 2019 год.
32
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20 сентября 2019 года по делу № А45-20224/2017 //
Архив Арбитражного суда Новосибирской области за 2019 год.
20 2 Правовое регулирование в сфере использования товарных знаков
2.1 Содержание исключительного права на товарный знак
Интеллектуальная собственность – «результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения и пр.»
33
Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ «гражданин или юридическоелицо