Файл: И. методика обучения мерам безопасности в быту.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прекратите, если возможно, подачу газа, выйдите из квартиры, закрыв за собой дверь, и дождитесь прибытия специалистов газовой службы на улице [4].
Если ЗАГОРЕЛСЯ ГАЗ В МЕСТЕ УТЕЧКИ то:
немедленно удалите всех людей из квартиры и от соседей вызовите аварийную газовую службу и пожарную охрану;
пока газ горит, опасности взрыва нет; поэтому никогда не пытайтесь потушить пламя, так как это приведет к катастрофе: газ и воздух вместе образуют взрывчатую смесь и при наличии источника огня (перегретый металл, горящие угольки, искры, электродуга) неизбежен взрыв;
постарайтесь перекрыть подачу газа, следите за тем, чтобы не загорелись расположенные близко от огня предметы (занавески, полотенце и т.п.).
Если ПОГАСЛО ПЛАМЯ В ГОРЕЛКЕ то:
заметив потухшую горелку, не пытайтесь вновь зажечь ее - это приведет к взрыву накопившегося газа. Перекройте кран подачи газа, откройте окна и проветрите кухню;
подождите, пока горелка остынет (при необходимости очистите ее от остатков пищи и жира, продуйте отверстия подачи газа) и затем вновь зажгите газ, предварительно закрыв окна и ликвидировав сквозняк;
если на кухне накопилось много газа, во избежание отравления намочите водой платок, прижмите к лицу и, дыша через него, войдите на кухню и перекройте кран подачи газа. Если это сделать не удается, немедленно эвакуируйте всех соседей по лестничной площадке и вызовите аварийную газовую службу и пожарную охрану;
окажите помощь пострадавшим от отравления газом [6].
Если произошла УТЕЧКА ИЗ БАЛЛОНА СО СЖАТЫМ ГАЗОМ то:
немедленно вызовите аварийную газовую службу и вместе с соседями вынесите баллон на улицу, оберегая его от ударов. Не подпускайте к баллону детей и накройте его мокрой плотной тканью;
22
как правило, утечка возникает на месте соединения баллона с гибким шлангом. Если нельзя вынести баллон на улицу, можно временно перекрыть утечку мокрой тряпкой. Проветрите кухню, не пользуйтесь освещением и электроприборами;
если прибывшие специалисты газовой службы определят, что пользоваться этим баллоном опасно, возьмите у них заключение и, вызвав представителей районной газовой службы, потребуйте заменить неисправный баллон за их счет [4].
Если появился ОГОНЬ НА БАЛЛОНЕ С ГАЗОМ то:
попросите домашних или соседей немедленно вызвать пожарную охрану и аварийную газовую службу, удалите всех из квартиры;
попытайтесь закрыть кран на баллоне, обернув руки мокрой тряпкой. Если это невозможно (огонь на прокладке, кран деформирован в результате нагрева и т.д.), не задувайте пламя - возможен взрыв;
не пытайтесь выносить или переставлять куда-либо баллон со сжатым газом, пока он не охладился: от малейшего толчка он может взорваться.
Если вы обнаружили ЗАПАХ ГАЗА В ПОДЪЕЗДЕ то:
немедленно позвоните в аварийную газовую службу. Вместе с соседями постарайтесь выявить место и источник утечки газа. Если необходимо проникнуть в квартиру, откуда идет газ, ломайте дверь;
объявите об опасности всем жильцам дома, убедите их не пользоваться электрическими звонками и открытым огнем. Сообщите диспетчеру ГРЭП о случившемся и попросите временно отключить лифт в подъезде (предварительно выведя оттуда людей);
эвакуируйте жильцов из ближайших к источнику утечки газа квартир, выведите на улицу детей и престарелых, дыша через мокрый платок;
распахните в подъезде окна и двери, тщательно проветрите его.
По прибытии специалистов газовой службы укажите им источник утечки газа и выполняйте их указания [4]. Если произошел ВЗРЫВ ГАЗА то:
23

немедленно вызывайте аварийную газовую службу, пожарную охрану, милицию и «Скорую помощь», по возможности спасайте соседей из- под обломков стен и перекрытий, применяя подручные средства (ломы, лопаты, автомобильный домкрат и т.п.), тушите пожар. Будьте предельно осторожны: взрывы могут повториться;
если во время взрыва у соседей вы находились в квартире, перекройте подачу газа и выключите электричество, немедленно покиньте квартиру, закрыв за собой дверь;
если вы не заняты тушением пожара или спасением людей, выйдите на улицу и, оставаясь там до прибытия команды пожарных, вызовите
«Скорую»; окажите первую помощь пострадавшим.
И последнее - если вам дорого ваша жизнь - откажитесь от использования газовых приборов. Используйте электрические плиты для приготовления пищи, они конечно дорогие, но наверное не дороже вашей жизни!
Пожары (возгорания)
Риск возгорания может появиться как дома, так и в общественных местах, и ответственное отношение присутствующих людей и спасателей часто определяет скорость затухания пожара или его распространения. Основными причинами являются невнимание и дефекты при установке электрооборудования. Предупреждение пожаров требует также максимального внимания к детям и их играм. Обширность темы и нормы поведения требуют целой главы [15].
При соблюдении данных правил вероятность предотвращения опасных ситуаций в быту возрастает.
Холод и жара
Длительное пребывание на холодном воздухе может вызвать окоченение.
Человек не выживает, если температура его тела ниже 26°С. Изначально ниже
37°С проявляются: сильный озноб, бледность, синюшность, тошнота, головная
24
боль, рвота. Если температура тела падает до 32°С, начинаются галлюцинации, слабость, прекращение сердечной и дыхательной деятельности. Чтобы
защититься от холода:
наденьте как можо больше одежды, помня, что шерсть обладает наибольшим изолирующим свойством, за ней идут шелк, хлопок и нейлон;
избегайте влажности и ветра;
сделайте гимнастические упражнения, подвигайте конечностями, мышцами лица;
согревайтесь, крепко прижимаясь к другим людям;
особенно защищайте наиболее чувствительные к холоду голову, шею, подмышки, живот, пах;
нанесите на тело масло, крем, жир, которые обладают изолирующими свойствами;
Другой враг человека - это жара. Длительное пребывание при повышенной температуре может вызвать тепловой удар с головной болью, головокружением, рвотой, судорогами, потерей зрения, коматозным состоянием с температурой тела до 40°С. При тепловом ударе необходимо:
вызвать скорую помощь;
положить человека в более прохладном и проветренном месте, голова должна быть приподнята;
расстегнуть или снять одежду;
положить на лоб влажный компресс;
дать свежей воды с ложкой соли. Не давать напитки, содержащие кофеин (чай, кофе, какао) [4].
Ожоги от едких веществ, кипящих жидкостей, пара Около 85% сильных ожогов люди получают в домашних условиях, как правило, на кухне, где маленькие дети, оставленные без присмотра хотя бы на секунду, подвергаются огромному риску. Меры по предупреждению ожогов:
25

присматривать за кастрюлями с кипящими жидкостями;
самые большие кастрюли ставить ближе к центру плиты, рукоятки не должны выдаваться за край плиты;
всегда закрывать духовку;
тщательно выполнять инструкции по использованию сковородок под большим давлением и кофеварок;
никогда не пользуйтесь воспламеняющимися веществами вблизи от огня;
бутылки с алкоголем или другими воспламеняющимися жидкостями, используемыми для поливания шашлыка, могут быть взрывоопасны;
не давайте детям за столом горячий бульон, он может вызвать серьезные ожоги;
при заполнении ванны водой надо открыть сначала кран с холодной, а затем с горячей водой;
осторожно обращайтесь с кислотами и щелочами;
одежда из нейлона мгновенно воспламеняется, а когда ее пытаются снять, она прилипает к коже, делая раны еще глубже, хлопчатобумажная одежда защищает от ожогов, вызванных взрывами, она загорается не так быстро;
кипящая жидкость, попавшая на тело, вызывает большее поражение, чем огонь.
Ожоги несут три опасности: шок, инфекцию (причина почти половины смертельных исходов), длительный процесс рубцевания. Помощь можно оказывать только при простых ожогах. Легкий ожог проявляется гипертермией
(покраснением) обожженного участка кожи. Пострадавший ощущает боль, жжение, зуд [4].
Первая помощь при ожоге 1 степени заключается в прекращении воздействия агрессивного фактора, охлаждении очага поражения и обработки
26
поврежденной поверхности "Пантенолом", при более серьезных ожогах, стоит, сразу же, обратиться в больницу [11].
Домашние инструменты
Женщины на кухне постоянно пользуются ножами, ножницами, мясорубками и другими инструментами и очень часто подвергаются риску получить резаную рану. Поэтому:
будьте очень внимательны, не отвлекайтесь, когда режете хлеб, колбасу или мясо. Один миг рассеянности может привести к порезу, иногда очень серьезному;
не старайтесь резать замороженное мясо или овощи, лучше подождать, пока они оттают;
всегда помните о хрупкости стекла и связанной с ним опасности, когда соприкасаетесь с витражами, зеркалами и посудой.
В случае пореза:
не трогайте его грязными руками, чтобы не занести инфекцию;
промойте порезанное место водой с мылом, не лейте раствор йода на саму рану, но продезинфицируйте ее, чтобы достигнуть максимальной чистоты;
если рана вызвана колющим предметом (гвоздем, железом и т.п.) выпустите немного крови, чтобы не занести инфекцию и обеспечить дальнейшую чистоту;
после того, как приложите стерильную марлю, перевяжите и попросите врача сделать противостолбнячную прививку, даже если рана небольшая.
Оружие
Неправильное обращение с оружием, будь то охотничьи ружья или пистолеты, ножи, шпаги, луки и стрелы, может привести к тяжелым последствиям для взрослых, но еще более тяжелым для детей, которых притягивают эти запрещенные предметы. Первое правило: никогда не
27

оставляйте оружие без присмотра, по той же причине постарайтесь не дарить маленьким детям ружья, которые стреляют сжатым воздухом, и другие опасные игрушки.
В случае огнестрельного ранения:
успокойте пострадавшего и сохраняйте спокойствие сами;
выясните размер раны и вызовите скорую помощь;
остановите кровотечение, накладывая гемостатический пластырь или любую другую повязку на рану;
покройте ее стерильной марлей;
не пытайтесь сами извлечь пулю из раны. [4].
Соблюдение правил позволит минимизировать последствия огнестрельное ранения
1.3. Роль учителя основ безопасности жизнедеятельности по
формированию у учащихся правилам безопасного поведения в быту
Роль учителя Основ безопасности жизнедеятельности по формированию культуры безопасности, безопасности жизнедеятельности и мера безопасности в быту актуальна.
Учет возрастных особенностей детей, включая личностно- характеристические свойства при обучении их правилам безопасного поведения в быту необходим.
При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:
- использовать наглядные пособия;
- каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;
- формулировать правила в утвердительной форме;
- добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении. [22].
28

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5-11 классов под общей редакцией А. Т.
Смирнова разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральных законов
Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе. При модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [3 4].
Цели изучения данной программы:
• безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
• готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию;
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных
задач:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
Личностными результатами обучения являются:
• потребность соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Мета предметны ми результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
29


• овладение умениями
• формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
• обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
• овладение обучающимися навыками самостоятельного определения целей и задач безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
учебная программа Смирнова А. Т. с 5 - 11 классы
Количество часов
5 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности,
общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности Тема:
1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
- город как среда обитание
- жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
-особенности природных условий в городе -
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
- безопасность в повседневной жизни
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и
терроризму в Российской Федерации Тема 5.
Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
- Обеспечение личной безопасности дома
- обеспечение личной безопасности на улице
5 часов
1 час 1 час 1 час 1 час
1 час.
3 часа
1 час 1 час
1 час зо
Класс тема

- Антиобщественное поведение и его опасность
Модуль 2. Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи
Тема. 9. Первая помощь и правила его оказания
Первая помощь при различных видах повреждениях
- оказание первой помощи при ушибах, ссадинах
- Первая помощь при отравлениях
6 класс Модуль 2. Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Тема 7. Здоровья человека и факторы, на него влияющие
- Компьютер и его влияние на здоровье.
- Влияние социальной среды на развитие и здоровья человека.
8 часов 1 час 1 час 1 час
6 часа
1 час 1 час
7 класс Модуль 2. Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи
Тема 8. Первая помощь при неотложных состояниях
- Общие правила оказание первой помощи
Оказание первой помощи при наружном кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах и переломах
4 часа
1 час
1 час
1 час
8 класс
Модуль 1. Основы безопасности личности,
31