Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История русской литературы хх. Общая характеристика поэзии периода оттепели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Русская классическая традиция (Толстой, Достоевский, Некрасов) оставляет возможность прощения преступнику. Астафьев вступает с этой этической традицией в спор. Он беспощаден к тем, кто посягает на достоинство и жизнь другого человека. Для него убийца, молящийся о спасении души… – бессмысленная правда, которая страшнее лжи.

Астафьев в стремлении разобраться в русском характере очень близок к Горькому «несвоевременных мыслей», который писал: «Мы, Русь,– анархисты по натуре, мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь… Нет слов, которыми нельзя было бы обругать русского человека – кровью плачешь, а ругаешь…» С болью и страданием говорит о зверином в человеке и Астафьев. Страшные эпизоды он приводит в романе не для того, чтобы унизить русского человека, а чтобы каждый задумался о причинах озверения людей, об отсутствии любви между ними.

Трезвый взгляд писателя вызвал в критике полемику. Писатели и критики, для которых русский характер – кладезь положительного, а народ – нечто, стоящее вне критики, обвинили Астафьева в выпаде против народа.

По жанру «Печальный детектив» – художественно–публицистический роман. Его название можно трактовать как печальную криминальную историю, рассказанную писателем и как печального героя, профессия которого – детектив.

Роман Астафьева, в котором художественное и публицистическое начала не всегда образуют гармоническое единство, отразил поиски рубежного периода, и в этом отношении закономерно его художественное несовершенство при определенности авторской позиции.


  1. Тематика. В творчестве Астафьева часто затрагиваются темы природы, жизни на селе, взаимоотношения между людьми, их нравственные принципы и мировоззрение. Он описывает жизнь простых людей, их труды и заботы, стараясь показать их важность и значимость для общества.

  2. Стиль. Астафьев является мастером описания природы, он умеет передать ее красоту и величие, а также показать ее жестокость и безжалостность. В его произведениях часто используются метафоры и аллегории, что создает особую атмосферу и углубляет понимание смысла произведения.

  3. Идеология. В своих произведениях Астафьев критически относится к советской действительности, но при этом не отрицает ее положительных сторон. Он показывает, что люди живут в сложных условиях и стараются выжить в любых обстоятельствах, но не всегда могут справиться с трудностями.

  4. Образы. В творчестве Астафьева можно выделить такие образы, как "человек-зверь", "человек-природа", "человек-общество". Он показывает, что человек не может существовать вне природы и общества, и что его судьба тесно связана с судьбой окружающего мира.

  5. Мораль. В произведениях Астафьева часто прослеживается моральный аспект. Он учит, что человек должен жить согласно своим принципам и идеалам, и что только тогда он может быть счастливым и достичь своих целей.


Таким образом, творчество Владимира Астафьева отличается высоким уровнем идейности, глубоким пониманием жизни и искусством передачи своих идей и мыслей в литературном произведении. Его произведения являются важным источником для изучения истории и культуры России, а также для понимания человеческих ценностей и принципов.

37. Бардовская поэзия 1960-х — 1980-х г: общая характеристика (Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор).

Бардовская поэзия 1960-х — 1980-х годов была своеобразным явлением в советской культуре. Это была альтернативная культура, которая выражала свободные и независимые идеи и мнения, и не подчинялась официальной идеологии. Барды, в том числе и Булат Окуджава, пользовались большой популярностью среди населения, особенно молодежи.

Булат Окуджава был одним из самых известных бардов своего времени. Он писал песни на различные темы, от любви и природы до политики и социальных проблем. Окуджава был известен своими глубокими текстами и мелодичными мелодиями, которые легко запоминались и пелись многими людьми.

Одной из особенностей творчества Окуджавы было то, что он не сталкивался с прямой цензурой, но его песни часто не проходили через официальные каналы распространения. Он выступал на концертах в квартирах и на улицах, где его песни были приняты с большим энтузиазмом.

Окуджава также был известен своими стихотворениями и прозой, которые были опубликованы в различных журналах и газетах. Его произведения часто касались тем, связанных с человеческими чувствами и отношениями, а также с историей и культурой народов Советского Союза.

В целом, творчество Окуджавы и других бардов этого времени было важным явлением в культурной жизни СССР, которое выражало свободу слова и индивидуальность, и в то же время позволяло людям выражать свои мысли и чувства.

Александр Галич - один из самых известных бардов 1960-х - 1980-х гг. Его творчество отличается высокой эмоциональностью и социальной направленностью. В его песнях звучат темы войны, протеста, любви и свободы. Галич был известен своими антикоммунистическими песнями, которые вызывали недовольство властей. Он был арестован и изгнан из Советского Союза в 1970 году, но продолжал писать песни на русском языке в изгнании. Его творчество вдохновляло многих людей на протест и борьбу за свободу. В целом, бардовская поэзия 1960-х - 1980-х гг. отличалась свободой слова, индивидуальностью и социальной направленностью. Она была важной частью культурной жизни Советского Союза и влияла на многие аспекты общественной жизни.



Юрий Визбор - один из наиболее известных представителей бардовской поэзии 1960-х - 1980-х гг. Его творчество отличается глубокой лирикой, патриотизмом и социальной направленностью. В его песнях звучат темы любви, дружбы, морали и гражданской ответственности. Визбор был известен своими песнями о войне и о жизни в Советском Союзе. Он также пел о свободе слова и правах человека. В целом, бардовская поэзия 1960-х - 1980-х гг. отличалась свободой слова, индивидуальностью и социальной направленностью. Она была важной частью культурной жизни Советского Союза и влияла на многие аспекты общественной жизни. Бардовская поэзия характеризуется простотой и доступностью языка, а также тематикой, которая часто касается обычных людей и их проблем. Она отличается от официальной поэзии того времени, которая была ориентирована на идеологические цели и была наполнена политическими лозунгами.

Среди наиболее известных представителей бардовской поэзии 1960-х - 1980-х годов можно назвать Булата Окуджаву, Александра Галича и Юрия Визбора. Булат Окуджава был одним из самых популярных бардов того времени. Его песни и стихи отличались глубокой философской проницательностью и юмором. Александр Галич был известен своей социальной и политической активностью, а также своими песнями, которые часто были посвящены событиям того времени. Юрий Визбор был известен своими песнями-балладами, которые были наполнены романтикой и меланхолией.

Бардовская поэзия 1960-х - 1980-х годов имела большое влияние на культуру того времени и оказала значительное влияние на развитие русской поэзии и музыки в последующие годы. Она стала символом свободы и независимости в условиях жесткой цензуры и ограничений на свободу слова.

38. Творчество Б. Окуджавы: общая характеристика.

Влияние Булата Окуджавы на русскую поэзию
Авторская песня – это возникший в середине двадцатого века песенный жанр, отличительными особенностями которого являются гитарное сопровождение, совмещение в одном лице автора текста, музыки и исполнителя, а также приоритетное значение текста перед музыкой.
Детство и юность Булата Окуджавы

Советский композитор, поэт, певец, один из ярчайших представителей жанра авторской песни Булат Шалвович Окуджава родился в мае 1924 года в Москве в семье убежденных коммунистов. Отец Булата Окуджавы Шалва Степанович, грузин по национальности, был видным партийным деятелем, мать поэта Ашхен Степановна Налбандян также работала в партийном аппарате.

После того, как будущему поэту исполнилось два года, семья переехала в Тбилиси, а затем, а Нижний Тагил. Шалва Степанович стремительно развивал карьеру, занимал высокие должности. Однако из-за ссоры с Берией и ложного доноса его арестовали, затем расстреляли. В 1938 году мать поэта была сослана в Караганду как жена предателя родины. Из ссылки Ашхен Степановна вернулась только в 1947 году. Все это время Булат Шалвович жил в Тбилиси в семье родственников. Здесь же будущий поэт окончил школу, затем стал работать на заводе токарем. В 1942 году Булат Шалвович добровольцем ушел на фронт, принимал участие в жестоких сражениях. В 1943 году под Моздоком Окуджава был ранен. В этот период Булат Шалвович написал свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось».
После окончания войны Булат Окуджава поступил на педагогический факультет Тбилисского государственного университета, после окончания которого стал работать в сельской школе учителем. В это время он постоянно писал стихи, которые затем стали песнями.
Творчество Булата Окуджавы

Началом литературной карьеры Булата Окуджавы считается 1954 год. Тогда Окуджава был на встрече литераторов В. Кобликова и Н. Панченко с читателями. После окончания мероприятия он предложил им свои произведения, которые понравились литераторам. После этого произведения Окуджавы стали печататься в калужской газете «Молодой ленинец».
Через два года в Калуге был издан сборник поэзии Булата Окуджавы «Лирика». Стихи Окуджавы были восторженно встречены читателями. В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была напечатана повесть Окуджавы «Будь здоров, школяр». Это произведение в 1987 году было издано отдельным тиражом.
Всего за сорок лет было издано около пятнадцати сборников поэзии Окуджавы, среди которых:
«Веселый барабанщик»

«Острова»

«Арбат мой, Арбат»

«Март великодушный».
В период с 1969 по 1983 годы было опубликовано несколько повестей Булата Окуджавы, среди

которых:
«Путешествие дилетантов»

«Свидание с Бонапартом»

«Глоток свободы» и другие.
Также Булат Шалвович писал произведения для тетей и юношества. Самым известным произведением среди них является сказка «Прелестные приключения», в которых автор в письмах к маленькому сыну описывает свои ялтинские будни сказочным языком.
В 1966 году Окуджава написал одну пьесу – «Глоток свободы».

Концерты Булата Шалвовича всегда собирали полный зал. При этом афиш не было, о концертах поэта узнавали по «сарафанному радио». В начале 1960-х годов Булат Окуджава был одним из наиболее популярных советских бардов.
Первый официальный концерт Окуджавы состоялся в 1961 году, затем он стал ездить с гастролями по городам Советского Союза. Основным творческим направлением Булата Окуджавы была авторская песня, и поэт стал ярчайшим представителем этого направления.
Творчество Булата Окуджавы оказало сильное влияние на развитие бардовского течения. Известными представителями этого направления являются Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор.
Две песни Булата Шалвовича стали гимнами слетов бардовской песни. Это песни «Молитва Франсуа Вийона» и «Возьмемся за руки, друзья».
В 1962 году Окуджава написал композицию для фильма «Цепная реакция». Это была первая песня для кинофильма. Однако, эта картина не имела большого успеха у зрителей. Следующая песня, написанная для фильма «Белорусский вокзал», «Нам нужна победа», моментально стала хитом.
Окуджава написал песни ко многим фильмам, среди которых:
«Звезда пленительного счастья»

«Соломенная шляпка»

«Покровские ворота»

«Ключ без права передачи»

«Белое солнце пустыни» («Ваше благородие, госпожа удача»).
Песни булата Окуджавы в общей сложности прозвучали в восьмидесяти советских кинокартинах.

Во время пребывания во Франции, в 1967 году, поэт написал еще 20 композиций, которые стали основой для вышедшей в Париже через год пластинки.
При участии Булата Окуджавы был написан сценарий к кинокартине Петра Тодоровского

«Верность». Фильм получил премию Венецианского фестиваля в номинации «За лучший дебют», а также главный приз Второго Всесоюзного кинофестиваля.
Значение творчества Булата Окуджавы для отечественной поэзии

Булат Окуджава считается одним из основоположников жанра авторской песни в СССР.
Русская поэзия, отголоски которой отражаются в стихах Окуджавы, оказала сильное влияние на творчество барда.
Песни Булата Шалвовича остаются актуальными до сих пор, они по-прежнему любимы публикой несмотря на то, что написаны много лет тому назад. Творчество Булата Шалвовича Окуджавы стало ознаменованием целой эпохи. В произведениях поэта отражается то главное и вечное, что во все время волновало и будет волновать. Произведения Окуджавы в основном о любви – о любви к Родине, к друзьям, к родному дому и двору, к природе. А любовь к родным местам, где поэт провел многие годы своей жизни, дала начало направлению городского романса. Много стихов поэт посвятил Москве и Арбату. Много стихов Окуджава посвятил теме войны.