Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сюжетно-ролевые игры:
- "Дочки-матери" (знакомство и использование бытовых приборов - пылесос, электрочайник, утюг); (умение пользоваться столовыми приборами - вилка, нож); (умение пользоваться ножницами)
- "Дорога" (знакомство с ПДД, с дорожными знаками, знакомство с правилами езды на велосипеде)
- "Больница" ( учить детей уходу за больными и пользованию безопасными медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость)
- "Аптека" (пополнять представление о аптеки, знакомить с правилами культурного поведения, знакомить о том, что только взрослым продают лекарства)
"Магазин" (Формирование навыков культурного поведения в общественных местах, научить детей классифицировать предметы по признакам (опасные неопасные предметы), воспитывать чувство взаимопомощи)
- "Поход в детский парк" (Знакомить с правилами поведения в общественных местах, быть культурными, знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми)
- "Поездка в зоопарк" (расширять знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение в животным, знакомить с правилами поведения в зоопарке)
- "Поездка в магазин игрушек" ( Знакомить с правилами поведения
Е
автобусе. Формировать положительных взаимоотношений между детьми
Воспитывать у детей уважения к труду водителя и кондуктора)
2 метод. Просмотр мультфильмов, видеофильмов, познавательные
фильмов;
Мультфильмы:
41
«Уроки тетушки Совы» (серии «Уроки осторожности: лекарства», «Уроки осторожности: бытовые приборы», «Уроки осторожности: электричество»,
«Уроки осторожности: незнакомцы», «Уроки осторожности: огонь»,
«Уроки осторожности: острые предметы».) 2003, Режиссер: Анатолий
Валевский.
«Вера и Анфиса».Свердловская киностудия, 1988г. Режиссёр:Фомин
Валерий
«Кошкин дом». Союзмультфильм, 1958г., Режиссёр: Амальрик Леонид
«Снегурочка» (1952) — мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца
3 метод. Создание проблемных ситуаций;
Обыгрывание ситуаций с детьми необходимы, чтобы они применяли на практике правила безопасного поведения на улице, в быту. Обыгрывание ситуаций:
- "Где прячутся опасности на дороге?"
- "Где прячутся опасности в магазине?"
- "Где прячутся опасности в воде?"
- "Где прячутся опасности в траве?"
- "Где прячутся опасности в квартире?"
Обыгрывание ситуаций с детьми позволяет ,чтобы они применяли на практике правила безопасного поведения на улице, в быту.
4 метод. Знакомство с миром опасных предметов с помощью загадок,
сказок, рассказов, иллюстраций, обсуждений, дидактических игр, в
процессе художественно-изобразительной деятельности;
Рассматривание иллюстраций.
- Рассматривание иллюстраций "Дорожные знаки", "Внимание дорога".
Беседа с детьми:
42
-"Если я дома один". -"Спички детям не игрушки".
- "Как вести себя на дороге".
- "Где можно кататься на велосипеде".
- "Как вести себя с незнакомыми людьми".
- "Как вести себя в общественном транспорте".
- Беседа о "Правилах пожарной безопасности"
- "Как правильно спускаться со ступенек"
- "Правила поведения во время подвижных игр"
- "Правила поведения во время полоскания горла"
- "Сохрани своё здоровье» (почему нельзя есть снег, сосать сосульки)
5 метод. Проведение подвижных игр, эстафет, викторин, целевых
прогулок, тематических праздников, досугов и развлечений.
Подвижные игры:
- "Автомобили"
- "Светофор"
Эстафеты:
- "Кто быстрее спасёт пострадавшего"
- "Кто быстрее перевезёт пострадавшего "
- "Кто быстрее соберёт съедобные грибы"
- "Кто быстрей потушит дом"
Наблюдения:
-за деревьями;
-за грибами;
-за насекомыми;
-за домашними животными;
-за растениями;
-за снегом;
-за сосульками;
43
-за гололёдом.
Оформила для детей уголок по ПДД (информационный материал для детей "Правила дорожного движения", "Запомни эти номера!")
Приложение:
Игры по безопасности:
"Предметы - источники опасности".
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Ход игры: Взрослый отворачивается, а ребенок за это время должны взять на столе те предметы, которые, по его мнению, могут быть опасны. Затем ребенок объясняет свой выбор.
"Сто бед"
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей, попавших в опасные ситуации.
Ход игры: несколько картинок лежат на на столе . Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
"Убери на место"
Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Ход игры: разложить предложенные взрослым предметы быта на свои места, сначала на "кухне" а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
44
2.2. Анализ деятельности Уральского техникума "Рифей" и
рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного
поведения в быту
Практическая часть работы проводилась на базе УрТ "Рифей" г.
Екатеринбурга. Исследование охватило учащихся 5 класса, 40 человек. В данном разделе ставилась задача выявить уровень знаний и навыков безопасного поведения в быту.
Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Цель опытно-экспериментальной работы заключалась в практической проверки методик по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в быту. В структуре безопасности жизнедеятельности учащихся выделяют следующие ключевые компоненты:
1.
Информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека.
2. Поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях.
3. Эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека
Основная задача эксперимента: изучить проявление ключевых компонентов в безопасном поведении в быту у детей школьного возраста.
С целью выявления уровня знаний по безопасному поведению в быту мы использовали беседу и наблюдение.
Анализ результатов осуществлялся по следующим критериям:
1) знания правил безопасного поведения в быту;
2) адекватная оценка своих возможностей в чрезвычайных ситуациях, происходящих в быту;
3) способность оказать самопомощь и первую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях бытового характера.
45
Анализ результатов наблюдения осуществлялся по следующим показателям:
1) соблюдение правил поведения при воспроизведении ситуаций;
2) выполнение порядка действий при оказании помощи в чрезвычайной ситуации.
Мы должны подготовить детей в школе к готовности оперативно действовать в различных чрезвычайных ситуациях, в том числе и в ситуациях связанных с бытом.
Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, были использованы беседы и дискуссии, так как они позволяют избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.
Можно выделить такие правила поведения, которые учащиеся должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения учащимся этих правил, а затем следить за их выполнением.
Для получения информации об имеющемся уровне знаний о безопасном поведении в быту, были заданы следующие вопросы:
1. Назовите причины несчастных случаев в быту.
2. Расскажите, как поступать, если поблизости нет телефона.
3. Допускается ли оставление включенной газовой плиты после приготовления еды?
4. Допустимо ли открытие дверей посторонним людям ?
5. Какими способами возможно предотвращение возгорания бытовых приборов, подкаченных к сети ?
6. Что запрещается делать с загоревшимся маслом на сковороде?
7. Расскажите, как вы будете действовать, если прорвало трубу ?
8. При эксплуатации режущих предметов ( нож, ножницы) необходимо соблюдать...?
1 2 3 4
46
9. Какая комбинация цифр на Вашем операторе для вызова службы спасения?
10. Номера экстренных служб ?
11. Почему не стоит распылять аэрозоли в близи с источниками огня ?
12. При совершении подъема на этаж, почему не стоит заходить с незнакомцами в лифт?
Для оценки полученных результатов были применены следующие способы (табл. 1).
Таблица 1 Способы оценивания
Кол-во вопросов
Уровни
Степень соблюдения
10-12 вопросов
Высокий уровень
Соблюдают в большей степени
7-9 вопросов
Средний уровень
Соблюдают не всегда
4-6 вопросов
Низкий уровень
Соблюдают редко
47
Результаты оценивания сведены в таблицу 2, рис. 1.
50%
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок!. Дети, владеющие знаниями о мерах безопасности в быту
Таблица 2 Результаты оценивания
Уровень
Кол-во детей
Высокий уровень
6 учащихся (имеют ясные представления о мерах безопасности в быту, и что необходимо делать для оказания самопомощи)
15
Средний уровень
14 учащихся (имеют недостаточно точные представления о мерах безопасности, и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
35
Низкий уровень
20 учащихся (не имеют ясных, четких представлений о мерах и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой
50 48
медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
Были получены следующие результаты: учащиеся не все знают меры безопасности в быту, не знают как вести себя и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, что является мотивацией для последующих наблюдений.
Таким образом, проведя подробный анализ результатов беседы , теста и наблюдений, мы пришли к выводу, что беседа не всегда является регулятором формирования знаний, поэтому необходимо использовать разнообразные методы для обучения мерам безопасности в быту и их применения.
Рекомендации по обучению учащихся мерам безопасности в быту на
уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Цель формирующего этапа: проведение опытно-экспериментальной работы обучению мера безопасности в быту
Эффективность формирования у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту может быть достигнута при соблюдении следующих методов:
1. Словесные: беседа, лекции, чтение художественной литературы, ситуативный разговор для формирования представлений об основах безопасности в быту.
2. Практические: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, для формирования умений применять полученные знания в собственной жизнедеятельности в быту.
Данные методы реализовывались на информационном и поведенческом ключевых компонентах, что вызвало эмоционально-осознанное реагирование на проблемные ситуации, к жизни и здоровью человека.
49
Были получены следующие результаты: учащиеся не все знают меры безопасности в быту, не знают как вести себя и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, что является мотивацией для последующих наблюдений.
Таким образом, проведя подробный анализ результатов беседы , теста и наблюдений, мы пришли к выводу, что беседа не всегда является регулятором формирования знаний, поэтому необходимо использовать разнообразные методы для обучения мерам безопасности в быту и их применения.
Рекомендации по обучению учащихся мерам безопасности в быту на
уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Цель формирующего этапа: проведение опытно-экспериментальной работы обучению мера безопасности в быту
Эффективность формирования у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту может быть достигнута при соблюдении следующих методов:
1. Словесные: беседа, лекции, чтение художественной литературы, ситуативный разговор для формирования представлений об основах безопасности в быту.
2. Практические: сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, для формирования умений применять полученные знания в собственной жизнедеятельности в быту.
Данные методы реализовывались на информационном и поведенческом ключевых компонентах, что вызвало эмоционально-осознанное реагирование на проблемные ситуации, к жизни и здоровью человека.
49
Задачи формирующего эксперимента: познакомить с правилами безопасности в быту, изучить правила оказания самопомощи и первой помощи, пострадавшим.
Средства ознакомления детей с основам обеспечения безопасности
Е быту:
1. Рассказ представляет собой повествовательную форму изложения материала. Главная задача рассказа заключается в том, чтобы в простой и доходчивой, яркой и образной форме изложить слушателям меры предосторожности и правила поведения в чрезвычайных ситуациях бытового характера. Длинные рассуждения не следует включать в рассказ - это затрудняет уяснение главного.
Была предложена следующая тематика рассказов:
- Что надо знать, оставшись одному дома.
- Как вести себя в различных чрезвычайных бытовых ситуациях.
- Что надо знать родителям для предупреждения несчас тных случаев в быту.
- Что надо знать школьнику о мерах предупреждения чрезвычайных ситуаций в быту.
- Как научиться не паниковать
- Как организовать самостоятельное нахождение дома после школы .
- Правила мер безопасности на кухне.
2. Урок является важным средством пропаганды мер безопасного поведения в быту . В отличие от рассказа урок содержит в себе значительно больше элементов описаний и рассуждений и соответственно меньше повествовательного материала.
Тема урока должна быть важной и актуальной. Ее следует формулировать ясно, просто и точно. Например, «Правила предосторожности, меры безопасности дома» или «Что надо знать, ели остался дома один».
50
Кроме рассказа и урока, в пропаганде мер безопасности в быту важную роль должны играть проводимые беседы, формы Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, установок, отношения к среде, к коллективу и т. п.).
Беседа сочетается с другими методами психолого-педагогического исследования: с наблюдением, анкетированием, экспериментом и пр.
3. Обычно в беседе пропагандист излагает материал при участии самих слушателей. Ставя перед аудиторией продуманные вопросы и добиваясь сознательных ответов, пропагандист ведет нить беседы так, чтобы в сознании слушателей формировались ясные выводы по изучаемой теме. Так как беседы рассчитаны на проведение их в течение 20-30 минут, то они должны продолжаться не более 15-20 минут с тем, чтобы после беседы можно было бы в течение 10-15 минут дать возможность слушателям высказаться по затронутым вопросам.
4. Сюжетно-ролевые игры, игровое моделирование потенциальных опасностей, связанных с бытом и безопасным поведением про чрезвычайных ситуациях, сложившиеся в быту, варианты предопределения и предотвращения опасностей, обсуждение важности соблюдения инструкций. Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке.
Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых игр.
Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же ситуаций, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра помогает избавиться от страха, изучить правильное поведение. Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств.
51