Файл: А результат представить в виде схемы или таблицы. Б подготовить презентацию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 781

Скачиваний: 98

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание
Задание 1. Используя учебные материалы и материалы электронной библиотеки, выявить закономерности формирования лексико-грамматической системы в процессе речевого онтогенеза.

А) Результат представить в виде схемы или таблицы.

Б) Подготовить презентацию.
Развитие речи ребенка в онтогенезе (по Гвоздеву А.Н.)


Этапы усвоения грамматического строя речи детьми (по А.Н. Гвоздеву)

Периоды

Ступени периода

Характеристика достижений детей

I период

С 1 г. До 1,10 мес.

1г.3 мес. - 1г.8 мес.

Использование в речи слов-предложений

1г.8 мес. - 1г.10 мес.

Появление фраз из двух и более слов, не согласованным между собой(аморфные предложения)

II период

С 1 г. 10 мес. До 3 лет (период освоения синтактической системы языка)

1г.10 мес. – 2 г.1 мес.

Появление первых попыток соподчинения слов в предложении, которые соседствуют со словами-корнями (неизмененными словами)

 

2 г.1 мес. – 2 г. 3 мес.

Все слова изменяются, но не используются союзы и предлоги

2 г.3 мес. –3 г.

Усвоение всех типов предложений и служебных слов

III период

С 3 до 7 лет

Период освоения морфологической системы языка, в т.ч с 3 до 5 лет – период активного словотворчества детей

После 7 лет

Совершенствование грамматического строя речи детей



Задание 2. Разработать и заполнить таблицу “Классификация речевых нарушений и их особенности”.

Клинико-педагогическая классификация

Нарушения устной речи

Нарушение письменной речи

Нарушения внешнего высказывания:

  • Дисфония - отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.

  • Брадилалия- патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.

  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.

  • Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи.

  • Ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс.

  • Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы.

Нарушения внутреннего оформления высказывания:

  • Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

  • Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи.

  • Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

  • Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов.

Психолого–педагогическая классификация

Нарушения средств общения

Нарушения в применении средств общения

  • Фонетико–фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

  • Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

  • Заикание — нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией (удлинением) звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.