Файл: Марина Цветаева. Её жизнь и творчество Детство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат на тему:

Марина Цветаева. Её жизнь и творчество

Детство.

Родилась Марина Цветаева 8 октября 1892 года в Москве, в семье Ивана Владимировича Цветаева, бывшего искусствоведом, филологом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств на Волхонке (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) и, Марии Александровны Мейн бывшей талантливой пианисткой. Иван Владимирович нежно любил свою первою жену Варвару Дмитриевну Иловайскую от которой у него было двое детей сын Андрей и дочь Валерия, и пронёс любовь к ней до самой своей смерти. Однако он был нежно привязан и к своей второй жене Марии Александровне Мейн. Александра была очень жертвенной женщиной, которая рассталась с возлюбленным, чтобы выйти замуж за Ивана Цветаева, и заменить осиротевшим рано умершую мать детям. Ёе дед по отцовской линии был священником из Владимирской губернии. Мать Цветаевой посветила всю себя семье и, происходя обрусевшей польско-немецкой семьи пыталась передать свои ценности детям: поэзию, музыку, и презрение к физической боли.

Эти качества а так же самоотверженность и мятежность, благодаря матери стали определяющими моментами воспитания, которые сформировали облик Марины Цветаевой. «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом», - написала она в автобиографическом очерке «Мать и музыка» в 1934 году. Но, несмотря близкие отношения с матерью,Марина Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отдалённо. Она закрывала свой внутренний мир и от сестры Аси, и от сводных брата и сестры – Андрея и Валерии и даже матери. Марина жила в мире прочитанных книг, мечтаний ,возвышенных и не жизненных образов. Счастливая пора ее детства, связанная с рассказами мамы, волшебством книжных открытий и человеческих встреч, проходившая в уютном старом семейном доме, была прервана неожиданной болезнью(чахоткой) Марии Александровны, ее здоровье требовало теплого и мягкого климата, и осенью 1902 года семья Цветаевых уехала за границу. Цветаевы жили в Италии, Швейцарии и Германии где Марина сменила череду пансионов Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия) Как писала ее младшая сестра Анастасия, попав в пансион фон-Дервиз, она вскоре была оттуда выгнана за дерзость и плохое влияние на соучениц.Илья Эренбург, оценивая ее характер, заметил что «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед
гармонией и любовь к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту». В 1909 году шестнадцатилетняя Цветаева самостоятельно совершила поездку в Париж, где в Сорбонне прослушала курс старофранцузской литературы

Семья и первые успехи.

В 1910 году Марина опубликовала (в типографии А. А. Левенсона) на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы.

Писать стихи Цветаева начала еще в шестилетнем возрасте, причем - не только по-русски, но и по-французски и по-немецки. Она также вела дневник и писала рассказы. В «Вечернем альбоме» уже проглядывал её талант как поэтессы и отношения к поэзии, и жизни в целом как, например стихотворении «Молитва» исполненном лихорадочной любви к миру, любви, жаждущей Абсолюта:

<<Люблю и крест и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!>>

Не окончив гимназии, весной 1911 года Цветаева уехала в Коктебель к Волошину. Здесь она познакомилась с Сергеем Эфроном - круглым сиротой и сыном революционеров-народников своим будущим мужем. В январе 1912 года они поженились, и она выпустила посвященный ему второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». Сборник раскритиковали. Оскорблённая отзывами, Цветаева ворчливо писала: «Будь я в цехе, они бы не ругались, но в цехе я не буду». И правда она никогда не состояла, не в одной литературной группировке, всегда была сама по себе, и считала, что поэт должен быть уединён. В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля) к которой позже были обращены многочисленные стихотворения ее мамы. <<Все будет тебе покорно, И все при тебе – тихи. Ты будешь как я - бесспорно – И лучше писать стихи…>>

(«Але», 1914).

В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг». В августе тоже года скончался отец Марины Цветаевой – Иван Васильевич.

Отношения с Софией Парнок.

В 1914 г. Марина познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Парнок. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга». Их связь продолжалась два года, и всё происходило на глазах у мужа - Сергея Эфрона, который воспитывал их малолетнюю дочь Алю. В конце концов, бурное расставание привело к тому, что Цветаева сделала вывод: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное, - какая скука!». Софья Парнок впоследствии дала свою характеристику бывшей любовнице: «Холод хитрости змеиной и скользкости…» Цветаева и Парнок расстались в 1916 году. Марина вернулась к мужу Сергею Эфрону.



Революции и гражданская война.

Ни Февральскую, ни Октябрьскую революции Цветаева близко не приняла. Однако с весны 1917 года наступил трудной период в ее жизни. «Из истории не выскочишь», - сказала она позднее. Жизнь на каждом шагу диктовала свои условия. Беззаботные времена, когда можно было заниматься тем, чем хотелось, уходили в прошлое. Цветаева пыталась уйти от ужасов и голода внешней жизни в стихи, и, несмотря на все тяготы, в период с 1917-го по 1920-й годы стал исключительно плодотворным в ее жизни. За это время она написала более трехсот стихотворений, шесть романтических пьес и поэму-сказку «Царь-Девица».

В апреле 1917 года Цветаева родила вторую дочь. Сначала она хотела назвать ее Анной в честь Ахматовой, но потом передумала и назвала Ириной: «Ведь судьбы не повторяются». По свидетельству родных и близких, Марина практически не уделяла ей времени. «Я заглядываю в первую (три шага от входа) комнату: там кроватка, в которой в полном одиночестве раскачивается младшая дочь Марины - двухлетняя Ирочка», - вспоминала М.И.Гринёва-Кузнецова.

В самое тяжелое время гражданской войны, осенью 1919 года, чтобы прокормить дочерей, она отдала их в Кунцевский детский приют. Вскоре тяжело заболевшую Алю пришлось забрать домой, а в феврале 1920 года умерла от голода маленькая Ирина.

Эмиграция.

Однако после поражения Добровольческой армии, в которой служил Сергей Эфрон, Марина была уверена в смерти мужа. Лишь почти через четыре года в июле 1921 года она получила от него письмо из-за границы, где он находился после разгрома белой армии. Его по просьбе Цветаевой разыскал Эренбург, уехавший за границу. Цветаева мгновенно приняла решение ехать к мужу, учившемуся в Пражском университете, где правительство Масарика выплачивало некоторым русским эмигрантам стипендию за счет золотого запаса, вывезенного в гражданскую войну из России.

В мае 1922 года Цветаева добилась разрешения на выезд за границу для себя и дочери. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В августе 1922 года Цветаева уехала в Прагу к Эфрону.

1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын, названный Георгием. Она давно мечтала о мальчике, и ласково называла Мур. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.


В мае 1926 года с подачи Бориса Пастернака Цветаева начала переписываться с австрийским поэтом Райнером Марией Рильке, жившим тогда в Швейцарии. Эта переписка обрывается в конце того же года со смертью Рильке.

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…» В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась её проза, занявшая основное место в её творчестве 1930-х годов («Эмиграция делает меня прозаиком…»). 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.<<Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.>> — Из воспоминаний Марины Цветаевой.

Возвращение в Россию.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. осенью того же года Сергей Эфрон, продолжавший свою деятельность в «Союзе возвращения на Родину» и сотрудничество с советской разведкой, оказался замешанным в не очень чистоплотной истории, получившую широкую огласку. В сентябре 1937 года швейцарская полиция обнаружила труп советского разведчика Игнатия Рейсса. Выяснилось, что Рейсс отправил письмо Сталину и назвал его террористом. Спустя несколько недель «надёжный источник» рассказал прессе, что организовал убийство Рейсса агент НКВД… Сергей Эфрон, которому пришлось в спешке покинуть Париж и тайно переправляться в СССР. Отъезд Цветаевой был предрешен..

12 июня 1939 года Цветаева с сыном уехала в Москву. Радость от соединения семьи длилась недолго. В августе 1939 года арестовали и отправили в лагерь ее дочь, а в октябре – мужа Цветаевой. Цветаева скиталась с часто болеющим Муром по чужим углам, стояла в очередях с передачами Але и Сергею Яковлевичу.

В апреле 1941 года Цветаеву приняли в профком литераторов при Гослитиздате, но силы ее были на исходе. Она говорила: «Я свое написала, могла бы еще, но свободно могу не…».


Война прервала ее работу над переводом Гарсиа Лорки, а журналам стало не до стихов. Восьмого августа, не выдержав бомбежек, Цветаева вместе с несколькими писателями эвакуировалась в городок Елабугу на Каме. По свидетельству её друзей, вещи в дорогу собирал Пастернак. Он подарил Цветаевой верёвку, сказав: «В дороге пригодится, такая прочная, хоть вешайся». Верёвка действительно пригодилась... Работы, даже самой черной, для нее не было. Она пыталась найти что-нибудь в Чистополе, где находилось большинство московских литераторов.

28 августа, обнадеженная, она вернулась в Елабугу, а 31 августа, пока в доме не было сына и хозяев, она повесилась, оставив три записки: товарищам, поэту Асееву и его семье с просьбами позаботится о сыне, и Муру: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Заключение.

Самоубийц принято хоронить за церковной оградой, об отпевании не могло быть и речи. Но ради Цветаевой, ради просьб её верующих почитателей, в том числе и Дьякона Андрея Кураева, в 1991 году было сделано исключение. Патриарх Алексий II дал благословение, и через 50 лет после её смерти Цветаеву отпели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Так закончилась жизнь одной из самых ярких русских поэтов XX века Цветаевой Марины Ивановны, у неё не осталось прямых потомков, но мы всё же помним об этой великой поэтессе и любим её творчество.