Файл: Курсовая работа по дисциплине Гражданское право (Наименование дисциплины) Товарный знак как интеллектуальная собственность (Наименование темы) Ф. И. О студента Пустовалов Максим Алексеевич Направлениеспециальность 40. 03. 01 Юриспруденция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности либо на средство индивидуализации (правообладатель),вправе:
1. использовать его любым не противоречащим закону способом;
2. распоряжаться, если ГК РФ не предусмотрено иное;
3. разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации»
34
Исключительные права действуют в течение срока, определенного ГК
РФ. Они могут быть переданы другому лицу по договору, а также перейти к другим лицам по иным основаниям. Порядок распоряжения правом на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан, устанавливается в соглашении правообладателей.
Изложив общие положения об интеллектуальной собственности, перейдем непосредственно к праву на товарный знак. В соответствии со ст.
1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак
33
ГК РФ Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/2a4870fda21fdffc70bade7ef80135143050f0b1/
34
ГК
РФ
Статья
1229.
Исключительное право
// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/98ad2641f95945c4b7956150260564c8b44028d9/

21
(правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право «может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: а) право использовать обозначение для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак (знак обслуживания) зарегистрирован, в частности путем его размещения:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров/услуг в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации; б) право распоряжаться исключительным правом на товарный знак (знак обслуживания); в) право разрешать или запрещать по своему усмотрению другим лицам использование товарный знак (знак обслуживания), включая использование в ходе торговли идентичных или подобных обозначений для товаров или услуг, которые идентичны или подобны тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак (знак обслуживания), когда такое использование могло бы привести к появлению вероятности смешения. В случае использования


22
идентичного обозначения для идентичных товаров или услуг вероятность смешения считается существующей; г) право на вознаграждение за использование товарного знака (знака обслуживания)»
35
На товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в
Роспатент. По заявлению правообладателя срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет. Продление срока действия исключительного права возможно неограниченное число раз.
Основными формами передачи прав на товарный знак являются: договор об отчуждении исключительного права на товарный знак; лицензионный договор; договор коммерческой концессии (франчайзинг).
Право на товарный знак прекращается при прекращении срока действия регистрации, если он не продлен; если знак не используется без уважительных причин в течение любых трех лет после регистрации; на основании решения
Роспатента о досрочном прекращении правовой охраны в случае прекращения правообладателя; в случае отказа правообладателя от права на товарный знак.
2.2 Ответственность за незаконное использование товарного знака
В России предусмотрено несколько видов ответственности за незаконное использование товарного знака, в том числе, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность:
1.
По ст. 1515 ГК РФ «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени
35
ГОСТ Р 58800-2020 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака. Москва
Стандартинформ 2020.

23
смешения обозначение, являются контрафактными.
В таком случае правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Кроме того, правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака»
36
Индивидуальный предприниматель Т. оказывает парикмахерские услуги, используя наименование «Брадо_брей54». Компания «Брадобрей» также оказывает парикмахерские услуги и полагает, что ИП использует сходное до степени смешения с их зарегистрированным знаком «БРАДОБРЕЙ» обозначение и требует взыскать компенсацию. При определении компенсации учтены характер нарушения, срок, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных нарушений, вероятные убытки правообладателя
37
Общепринятый алгоритм расчета ущерба отсутствует, в связи с чем, разные правоприменители понимают механизм его образования по-разному - кто-то исходит из суммы расходов, которые понес правообладатель при создании и регистрации товарного знака; кто-то из размера упущенной выгоды; кто-то исходя из морального вреда и т.д.
38
Так, индивидуальный предприниматель И. обратился в суд с иском против ООО «Торговая сеть Командор» по факту незаконного использования
36
Гражданский кодекс Российской Федерации // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/
37
Решение Арбитражного суда г. Новосибирска от 26 февраля 2018 г. по делу № А45-147/2018 // Архив
Арбитражного суда г. Новосибирска за 2018 год.
38
Фомичева Л.П. Товарные знаки и знаки обслуживания: Правовые основы, учет и налоги. М.: Налог-Инфо,
2018. С. 197.


24
товарного знака «Командор». Данный товарный знак компания размещала на вывесках, рекламной продукции и в доменном имени сайта. Компания использовала наименование товарного знака в качестве коммерческого обозначение, которое нельзя зарегистрировать и получить исключительное право на его использование. Подобные проблемы часто встречаются в правоприменительной практике — компания использует наименование в качестве коммерческого обозначения, не имеет правовой охраны данного обозначения, а другое лицо регистрирует данное наименование в качестве товарного знака и подает в суд о нарушении его исключительных прав.
Первоначальная сумма иска составила 600 000 рублей. Арбитражный суд признал компанию виновной и обязал выплатить компенсацию правообладателю. ИП И. не согласился с данным решением, посчитав, что незаконное использование товарного знака началось еще до момента его регистрации. Суд не рассмотрел данный довод как весомый, так как предприниматель не представил доказательства, а также были найдены сведения о том, что ответчик имел другое фирменное наименование, которое сменилось после регистрации товарного знака.
В ходе рассмотрения апелляции, предприниматель увеличил размер иска до 20 млн. рублей. Данный расчет был основан на бухгалтерской отчетности правонарушителя, который гласил, что выручка компании составила более 19,5 млн. рублей. Исходя из этого, истец мог потребовать двукратную компенсацию от данной суммы. Суд взыскал с компании 20 млн. рублей
39
Пример показывает, что при рассмотрении прецедентов, в которых незаконно используют товарный знак не на конкретных товарах, а на вывесках, сайтах основным методом расчета ущерба является бухгалтерская документация о размере выручки за период использования чужого знака.
Проанализировав судебную практику, можно сказать, что зачастую при расчете суммы ущерба, используют метод расчета, который заключается в том,
39
Громкие судебные споры в отношении товарных знаков [Электронный ресурс] https://ipbrand.ru/news/sudy-i- spory/sudebnye-dela-po-tovarnym-znakam-v-rossii/ (дата обращения: 12.11.2022).

25
что суммируют стоимость оригинальной продукции, которая была скопирована и умножают на количество контрафактного товара. Данный подход к исчислению размера ущерба не охватывает все убытки, которые были нанесены правообладателю. Ведь при незаконном использовании товарного знака, правообладатель может потерять репутацию на рынке из-за низкого качества контрафактной продукции. Так как потребители, приобретая данную продукцию, полагали, что приобретают оригинальные товары компании- правообладателя и ожидали определенный уровень качества. Поэтому при расчете размера ущерба, важно учитывать также моральный вред в подрыве репутации правообладателя.
2.
Статья 14.10 КоАП РФ – «административным правонарушением является незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров (ч. 1), а также производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака,….. , если указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ч. 2)»
40
. К примеру, Решением Арбитражного суда
Свердловской области по делу № А60-2082/2022 от 24.02.2022 года предприниматель привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ при следующих обстоятельствах. В рамках проверки 29.07.2021 в павильонах №№ 22-23, расположенных в торговом центре «Парус», установлено, что в ИП
ФИО1 осуществлял торговлю товарами с фирменным логотипом «Adidas»,
«Nike», без разрешения правообладателя. Согласно протоколу осмотра места происшествия обнаружены и изъяты товары с логотипом «Adidas»: кепка - 17 шт.; панама - 3 шт.; рюкзак - 1 шт., товары с логотипом «Nike»: кепка - 21 шт.; панама - 13 шт.; рюкзак - 1 шт.
ООО «Власта - Консалтинг» - представитель правообладателя товарных знаков «Адидас», зарегистрированных в Международном бюро Всемирной
40
КоАП РФ Статья 14.10. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ea6ac42e853fb1c96e0f7147e3835e82c7b5e4f1/


26
Организации Интеллектуальной Собственности и охраняемых в Российской
Федерации в соответствии с Мадридским Соглашением о международной регистрации знаков от 14.04.1891 г., а также товарных знаков, признанных общеизвестными на территории России. Правообладателями компании товарного знака «Nike» является компания «Найк ФИО4.», которая имеет исключительные права на товарные знаки «Nike» на территории РФ
41
. По их данным соглашения об использовании товарных знаков не заключались, разрешения на производство, хранение с целью реализации не предоставлялись.
Товары, изъятые у ИП ФИО1, являются контрафактными. Ущерб, причиненный правообладателю товарного знака «Adidas» - составил 39 853, 96 коп. Ущерб, причиненный правообладателю товарного знака «Nike» - составил
79 246 рублей. Ущерб, причиненный действиями ИП ФИО1 правообладателям
«Adidas», «Nike» не превышает 250 000 рублей и не образует признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 180 УК РФ. 16.11.2021 прокурором в отношении предпринимателя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ.
3.
Статья 180 УК РФ – «незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб»
42
. Так, приговором
Бердского городского суда Новосибирской области от 24.10.2020 года по делу
№ 1-14/2020 по ч. 3 ст. 180 УК РФ осуждены К. и С. за реализацию партии контрафактной продукции - К. приобрел обувь с логотипом «Nike», изготовленную не компанией-правообладателем «Найк Инноувейт С.В.», а С. продал ее, причинив ущерб 1 337 020 рублей
43 41
Решение от 24 февраля 2022 г. по делу № А60-2082/2022 // https://sudact.ru/arbitral/doc/g2OPdaXfvTbu/
42
УК РФ Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ba7f1b597c6e57acc18cd6cb69af326dd0db93a5/
43
Приговор Бердского городского суда Новосибирской области от 24 октября 2020 года по делу № 1-14/2020 //
Архив Бердского городского суда Новосибирской области за 2022 год.

27 3 Особенности правовой охраны товарных знаков в сети Интернет и проблемы ее обеспечения
Развитие Интернета и экономики в целом, обусловило «мигрирование» товарных знаков и других средств индивидуализации в Интернет. Данный фактор дал правообладателям огромные преимущества:

Если лицо или компания использует обозначение в Интернете, то оно мгновенно становится видимым для аудитории, что позволяет ускорить процесс обнаружения факта использования чужого товарного знака;

Значение идентификационной функции товарного знака возросло, так как в Интернете у потребителей нет возможности удостовериться в качестве товара перед покупкой, то зачастую при выборе товара руководствуются репутацией товарного знака
44
Помимо преимуществ для правообладателей, развитие экономических отношений в Интернете создает ряд проблем, которые связанны с защитой товарных знаков. Право на товарные знаки, носит территориальный характер, а глобальный характер Интернета обостряет проблему правоприменения, так как из-за доступности размещения информации, в любой стране мира может произойти повод для судебного разбирательства.
Активное использование социальных сетей и сайтов привело к появлению новых «средств индивидуализации» компании - имя пользователя в социальных сетях; аккаунт компании в социальных сетях; корпоративный адрес электронной почты; доменное имя. Технически и экономически они индивидуализируют компанию, повышают ее узнаваемость на рынке, однако законодательством не отнесены к средствам индивидуализации.
45
Президиум ВАС РФ в 2001 году отметил следующее: «доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного
44
Старженецкий В.В. Компенсация за нарушение исключительных прав: возмещение убытков или штраф? //
Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2018. № 001. С. 65-70.
45
Кириллов Н.Н. Защита товарного знака от его недобросовестного использования третьим лицом в доменном имени // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2020. № 11. С. 57-62.


28
знака, который дает возможность отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость»
46
В настоящее время споры о доменных именах, содержащих в себе наименование товарного знака, стали все более распространенными. Примером является фишинг – деятельность по регистрации домена, который схож по написанию с доменом известного сайта. С помощью фишинга потребителей вводят в заблуждение и злоумышленники получают доступ к их паролям, персональным данным, кредитным картам. Также существует киберсквотинг или «захват доменов» – недобросовестная регистрация наименования чужого товарного знака в имени домена. Зачастую злоумышленники приобретают доменные имена, которые созвучны с названием известных компаний, товарных знаков и т.д. При рассмотрении споров о незаконном использовании товарного знака в доменном имени приоритет признается за владельцами исключительных прав на товарный знак.
Помимо незаконного использования товарного знака в доменном имени существует судебная практика, в которой чужой товарный знак используют в рекламе в Интернете. При настройке рекламы в поисковых системах в Google или Яндекс, используют ключевые слова, которые встраиваются в определенный алгоритм поиска для вывода результатов поиска в соответствии с запросом пользователя. В качестве ключевых слов, могут использоваться словесные товарные знаки. Рассмотрим пример из судебной практики.
Правообладатель товарного знака «Mobiba» подал иск на компанию «Терма».
Истец обнаружил, что компания «Терма» использует слово «мобиба» в коде своего сайта, в рекламных объявлениях и в ключевых словах для настройки контекстной рекламы в поисковой системе Яндекс. Суд по интеллектуальным правам установил, что размещение товарного знака в метаданных сайта
46
Постановление Президиума ВАС РФ от 16 января 2001 № 1192/00 по делу № А40-25314/99-15-271 // Архив
Президиума ВАС РФ за 2001 год.

29
является инструментов поисковой оптимизации в Интернете
47
. Тем самым, использование товарного знака в коде сайта должно приравниваться к незаконному использованию знака. Данное дело показывает, что относительно недавно суды стали придерживаться позиции, что использование товарного знака в настройке рекламы в Интернете или в коде сайте приравнивается к незаконному использованию товарного знака.
Несмотря на приведенный пример, не всегда суды соглашаются с иском о незаконном использовании товарного знака в настройках рекламы в Интернете.
Например, клиника «Высокие технологии микрохирургии глаза» смогла доказать, что наименование «офтальма», которое сходное до степени смешения с товарным знаком истца, в рекламную компанию включил искусственный интеллект, который подбирает ключевые слова для настройки контекстной рекламы в Интернете. Суд в действиях рекламодателя не усмотрел нарушения, так как результаты выборки ключевых слов не зависел от действий ответчика, и являются техническими параметрами поиска, которые не направлены на индивидуализацию товара в Интернете
48
. Данный пример из судебной практики показывает, что в подобных прецедентах не разработан единый метод оценки действий компаний, которые при настройке рекламы в поисковых сервисах, используют чужой товарный знак. Ведь важно доказать, незаконное использование знака произошло по умыслу компании или из-за искусственного интеллекта, который не определил данное наименование, как зарегистрированный товарный знак.
Исходя из анализа законодательства, можно сказать, что информационный посредник не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав. Именно поэтому, при размещении рекламы или другой информации в Интернете, компании необходимо единолично контролировать все рекламные процессы во избежание нарушения законодательства.
47
Решение Арбитражного суда г. Новосибирска от 10 июля 2018 г. по делу № А45-5897/2018 // Архив
Арбитражного суда г.Новосибирска за 2018 год.
48
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28 мая 2019 г. по делу № А63-1305/2018 // Архив
Арбитражного суда Ставропольского края за 2019 год.