Файл: Учебное пособие А. В. Кириленко Основы информационной культуры. Библиография.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
техники во все сферы, играет доминирующую роль, особенно в системе массовой информационной коммуникации, сохраняя свое значение и в системе специальной, или научной коммуникации.
Библиографическая информация выступает в роли посредника в социальных (документальных) коммуникациях. Социальные коммуникации - это системы общения, связей обменов между людьми и / или социумами посредством обмена документами. В этих коммуникациях библиографическая информация служит средством преодоления барьеров между документами и потребителями, которые препятствуют прямым обменам информацией в социальной коммуникации.
В различных классификациях выделяют несколько десятков родов коммуникационных барьеров. Достаточно четко различают физические, экономические, социально-психологические, информационные барьеры.
Физические обозначают пространственное разделение документов и их потребителей. Библиографическая информация сообщает о местонахождении документов и тем самым способствует преодолению физического барьера.
Экономический барьер ограничивает доступ к документам по причине их высокой стоимости. Библиографическая информация сообщает о наличии потребных документов в общедоступных бесплатных библиотеках.
Социально-психологические барьеры препятствуют потреблению документов по причине непонятности, сложности их содержания, неизвестности фиксирующей их содержание знаковой системы. Библиографическая информация отражает документы учебные и популярные.
Многообразны информационные барьеры. Они воплощены главным образом в различных и часто несовместимых информационно-поисковых языках (способах описания документов, классификационных системах, тезаурусах). Библиографическая информация «находит» соответствия обозначений в национальных, профессиональных и других языках и жаргонах или близких по смыслу понятий и терминов и тем самым способствует преодолению информационных барьеров.
Таким образом, преодолевая вышеописанные барьеры, библиографическая информация способствует непосредственному доступу к документам, установлению связей между документами и потребителями и превращению системы «Документ-Потребитель» из противостояния во взаимосвязь.
Количество книг, изданных после изобретения книгопечатания, не поддается точному учету. Общий объем произведений печати, которым располагает сегодня человечество, достиг поистине грандиозных масштабов. По имеющимся оценкам, оно колеблется в пределах от 50 до 100 млн. названий. Между тем наши физические возможности воспринимать информацию от природы весьма ограничены. Поэтому огромную социальную значимость приобретает вопрос: что именно мы читаем, как выбираем объекты чтения из необозримых документальных массивов. Ведь то, что
может прочесть за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно читать все случайно попадающиеся на глаза, и это очень много, если чтение правильно организовано. По образному сравнению академика С.И. Вавилова «современный человек находится перед гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Поэтому не нужно забывать об огромном значении рекомендательной библиографии, которая способствует воздействию на читательскую активность личности. Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. Рекомендательная библиография, как и критика, призвана играть роль компаса в информационном океане.
Заключение
Библиография играет очень важную роль в современном мире. Эта роль информационного управления - управления процессом производства, распространения, хранения и использование социальной информации в обществе.
Библиография имеет целью осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание изданных произведений, независимо от того, в каких собраниях или библиотеках они находятся. Библиография служит источником наших справок относительно существующих книг и основанием всей документации. Играя роль посредника между книгами и читателями, является неотъемлемой частью научно-справочного аппарата, а так же ценным компонентом науки и культуры. Благодаря библиографии мы можем всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.д. Значение библиографии важно для каждого читателя.
В современном мире, четкие и научно обоснованные подходы библиографии помогают нормализовать и структурировать огромные потоки информации. Большая роль отводится управлению этими потоками, ведь влиятельные персоны, политические партии и движения эффективно использовали управленческую роль библиографии в системе четвертой власти - прессе (книжном деле, информационной деятельности, духовном общении).
Выводом могут послужить слова, ставшие эпиграфом учебника Гречихина А.А. «Общая библиография» - «Тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией, владеет миром».
Список источников и литературы
3
Библиографическая информация выступает в роли посредника в социальных (документальных) коммуникациях. Социальные коммуникации - это системы общения, связей обменов между людьми и / или социумами посредством обмена документами. В этих коммуникациях библиографическая информация служит средством преодоления барьеров между документами и потребителями, которые препятствуют прямым обменам информацией в социальной коммуникации.
В различных классификациях выделяют несколько десятков родов коммуникационных барьеров. Достаточно четко различают физические, экономические, социально-психологические, информационные барьеры.
Физические обозначают пространственное разделение документов и их потребителей. Библиографическая информация сообщает о местонахождении документов и тем самым способствует преодолению физического барьера.
Экономический барьер ограничивает доступ к документам по причине их высокой стоимости. Библиографическая информация сообщает о наличии потребных документов в общедоступных бесплатных библиотеках.
Социально-психологические барьеры препятствуют потреблению документов по причине непонятности, сложности их содержания, неизвестности фиксирующей их содержание знаковой системы. Библиографическая информация отражает документы учебные и популярные.
Многообразны информационные барьеры. Они воплощены главным образом в различных и часто несовместимых информационно-поисковых языках (способах описания документов, классификационных системах, тезаурусах). Библиографическая информация «находит» соответствия обозначений в национальных, профессиональных и других языках и жаргонах или близких по смыслу понятий и терминов и тем самым способствует преодолению информационных барьеров.
Таким образом, преодолевая вышеописанные барьеры, библиографическая информация способствует непосредственному доступу к документам, установлению связей между документами и потребителями и превращению системы «Документ-Потребитель» из противостояния во взаимосвязь.
Количество книг, изданных после изобретения книгопечатания, не поддается точному учету. Общий объем произведений печати, которым располагает сегодня человечество, достиг поистине грандиозных масштабов. По имеющимся оценкам, оно колеблется в пределах от 50 до 100 млн. названий. Между тем наши физические возможности воспринимать информацию от природы весьма ограничены. Поэтому огромную социальную значимость приобретает вопрос: что именно мы читаем, как выбираем объекты чтения из необозримых документальных массивов. Ведь то, что
может прочесть за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно читать все случайно попадающиеся на глаза, и это очень много, если чтение правильно организовано. По образному сравнению академика С.И. Вавилова «современный человек находится перед гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Поэтому не нужно забывать об огромном значении рекомендательной библиографии, которая способствует воздействию на читательскую активность личности. Рекомендательная библиография является сегодня непременным элементом всех форм и этапов организованного обучения. Она содействует организации самостоятельной работы студентов над изучаемыми дисциплинами, обеспечивает внеклассное чтение школьников, какую бы подготовку ни получил человек в процессе организованного обучения, она не может быть достаточной. Жизнь требует постоянного обновления полученных в учебном заведении знаний. Речь идет о непрерывном образовании на протяжении всей жизни человека, которая во многом зависит от правильной организации самообразовательного чтения. Рекомендательная библиография, как и критика, призвана играть роль компаса в информационном океане.
Заключение
Библиография играет очень важную роль в современном мире. Эта роль информационного управления - управления процессом производства, распространения, хранения и использование социальной информации в обществе.
Библиография имеет целью осведомлять о существующих трудах и об их ценности. Это инвентарь, описание изданных произведений, независимо от того, в каких собраниях или библиотеках они находятся. Библиография служит источником наших справок относительно существующих книг и основанием всей документации. Играя роль посредника между книгами и читателями, является неотъемлемой частью научно-справочного аппарата, а так же ценным компонентом науки и культуры. Благодаря библиографии мы можем всесторонне изучать историю края, региона, страны и т.д. Значение библиографии важно для каждого читателя.
В современном мире, четкие и научно обоснованные подходы библиографии помогают нормализовать и структурировать огромные потоки информации. Большая роль отводится управлению этими потоками, ведь влиятельные персоны, политические партии и движения эффективно использовали управленческую роль библиографии в системе четвертой власти - прессе (книжном деле, информационной деятельности, духовном общении).
Выводом могут послужить слова, ставшие эпиграфом учебника Гречихина А.А. «Общая библиография» - «Тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией, владеет миром».
Список источников и литературы
-
Библиография: Общий курс: Учебник / Под ред. О.П. Коршунова. М., 1981. - С. 9-10. -
Диамидова, Г.Н. Библиографоведение. Учебное пособие. [Текст] / Г.Н. Диамидова. - СПб.: Профессия, 2003. - 288 с. -
Кириленко, А.В. Основы информационной культуры. Библиография: Выпуск 1: Учебное пособие / Расплетина Е.Г. - СПб.: ИТМО Государственный Университет, 2008. - С. 6-7, 14-15. -
Моргенштерн, И.Г. Библиографические ресурсы: лекция по курсу «Общее библиографоведение» по специальности 052700 - библиотечно-информационная деятельность // Моргенштерн И.Г. Библиография. - 2003. - №6. - С. 31-42. -
Справочник библиографа. [Текст] / Науч. Ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - СПб.: Профессия, 2003. - 560 с.
3