Файл: 1. Понятие и виды органов, исполняющих наказания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие и виды органов, исполняющих наказания.

Изучая данную тему, необходимо уяснить, что все уголовные наказания делятся на две группы: связанные с уголовно-исполнительным воздействием и не связанные с уголовно-исполнительным воздействием. Для исполнения уголовных наказаний, связанных с уголовно-исполнительным воздействием, созданы специальные органы государства и необходимо уяснить их задачи, место в системе органов, ведущих борьбу с преступностью.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством (ст. 16 УИК РФ) в уголовно-исполнительную систему входят следующие учреждения и органы:

1) уголовно-исполнительные инспекции;

2) арестные дома;

3) исправительные учреждения;

4) следственные изоляторы;

5) ведомственные предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Уголовно-исполнительные инспекции исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль над условно осужденными и соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до 14 лет. К их компетенции отнесено и осуществление контроля за освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания.

Арестные дома предназначены для исполнения наказания в виде ареста. Это разновидность краткосрочного лишения свободы, но в условиях строгой изоляции. Условия содержания в арестных домах аналогичны тем, которые установлены на общем режиме в тюрьмах. По действующему законодательству в них должны содержаться осужденные старше 16 лет, за исключением беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Исправительные учреждения предназначены для исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни. В известной степени они обособлены и представляют собой подсистему уголовно-исполнительной системы.


Исправительные колонии предназначены для содержания совершеннолетних осужденных, лишенных свободы, и подразделяются на учреждения открытого (колонии-поселения), полуоткрытого (исправительные колонии общего и строгого режима) и закрытого (исправительные колонии особого режима) типов.

Колонии-поселения могут быть трех видов:

1) для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности;

2) для лиц, впервые осужденных за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести;

3) для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима в порядке, установленном ст. 78 УИК РФ.

Это единственный вид исправительных учреждений, в котором не предусмотрено раздельное содержание осужденных в зависимости от пола.

2. Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, его основные права и обязанности.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуются правами в пределах компетенции, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания. Права и обязанности должностных лиц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, нередко обозначают единым понятием – полномочия.

Правовое положение персонала определяется факторами социально-экономического, политического, духовного и иного порядка. В их числе – уровень экономического развития системы исполнения наказаний в целом и отдельных ее звеньев, профессиональной и общеобразовательной подготовки персонала и т.п. Важнейшей из факторов – цели наказания, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства и соответственно цели, задачи и функции учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Следует разделить персонал исправительных учреждений на две категории, решающие различные задачи и имеющие неодинаковый правовой статус:

  1. Сотрудники исправительных учреждений, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава.

  2. Рабочие и служащие персонала исправительных учреждений.

Сотрудники составляют большинство персонала исправительного учреждения, они несут основную нагрузку по достижению поставленных перед учреждением задач в сферах охраны осужденных, обеспечения режима отбывания наказания и безопасности в исправительном учреждении, привлечения осужденных к труду. При этом сотрудники исправительных учреждений выполняют свои обязанности и пользуются в пределах своей компетенции, соответствующей должности, правами, которые представлены законом администрации этих учреждений.



Сотрудники в соответствии с этим имеют право осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним, осуществлять оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, применять к нарушителям закона меры воздействия и принуждения, применять к нарушителям закона меры воздействия и принуждения, применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие, производить административное задержание и применять другие меры административного воздействия, производить досмотры и обыски осужденных, иных лиц и их вещей, транспортных средств на территории учреждений, исполняющих наказания, и прилегающих территорий, на которых установлены режимные требования,

Рабочие и служащие из числа персонала обязаны:

  • добросовестно выполнять трудовые обязанности;

  • соблюдать дисциплину труда;

  • бережно относится к имуществу предприятия, учреждения и организации;

  • выполнять установленные нормы труда.

3. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся' нарушений и их предупреждения в будущем.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл. 3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:

  • международный,

  • государственный,

  • общественный контроль.

  • Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека ( 1948 г. ), Международным пактом о гражданских и политических правах ( 1966 г. ), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания ( 1984г. ). Существуют четыре формы международного контроля.

  • Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).

  • Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

  • Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

  • Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.

  • Вторая и третья формы международного контроля появились в 1991 году в результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории России. Эта форма международного контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК, в которой установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства их правовой защиты. Посещения членами Европейского Комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы в России стали возможными после ратификации в 1998 году Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающею достоинство обращения или наказания (СЗ РФ 1998, № 13, ст. 1466).

  • Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

  • Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации.