Файл: Теоретический аспект современного кинопроката 3 1 Становление и развитие российского кинопроката 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В апреле 2022 года общие сборы российского кинопроката составили 1,372 млрд рублей, что на 56% ниже результатов апреля 2021 года. Кинопрокатные сборы в июле 2022 года - 1,067 миллиарда рублей – на 52% меньше кассовых показателей июля 2121-го, а сборы августа 2020 г составили 1 млрд рублей. Это на 6% ниже, чем было в июле 2022 года и на 68% хуже показателя августа 2019г.

В то же время Министерство культуры России, по нашим сведениям, до сих пор не подняло тревогу о затянувшемся экономическом кризисе кинопроката 2022 года. По мнению ведомства, этот месяц стал тяжелым для кинотеатров на 37% в ноябре 2020-го и назвали его «тяжелым» годом кинематографистов.

Глава 2. Современные тенденции кинопроката в РФ

2.1 Состояние и существующие проблемы современного кинопроката


Востребованность российской кинопродукции – главная проблема кинематографа. За счет финансовых средств есть возможность снимать качественные фильмы, отвечающие современным запросам времени. Основная причина, по которой фильм не может самофинансироваться и деньги от его производства останутся в банке. Вот почему все стараются сэкономить и меньше платить актерам, режиссерам или другим специалистам в процессе съемок, ведь большая часть затрат — это налоги творческого коллектива. Несмотря на то, что они справедливо просят за свою работу неплохую сумму денег, продюсеры не видят смысла платить им эти деньги, ведь если бы эта работа была качественной, она бы им ничего не принесла.

Кроме того есть много других вопросов по поводу кинопроизводства. Этот процесс – это не только творческий, но еще и технический, а также экономический, правовой и юридический. Налоговая система не учитывает специфику кинопроизводства и относится к нему как ко всем другим видам деятельности. При получении кредита на фильм продюсер берет кредит в размере миллиона долларов, и спустя какое-то время курс доллара падает. Налоговая служба требует заплатить налог с курсовой разницы. По сути, у нас инвестиционный проект. Деньги только вложены, и когда они вернутся - никто не знает. США имеют более простую систему налогообложения, чем американская: подтвержденные затраты списываются с налогооблагаемой базы дохода. По нашему мнению, нам нельзя гарантировать в контракте актеру горячий обед или чашку чая. В этом случае он получит дополнительный доход и должен заплатить налоги за него.

Все эти факторы приводят к удорожанию и усложнению производства. РФ имеет техническую базу и входит в состав общего производства, что позволяет ей быть частью общего процесса. Хорошо или плохо оборудованы российские киностудии – это вопрос весьма условный, потому что с точки зрения сервиса сегодня нужно не так много киностудий. Новый современный съемочный комплекс «Главкино» с самым большим павильоном в Восточной Европе, где можно снимать любые фильмы - драматические истории и фэнтези любой сложности.


Но, с точки зрения наличия кадров кинопроизводства, ситуация представляется достаточно неопределенной. В нашей стране есть дефицит кадров по новым специальностям, предполагающим большой спектр технологических знаний и навыков. С другой стороны можно пригласить специалистов за границу для обучения в этой области. Для его работы здесь нужно получить соответствующее разрешение, и он должен заплатить дополнительную сумму в бюджет. А в Германии был такой случай. Пригласили немецкого актера для участия в проекте «Сталинград». Требовался настоящий немец-актер и звезда первой величины. Естественно, это ценный сотрудник, который не отнимает ни у кого работу на российском рынке, при этом все равно все препоны, которые существуют для того, чтобы не пускать рабочую силу на российский рынок, пришлось преодолевать, хотя, казалось бы, в этих случаях должны существовать упрощенные процедуры.

Нет технических проблем, потому что сегодня группа может поехать в любую точку мира и снять хоть на Новой Зеландии или Чехии. Нет никаких юридических препятствий для этого. При этом экономические факторы подталкивают к этому: когда стоимость производства в США росла, съемочные группы и продюсеры уходили из Голливуда. Они отправлялись в Канаду, Гонконг или Восточную Европу (Болгария), Венгрию, Чехию. Для производства кино это выгодно, потому что помимо технического персонала там есть еще экономические льготы государства по созданию рабочих мест для привлечения иностранного капитала к производству фильмов.

Сейчас проводятся шаги по развитию цифрового кино, в частности снижены пошлинные сборов для въезда оборудования и снижения себестоимости проката картины. Это помогает продюсерам снижать общий бюджет на производство фильма или наоборот уменьшать общую сумму бюджета на производство фильмов. Он является одним из тех шагов, которые нужно было сделать для улучшения инвестиционного климата в этой области.

Причины проблем в кинопроизводстве – негибкая система налогового учета, недостаточно квалифицированные специалисты и отсутствие защиты рынка от пиратов. Поэтому, чтобы произошли глобальные изменения в кинопроизводстве и появились новые возможности, необходимо предпринять ряд шагов: принять стимулирующие законы или создать благоприятный инвестиционный климат для привлечения инвестиций с рынков.

Важную роль в решении этих проблем должны сыграть общественные киноорганизации, сейчас мы находимся в фазе построения гражданского общества, когда общественные организации проявляют инициативу и вступают в диалог с властью. То, что они бессильны, — это еще один этап в развитии гражданского общества. Когда государственные институты контролируют власть в обществе. По мнению госорганов, необходимо решать и усугублять проблемы, чтобы требовать от сотрудников необходимых решений. Именно члены нашей ассоциации чувствуют все проблемы в производственном процессе и дают очень конкретные рекомендации, как их изменить.



2.2 Перспективы развития кинопроката в современных условиях в России


С февраля крупные зарубежные киностудии — Universal, Sony, Warner Bros., Paramount, Disney — начали отменять премьерные показы своих фильмов и уходить с российского рынка. Безусловно, для российских кинопрокатчиков это решение нанесло ощутимый ущерб, ведь по данным Фонда кино, около 75% фильмов, демонстрируемых в российских кинотеатрах, — это фильмы иностранного производства, и, например, в 2021 году на иностранные фильмы приходилось 40,7 млрд рублей. Пока нельзя сказать, что объем фильмов, выпущенных в России, значительно сократился. В первом полугодии 2022 г. вышло 349 фильмов, в первом полугодии 2021 г. – 322, в 2020 г. – 139 фильмов, в 2019 г. – 316. И вполне вероятно, что годовых цифр по объему выпущенных фильмов не будет. сильно уменьшаться. Но вопрос в том, сколько денег приносят эти фильмы?
Рисунок – 1. Динамика объема выпускаемых в России фильмов отечественного и американского производства, 2015-2022 (данные за 2022 год берутся на момент 13.07.2022)

Если рассматривать динамику соотношения доли отечественных и американских фильмов (как двух самых массовых категорий фильмов российского проката), показанных в российских кинотеатрах за первые шесть с половиной месяцев с 2018 по 2022 гг., то стоит отметить что впервые за последние годы доля российских фильмов превысила долю фильмов США. За шесть с половиной месяцев в российских кинотеатрах было показано 129 российских фильмов, что, во-первых, на 26 фильмов больше, чем в прошлом году за тот же период, а во-вторых, на 32 фильма больше, чем количество фильмов США в этом году. В 2021 году объемы российских и американских фильмов почти сравнялись: 102 и 105 соответственно. При этом в нынешнем году значительно уменьшилось количество посетителей кинотеатров: почти в два раза относительно прошлого года. Если в марте 2021 года количество зрителей превысило 14 миллионов, то в марте этого года их число составило 7,15 миллиона. Минимум этого года был достигнут в мае, когда кинотеатры посетило чуть более 4,2 миллиона человек. В июне это число немного увеличилось, но выросло до 4,9 миллиона.

Из-за падения посещаемости кинотеатров российские сети кинотеатров были вынуждены приостановить работу некоторых своих филиалов или закрыть часть кинотеатров. Но, по мнению экспертов, такие меры не наносят вреда киноиндустрии, ведь кинотеатры закрываются только из-за недостаточного спроса со стороны публики. И
если спрос на кинотеатры возрастет, кинотеатры будут открываться по мере необходимости.

Ситуация может ухудшиться летом 2022 года, так как в это время года блокбастеры составляют основу кассовых сборов и их прокат в России отменен. В марте 2022 года из проката в России были сняты блокбастеры («Бэтмен», «Морбиус», «Я краснею»), валовая сумма которых должна была превысить 5 млрд рублей, что сопоставимо с дистрибьюторской выручкой российских фильмов в России. январь 2022 года. В марте национальные кинотеатры могли потерять более 70% своих доходов. А по прогнозу по итогам этого года ожидается убыток в размере 11 млрд рублей.

16 июня «Бэтмен» все же вышел в прокат в кинотеатрах, которые смогли достичь необходимых договоренностей о показе фильма до 2 марта — договоры подписали около трети российских кинотеатров. С 16 июня по 6 июля, по данным ЕАИС, гонорар за «Бэтмена» составил 42,182 млн рублей.

Если сравнивать со сборами другого проекта Warner Bros. – даже, например, с «Акваменом», который вышел в декабре 2018 года – касса этого фильма собрала 942,077 млн рублей также за три недели (с 13 декабря 2018 по 30 декабря 2018), что в 22 раза больше доходов с «Бэтмена».

То есть выход «Бэтмена» нельзя считать каким-то спасительным для отечественных кинопрокатчиков. В первую очередь низкие кассовые сборы объясняются тем, что 18 апреля фильм вышел на стриминговом сервисе HBO Max, затем, конечно, появилась возможность нелегального скачивания на торрентах, а также появились частные лица, которые проводили неофициальные показы «Бэтмена» в кинотеатрах: АВК (Ассоциация владельцев кинотеатров) негативно отозвались о подобной практике.



Рисунок – 2. Сборы кинопроката в России, январь-июнь 2022, млрд рублей

В феврале арендные ставки снизились на 44% по сравнению с январем до 2,983 млрд руб. В последующие месяцы доходы кинотеатров только падали: в марте на 28% по сравнению с февралем, в апреле — на 37%. В июне кассовые сборы упали до 1,21 млрд рублей, что на 77,4% ниже, чем в январе.

Выручка за период с марта по май 2022 года составила 4,832 млрд рублей. Это на 10% ниже, чем в январе этого года, а также ниже аналогичного периода 2021 года более чем в два раза: в марте-мае 2021 года сбор составил 10,3 млрд рублей.

Всего за первое полугодие 2022 года заработано 14,379 млрд рублей, что на 7,2 млрд меньше, чем за аналогичный период прошлого года: так получено 21,583 млрд рублей.


В федеральном бюджете на 2022 год на поддержку киноиндустрии предусмотрено более 9 миллиардов рублей. 29 апреля премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о дополнительном финансировании отрасли: из резервного фонда Кабмина было выделено 5,5 млрд рублей. Ожидается, что на выделенные средства участники национальной индустрии распространят около 160 новых фильмов. В целом на данный момент в киноиндустрию выделено 14,5 млрд рублей.

Кроме того, с февраля 2022 года люди в возрасте 14-22 лет могут пользоваться Пушкинской картой (программа запущена осенью 2021 года), то есть за счет государства покупать билеты в кинотеатры страны на фильмы, снятые с при поддержке Фонда кино, Минкультуры России и регионов или фильмы, входящие в золотую коллекцию российского кинематографа.

Каждый обладатель «Пушкинской карты» сможет потратить две тысячи рублей на поход в кино.

Помимо того, что это повышает интерес граждан России к отечественным фильмам, что важно для развития отрасли, ожидается, что отрасль получит еще 6 млрд рублей. Полученные доходы будут переданы дистрибьюторам, кинотеатрам и создателям контента.

В июне этого года правительство Российской Федерации заявило о намерении реализовать системную программу поддержки киноиндустрии, а также кинопроката. В соответствии с этой программой Москино летом начал принимать заявки от кинематографистов, которые снимают фильмы и сериалы на нежилом фоне Москвы. Кинематографисты могут получить компенсацию в размере 25% за аренду площадок, принадлежащих городу. Организации, которые снимали с начала 2022 года по 30 сентября, могут получить пожертвование. При этом максимальная сумма предоставляемых средств составляет 3,5 млн рублей.

Также в рамках данной программы поддержки киноиндустрии возможно получение грантов для сетей кинотеатров на продвижение российского кино и получение прямых выплат сетям кинотеатров в качестве компенсации:

• полностью - на расходы, произведенные в период с января по 31 мая 2022 года по лицензионным договорам на использование прав на отечественные фильмы;

• возмещение 50% затрат, понесенных с 1 июня 2022 года по лицензионным договорам на использование прав на отечественные фильмы.

Но финансовая помощь одной сети кинотеатров ограничена 50 млн рублей.

Альтернативный отечественный контент

Одной из мер, которые были предприняты для поддержки киноиндустрии, стал перепрокат фильмов.