Файл: Вопросы к экзамену по дисциплине История русской литературы хх. Общая характеристика поэзии периода оттепели.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Мир, каким его ощущает и воссоздает в своих стихах Высоцкий, — это рушащееся целое, в котором поникли, ослабли до предела многообразные связи. «Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить Волшебную, невидимую нить...» - кажется мне, так расслышал свою миссию Высоцкий-поэт. Как налаживание связей бытия происходит в его стихах? Дружеские отношения проявляются у Высоцкого в экстремальных ситуациях, будь то горовосхождение или неравный воздушный бой. Почему друг у Высоцкого познается только в беде? Ответ дал сам ВВ: в крайних ситуациях есть «возможность чаще проявлять эти качества: надежность, дружбу в прямом смысле слова, когда тебе друг прикрывает спину». Показать человеку то в нем, что, не востребованное повседневностью, может оставаться неведомым и ему самому, - в этом одна из причин обращения Высоцкого к экстремальным ситуациям». [2]
Структурообразующий стержень поэзии Высоцкого, с точки зрения Людмилы Томенчук, – поиск единства. Именно поэтому исследовательница убеждена, что противоположные точки зрения в его поэзии дополняют друг друга, а не противопоставлены один другому. «Между ними не пустота вражды, отчуждения, борьбы и ненависти, между ними – многообразие жизни, человеческой личности. Между ними – полнота бытия». [2] Именно поэтому герои Высоцкого поднимаются в горы, чтобы достигнуть потаенных глубин души, и опускаются на дно, чтобы возвысится до пиков духа.
«Концепция человеческого предназначения складывается в поэзии Высоцкого как единая мысль, результирующая суть многоразличных судеб. Это мысль о драматическом (то грустном, то смешном, то ужасном) несоответствии окружающей реальности нравственной норме, о протесте и прорыве человека к достойному существованию, к творчеству добра. Характерные для Высоцкого жажда перевоплощений, стремление к предельной правде чужой (часто и чуждой) позиции — это поиск выхода из "темницы" гласных и негласных запретов, устоявшихся вкусов и официально затверженных мнений, поиск аргументов в пользу человеческого и личностного суверенитета». [1]
Поэт стремился воссоздать единство. В этой смысловой системе координат мотив преодоления, главенствующий у него, читается как соединение противоестественно разделенного, а движение преодоления – как движение от разобщенности к целостности. Естественно, что мотив преодоления в таком понимании притягивает мотивы не борьбы, бунта, ухода, а родства, сходства, возвращения.
Мотив преодоления в поэзии Высоцкого реализуется многообразно, главным образом он связан с движением, ломкой привычной жизни, но иногда - со способностью терпеть, с выдержкой и упорством, которые позволяют герою осознать себя человеком порой в нечеловеческих обстоятельствах. Но так или иначе с преодолением связываются надежды на новые возможности, продолжение и исправление жизни. А характер препятствий ("чужая колея", "нельзя за флажки", "жокей мой") и степень нравственной деформации стремлений человека ("я им создам уют", "не лучше ль податься мне в антисемиты") характеризуют в равной степени как героя, так и мир, в котором он живет.
В стихотворении «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Иисуса» обнажается единое основание поливариантного мира Высоцкого: между вариантами проявляются отношения жёсткой зависимости: «Стремилась ввысь душа твоя - Родишься вновь с мечтою, Но если жил ты как свинья - Останешься свиньёю. Не лучше ли при жизни быть Приличным человеком?!».
Варианты неравноценны, и их реализация - во власти нравственной воли каждого. Для Высоцкого сущность человека во всех обличиях и во все времена для всех народов остается неизменной, и при всех перевоплощениях он – «тот же самый». Основание этого постоянства образовано принципиально важным поэту исторически непреходящим содержанием нравственности, которое принято называть «этосом». В отличие от морали этос концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни. Противопоставив мнимому общественному единству несводимую к нему образную реальность, Высоцкий противопоставил действительной разобщенности людей идеал единства, вырастающий из позитивной нравственной программы, постулаты которой выражены как незыблемые и всевременные. Они наиболее прямо сформулированы им в «Балладе о времени», «Балладе о борьбе», «Балладе о любви», весь пафос которых - в утверждении изначального смысла исконных нравственных понятий, в жажде постижения этической сути мира. [1]
А. В. Скобелев и С. М. Шаулов считают, что весь мир у Высоцкого разделен, расколот, разъединен и разбит на части, но «в то же время - по положению человека в мире - он всего лишь двоичен: в нем есть разделенные границей «здесь», где находится «я», и «там», куда «я» стремится. И движение у Высоцкого — это свободное и освобождающее перемещение из «здесь» в «там» через границу-запрет». [1] Преодоление границы часто предусматривает у него возможность (а иногда - необходимость) возвращения обратно, что как раз и «снимает» расколотость, позволяет вернуть и человеку, и миру утраченное единство целого.
Двойничество проявляется в том, что Я у Высоцкого зачастую оказывается тождественным не-Я, ему, ближнему. Смерть «того, который не стрелял», того, кто «был лучше, добрее», или уход «куда-то вбок» напарника действительно трагичны для оставшихся в одиночестве. У лирического героя Высоцкого, равно как и у персонажей его ролевой лирики, довольно часто появляются двойники-напарники как дополнения к их одинокому и потому недостаточному "Я". [1]
«Для Высоцкого ощущение общности всего и всех воистину фундаментально. Эта гуманистическая общность противостоит расколотости человека, общества и мира. Отсюда - стремление "везде крепить концы" ("в морской" терминологии), желание выразить общую для всех правду, объединить в себе всех, выдвинуть коллективную альтернативу силам зла и несправедливости, что, собственно, и есть идейно-художественная доминанта творчества Высоцкого».
творчество Владимира Высоцкого, российского поэта, актера и музыканта, было насыщено различными темами и проблемами. Он известен своими песнями, которые часто затрагивали социальные проблемы, такие как бедность, безработица, наркомания, алкоголизм, коррупция и бюрократия. Высоцкий также обращал внимание на проблемы взаимоотношений между людьми, например, на проблемы любви, семьи и дружбы.
Одной из основных тем, затрагиваемых в творчестве Высоцкого, была тема свободы. Он часто пел о том, что свобода — это самое важное, что есть у человека, и что без нее невозможно жить. Высоцкий также обращал внимание на проблемы социальной справедливости и борьбы за права человека. Он пел о том, что каждый человек имеет право на свободу и равенство перед законом, и что никто не должен страдать от дискриминации.
Другой важной темой в творчестве Высоцкого была тема войны. Он был глубоко тронут ужасами войны и часто пел о том, как она разрушает жизни людей и разлучает их с их близкими. Высоцкий также обращал внимание на проблемы международных конфликтов и борьбы за мир в мире.
В целом, творчество Высоцкого было насыщено различными темами и проблемами, которые затрагивали различные аспекты жизни человека и общества. Он был известен своей честностью, правдивостью и открытостью, и его творчество оказало большое влияние на культуру и искусство России.
40. Фантастическая проза 1950-х — первой половины 1980-х г. (И. Ефремов, братья Стругацкие — по выбору.)
Фантастическая проза 1950-х — первой половины 1980-х годов была очень популярна в Советском Союзе. Иван Ефремов и братья Стругацкие были наиболее известными авторами этого жанра.
Иван Ефремов был известен своими научно-фантастическими романами, в которых он исследовал темы космоса, экологии и эволюции человечества. Его самой известной работой является роман "Туманность Андромеды", который был опубликован в 1957 году. В этом романе он описывает путешествие группы ученых на другую планету, где они встречают инопланетную цивилизацию и сталкиваются с многими моральными дилеммами.
Братья Стругацкие были известны своими научно-фантастическими романами и рассказами, в которых они исследовали темы социальной критики и политической сатиры. Их самой известной работой является роман "Пикник на обочине", который был опубликован в 1972 году. В этом романе они описывают путешествие группы людей в зону, где произошло инопланетное катастрофическое событие. В результате этого события на Землю начинают приходить странные предметы и создания, которые вызывают необратимые изменения в мире.
Кроме того, братья Стругацкие также известны своими романами "Трудно быть богом", "Обитаемый остров" и "Далекая Радуга". В этих романах они исследуют темы социальной критики, политической сатиры и моральной философии.
В целом, фантастическая проза 1950-х — первой половины 1980-х годов была очень важной для советской культуры и общества в целом. Она позволяла авторам выражать свои мысли и идеи в мире, где свобода слова и творчества была ограничена.
Иван Ефремов - советский писатель-фантаст, чьи произведения стали классикой советской научной фантастики. Его наиболее известные произведения - "Туманность Андромеды", "Звездный корабль", "Час быка", "Разум", "Тайна затерянной планеты" и др. Ефремов был одним из первых советских писателей-фантастов, которые создавали произведения, посвященные не только научной технике и технологии, но и социальным проблемам. В его произведениях раскрывались вопросы организации общества, международных отношений, роли человека в мире и др. Ефремов также был известен своими исследованиями и публикациями в области палеонтологии и геологии.
Братья Стругацкие — это одни из наиболее известных и популярных советских писателей-фантастов. Они создали множество произведений в жанре научной фантастики, которые стали классикой мировой литературы. Наиболее известные произведения братьев Стругацких включают "Пикник на обочине", "Обитаемый остров", "Трудно быть богом", "Сказка о тройке", "Далекая Радуга" и многие другие. В их произведениях раскрывались вопросы социальной организации общества, международных отношений, а также проблемы личности и человеческой природы. Братья Стругацкие также известны своими работами в области литературной критики и теории литературы, они активно участвовали в литературной жизни СССР.
41.