Файл: Теоретический аспект современного кинопроката 3 1 Становление и развитие российского кинопроката 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок – 3. Доля отечественных фильмов, вышедших в повторный прокат, среди российских кинолент, 2018-2022 (на момент 13.07.2022)

23 из 129 отечественных фильмов, выпущенных за шесть с половиной месяцев этого года, являются переизданиями. Это явление можно считать новым для российской киноиндустрии, так как за исключением 2021 года, когда было перевыпущено всего 5 фильмов (или 2,94% от общего количества фильмов отечественного производства), российские кинотеатры не возобновляли показ российских фильмов. В 2022 году около 18% всех российских фильмов вновь выйдут на большие экраны.

Этой весной в кинотеатрах снова показали культовые фильмы Алексея Балабанова – «Брат» и «Брат 2». Собрали 115 миллионов рублей: 77 миллионов за первую часть дилогии, 38 миллионов за вторую. Переиздание, однако, не сможет поддержать отечественную киноиндустрию в той мере, в какой это необходимо из-за отказа от проката западных фильмов.

Российские кинотеатры также запускают показы киноматериалов со стриминговых сервисов. Затем, 9 июня, в прокат вышла киноверсия сериала платформы «Старт» «Два холма». По данным «Вестника кинопрокатчика», за первые две с половиной недели проката (с 9 по 26 июня) фильм собрал 1,78 млн рублей. 2 июня сервис Okko также выпустил театральную постановку своего сериала «Манюня», снятого по книге Нарине Абгарян. За месяц показов на большом экране фильм собрал в прокате 8,742 млн рублей. Премьер-платформы потокового вещания Kion также выпускают сериалы на большом экране.

Помимо сериалов, некоторые сети кинотеатров посвящены показу развлекательных программ. Например, в сети «Киномакс» показывают релизы.

В первой половине июня этого года Госдума приняла закон о легализации параллельного импорта (закон также принял Совет Федерации), который касается и киноиндустрии. Вывод такой: российские кинопрокатчики смогут показывать иностранные фильмы без согласования с крупными компаниями, ушедшими с российского рынка. Таким образом, по словам главы компании «Каропрокат» Алексея Рязанцева, удастся предотвратить распространение пиратства и так называемых «серых кинотеатров». Деньги, которые дистрибьютор фильма должен заплатить продюсеру фильма, будут зачислены на специальный счет.

По словам спецпредставителя президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого, эта мера поможет сохранить отечественную киноиндустрию, которая в отсутствие зарубежных фильмов не сможет существовать в ближайшее время. Россия распространяет около 30 фильмов в год, которые затем транслируются в кинотеатрах, а для обеспечения должной посещаемости кинотеатров необходимо распространять не менее 150-200 фильмов в год. Отечественное кинопроизводство пока не в состоянии реализовать такое количество фильмов.


Россия рассматривает возможность реинтеграции ухода голливудских фильмов с российских больших экранов с фильмами из Китая и Индии. Но на данный момент количество фильмов из этих стран и доходы, полученные от их показов в России, невелики.


Рисунок – 4. Индийские и китайские фильмы в российском прокате, 2014-2022

Важно отметить, что при подсчете фильмов, снятых в Китае, учитывались и совместные фильмы, одной из стран, создавших их, был Китай. В 2022 году в российский прокат вышло 6 фильмов с участием Китая, при этом только три из них были произведены без участия США. Фильмы с участием Китая в первом полугодии 2022 года составили 323,292 млн рублей, что составляет чуть более 2,2% от общей выручки.

С одной стороны, китайские и болливудские фильмы имеют потенциал на российском кинорынке. Индия считается одним из крупнейших производителей фильмов. По данным Кинопоиска, в 2021 году в Индии было выпущено более 1600 фильмов, в 2020 году — более 1748, а в 2019 году — 2372 фильма.



Рисунок – 5. Количество выпускаемых Индией фильмов, 2017-2022

С другой стороны, российская аудитория никогда не была потенциальной аудиторией болливудских и китайских фильмов. По мнению отраслевых экспертов, фильмы из этих стран — скорее нишевый продукт, чем массовый. Поэтому весьма вероятно, что даже при увеличении количества восточных фильмов в российских кинотеатрах отечественная киноиндустрия не сможет выйти на привычный уровень кассовых сборов.

Этой весной онлайн-кинотеатры предложили снизить НДС с 20% до 10%. Хотя Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации поддерживает предложения, направленные на развитие отечественных аудиовизуальных сервисов, пока неясно, будут ли эти меры эффективными и насколько быстро сможет реализоваться кинопродукция российского производства. за дефицит, вызванный отменой зарубежных превью. В любом случае снижение НДС для онлайн-кинотеатров поможет увеличить инвестиции в отрасль.

Пока Россия ищет замену снятым с производства фильмам, на которые должна приходиться основная часть кассовых сборов, кинопрокатчикам нужна субсидированная государственная поддержка. Так думают многие в отрасли. Альтернативный контент (как перепрокат отечественных и зарубежных фильмов, так и выпуск аудиовизуальной продукции на большие экраны в менее известных кинотеатрам форматах - сериалы, развлекательные программы) заполняют кассу, но составляют лишь 10% упущенной выгоды - на отмену хиты.



Среди предложений участников рынка:

• Поддержка субсидируется в краткосрочной перспективе.

• В среднесрочной перспективе работать над увеличением количества фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах, снижением затрат и мотивацией производителей фильмов производить высококачественный контент.

• В перспективе – организация кинопоказов иностранными компаниями, ушедшими с российского рынка, и отсутствие квоты на их показ.

Заключение

У россиян наблюдается положительная тенденция: 37% опрошенных считают, что качество российских фильмов улучшается и 39% стали чаще смотреть российские фильмы в последние два-три года.

По мнению 55% респондентов, кино как искусство должно формировать и влиять на мнение зрителей. Подростки выразили свой запрос на экологические проблемы, ценности свободы и независимости от общества. С годами у старшего поколения формируется запрос на формирование патриотических и традиционных ценностей: прежде всего, укрепление семьи. А молодежь в кино больше интересуется острыми социальными проблемами. Сформированная группа – позитивная и творческая, а также способствующая формированию положительного образа в глазах окружающих.

При этом 46% опрошенных сообщили о том, что под влиянием кино задумываются над социальными проблемами и желают улучшить свою жизнь. Очередной российский фильм о волонтерстве, «Доктор Лиза», "257 причин жить" произвел сильное впечатление на зрителя.

На повышение рейтинга качества киноиндустрии эксперты указывают появление новых продюсеров и авторов, конкуренцию между онлайн-кинотеатрами. Если оценивать общее качество российского кинематографа, улучшение чаще замечают те, кто совмещает просмотр ТВ с использованием интернет-платформы и создает более нишевый продукт для разных групп аудитории.

Молодые посетители веб-сайтов, как и старшие поколения больше любят современное кино, чем старшее поколение.

Список использованных источников

  1. Скобелев В. Л. и др. Медиаиндустрия в сфере кино и телевидения: состояние, проблемы и направления развития. СПб.: СПбГИКиТ, 2016.

  2. https://culture.gov.ru/documents/gosudarstvennyy-doklad-o-sostoyanii-kultury-v-rossiyskoy-federatsii-v-2021-godu31082022/ (Дата обращения 02.11.2022)

  3. Акбашева Л. Ю. Концентрация средств массовой информации в современной Медиаиндустрии: к вопросу о перспективах создания региональных медиахолдингов // Новая наука в новом мире: философское, социально-экономическое, культурологическое осмысление: сборник статей II Международной научно-практической конференции «Петрозаводск: Междунар. центр науч. партнерства «Новая Наука». 2019.

  4. Скобелев В. Л. Современное состояние и развитее телепотребления в России // Петербургский экономический журнал. 2019. № 1. С. 25–33.

  5. Елеференко Ю. А. Анализ условий приема фильмов на кинофестивали: материалы Межвузовского научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых: в 3 ч. СПб.: СПбГИКиТ, 2018.

  6. Дарья Зарубина. Вернут деньги: чем Россия манит зарубежных продюсеров // Газета.ru. 2019. 26 окт. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2019/10/26/a_12778538.shtml (дата обращения: 01.11.20222).

  7. https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rossiyskaya-kinoindustriya-plany-razvitiya-i-vozmozhnosti-importozameshcheniya/( дата обращения 02.11.2022 год)

  8. https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/175/(дата обращения 02.11.2022 год)

  9. https://www.rusproducers.com/press/pubs/16969 (дата обращения 02.11.2022 год)