Файл: Образовательное учреждение педагогический колледж им. Н. К. Калугина Г. Оренбурга.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для развития скоростно-силовых способностей применяют следующие методы:
-
1) методы строго регламентированного упражнения; -
2) соревновательный метод; -
3) игровой метод.
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
-
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения; -
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.
Наиболее распространёнными методами развития скоростно-силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод повторного выполнения упражнения позволяет избирательно развивать определённые мышечные группы (например, метание набивного мяча от груди развивает преимущественно мышцы плеча). Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объём нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Во время выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. Примером постоянного отягощения является всё тело школьника в упражнениях с приседаниями или подтягиваниями.
В последнее время большую популярность получил так называемый ударный метод развития скоростно-силовых способностей. Примером его является прыжок вниз с возвышения с дальнейшим выпрыгиванием (прыжок в глубину). Максимальный эффект при этом достигается в результате феномена меостатического эффекта, то есть предварительное растяжение мышц, создающего условия для более мощного последующего их сокращения.
Очень эффективным в подростковом возрасте является игровой метод развития скоростно-силовых способностей. Известно, что в подростковом возрасте дети стремятся к настоящему соревнованию, поэтому применять на уроках различные игровые упражнения с проявлением скоростно-силовых способностей очень целесообразно. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера». [10]
Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафета) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя волевые максимальные усилия.
Сделаем вывод, специфические закономерности воспитания скоростно-силовых способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. В методике воспитания скоростно-силовых способностей центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.
Средствами развития скоростно-силовых способностей В. Н. Платонов предлагает использовать упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей), различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. К группе упражнений «взрывного» характера относятся упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег на короткие отрезки). Наиболее простыми и информативными являются такие тесты, как прыжок в длину с места и бросок набивного мяча сидя из-за головы. Из более сложных контрольных упражнений наиболее распространёнными являются прыжок в длину или прыжок в высоту с разбега, метание гранаты или малого мяча на дальность.
По мнению Евстафьева Б.В. целесообразно разделить все упражнения для развития скоростно-силовых качеств на три группы:
Первая группа: упражнения с преодолением сопротивлений, величина которых выше соревновательной, в силу чего скорость движений уменьшается, а уровень проявления силы повышается.
Вторая группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого меньше соревновательной, скорость движений большая.
Третья группа: упражнения с преодолением сопротивления, величина которого равна соревновательной, скорость движений около максимальная и выше.
Локальные упражнения (специально-вспомогательные) относятся только к первой группе. Глобальные упражнения специальные - к первой и второй. Глобальные упражнения основные - только к третьей группе.
С целью развития скоростно-силовых качеств применяются следующие режимы мышечной работы и их разновидности: при выполнении основного упражнения - динамический режим (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц) при выполнении специальных упражнений - динамический (с акцентом на преодолевающий характер работы мышц или на сочетание уступающего и преодолевающего характера работы мышц); при выполнении специально-вспомогательных упражнений - статический режим, характеризующийся «пассивным» напряжением, а также сочетание динамического (преодолевающий характер работы мышц) со статическим режимом, характеризующимся «активным» напряжением; для развития скоростно-силового потенциала очень эффективен режим работы мышц, при котором делается акцент на сочетание уступающего с преодолевающим характером работы мышц.
Сделаем вывод, специфические закономерности воспитания скоростно-силовых способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. В методике воспитания скоростно-силовых способностей центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.
Средствами развития скоростно-силовых способностей являются упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей), различные упражнения с сопротивлениями, позволяющие воздействовать на мышцы, несущие необходимую нагрузку в основном упражнении при сохранении его динамической структуры. Упражнения «взрывного» характера относящиеся к упражнениям не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания и др.), но и с циклической структурой (бег на короткие отрезки). Наиболее простыми и информативными являются такие тесты, как прыжок в длину с места и бросок набивного мяча сидя из-за головы
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию специальной скоростно-силовых способностей подростков на учебно-тренировочном занятии по спортивным единоборствам
2.1 Диагностика развития скоростно-силовых способностей подростков
Наше исследование проходило на базе МОАУ Лицей №5 им. Героя РФ А.Ж.Зеленко г. Оренбурга. Для исследования нам потребовалось 2 класса. 11 «А» стала экспериментальным классом, а 11 «Б» контрольным.
Исследование проходило в три этапа:
-
констатирующий (первичная диагностика уровня развития скоростно-силовых способностей подростка); Сроки – сентябрь 2020г. -
формирующий (опытная деятельность в экспериментальной группе по развитию скоростно-силовых способностей подростка в учебном процессе студента); Сроки – сентябрь - апрель 2020г. -
контрольный (повторная диагностика уровня развития скоростно-силовых способностей подростка и анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности). Сроки – апрель2021г.
Тесты и показатели, позволяющие оценивать уровень физического развития, являются эффективным способом контроля за ходом тренировочного процесса и ростом спортивных результатов. Они необходимы также при проведении набора и отбора в тренировочных группах в избранном виде спорта. В построении тестов, оценивающих двигательные возможности, используются показатели скоростно-силовые показатели, эти показатели свидетельствует об уровне физической подготовленности в целом. Поскольку любой вид спорта требует целого комплекса качеств и способностей.
Оценка скоростно-силовых способностей заключалась в исследовании быстрой силы (бег на 30м), взрывной силы (отжимание, прыжок в длину с места), амортизационная сила (челночный бег).
При оценке скоростно-силовых способностей подростков были применены следующие контрольные упражнения:
1. «Бег на 30м»
Цель: оценка скоростных способностей.
Процедура исследования: испытуемый по команде «На старт» становится в положение высокого старта у стартовой черты. После этого следует команда «Марш». Испытуемый должен бежать с максимальной скоростью, стремясь преодолеть расстояние за меньшее количество времени. Оценка результата зависит от времени выполнения.
2. Прыжок в длину с места
Цель: оценка уровня развития силы мышц ног.
Процедура: испытуемый выполняет глубокое приседание, сохраняя прямой. Затем выполняет движение вверх-вперед, стараясь как быстрее выпрямить , и сделайте при этом выдох. Подсчитывается количество прыжков.
3. Челночный бег 4x9 м, с
Цель: оценка скоростных способностей.
Процедура: на ровной площадке отмеряется дистанция 9 метров, проводится четко видимая линия старта и финиша. Старт проводится с положения высокого или низкого старта, движение осуществляется бегом до линии отметки 9 метров, достигнув которую испытуемый должен коснуться линии любой частью тела. Касание является сигналом выполнения одного из элементов выполнения норматива, сделав касание, испытуемый должен развернутся, и проделать обратный путь, снова заступив за линию, это будет являться сигналом преодоления второго участка дистанции. Подсчитывается время (сек.) выполнения упражнения.
4. Количество сгибаний и разгибаний рук в положении лежа (отжимание)
Цель: оценка уровня развития силы мышц плечевого пояса.
Процедура: испытуемый принимает и.п.: упор на прямых руках. Сгибая руки, опуститься в на согнутых ; разгибая руки, в упор на прямые . Положение упора , при опускании сгибаются полностью. Подсчитывается количество выполнения упражнения.
В таблице 1 даны нормативы уровня развития скоростно-силовых способностей подростка.
За выполнение тестов проставлялись оценки в баллах.
Высокий уровень (5 баллов) – укладывается в норматив (высокие показатели), выполняет двигательные действия теста без ошибок.
Средний уровень (4 балла) – укладывается в норматив (средние показатели), при выполнении двигательных действий теста делает 1-2 мелкие ошибки.
Уровень ниже среднего (3 балла) – укладывается в норматив (показатели ниже среднего), при выполнении двигательных действий теста делает 3 мелкие ошибки или 1-2 грубые ошибки.