Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это
- родители, которые показывают положительный пример своим детям.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в школе.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.
Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки- передвижки, консультации-практикумы. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания.
Между учителем безопасности жизнедеятельности и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в школе и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду.
Проводя такую работу по ознакомлению детей с мерами безопасности в быту мы добились того, что учащиеся продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У учащихся появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности,
52
следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
2.3. Определение эффективности опытно-экспериментальной работы по
формированию у учащихся правил безопасного поведения в быту
Эффективность разработанных рекомендаций по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в быту проверялась на контрольном этапе исследования.
На контрольном этапе экспериментальной работы стояла цель - выявить новый уровень сформированости у учащихся навыков безопасного поведения в быту, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность предложенных рекомендаций.
Задачи контрольного этапа:
1.
Определить уровень сформированности у учащихся навыков безопасного поведения в быту.
2.
Сопоставить достигнутый уровень сформированности у учащихся навыков безопасного поведения в быту с уровнем сформированности у учащихся навыков безопасного поведения в быту, выявленным на констатирующем этапе исследования.
Для решения поставленных на контрольном этапе эксперимента задач и для проверки нашей гипотезы были использованы диагностические методы, реализованные на констатирующем этапе исследования: беседа и наблюдение.
На итоговых занятиях и в анкетировании было выявлено, что дети стали лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности в быту и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно, тогда как до занятий применяли знания неосознанно и иногда не могли объяснить их.
53
2.3. Определение эффективности опытно-экспериментальной работы по
формированию у учащихся правил безопасного поведения в быту
Эффективность разработанных рекомендаций по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в быту проверялась на контрольном этапе исследования.
На контрольном этапе экспериментальной работы стояла цель - выявить новый уровень сформированости у учащихся навыков безопасного поведения в быту, сравнить полученные результаты с исходными данными, и таким образом, проверить эффективность предложенных рекомендаций.
Задачи контрольного этапа:
1.
Определить уровень сформированности у учащихся навыков безопасного поведения в быту.
2.
Сопоставить достигнутый уровень сформированности у учащихся навыков безопасного поведения в быту с уровнем сформированности у учащихся навыков безопасного поведения в быту, выявленным на констатирующем этапе исследования.
Для решения поставленных на контрольном этапе эксперимента задач и для проверки нашей гипотезы были использованы диагностические методы, реализованные на констатирующем этапе исследования: беседа и наблюдение.
На итоговых занятиях и в анкетировании было выявлено, что дети стали лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности в быту и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно, тогда как до занятий применяли знания неосознанно и иногда не могли объяснить их.
53
Результаты проделанной работы представлены в(табл. 3, рис. 2). Были получены следующие уровни знаний детей по основам безопасного поведения в быту
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рисунок 2. Дети, владеющие знаниями о правилах безопасного поведения в быту
Таблица 3.
Количественный эксперимента)
и качественный анализ (после проведения
Уровень
Кол-во детей
Высокий уровень
13 учащихся (имеют ясные представления о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
32,5
Средний уровень
17 учащихся (имеют недостаточно точные представления о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания
42,5 54
самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
Низкий уровень
10 учащихся (не имеют ясных, четких представлений о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
25
Переместившихся на высокий уровень с 15 % до 32,5 %, на средний уровень с 35 % до 42,5 %. И, соответственно, уменьшение количества детей, находящихся на низком уровне в два раза: с 50 % до 25 %.
Проводя планомерную работу, мы пришли к такому выводу, что обучение учащихся не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений учащиеся усваивают без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе смоделированных ситуаций, наблюдений, опытов.
Главная задача учителя безопасности жизнедеятельности: помочь учащимся приобрести полноценные знания вне занятий.
В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания учащихся, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности.
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, ситуации были смоделированы таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценногс развития.
На рис. 3 показан уровень выполнения проблемных ситуаций, правильного порядка выполнения, а также уверенности своих действий в них.
55
Низкий уровень
10 учащихся (не имеют ясных, четких представлений о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
25
Переместившихся на высокий уровень с 15 % до 32,5 %, на средний уровень с 35 % до 42,5 %. И, соответственно, уменьшение количества детей, находящихся на низком уровне в два раза: с 50 % до 25 %.
Проводя планомерную работу, мы пришли к такому выводу, что обучение учащихся не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений учащиеся усваивают без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе смоделированных ситуаций, наблюдений, опытов.
Главная задача учителя безопасности жизнедеятельности: помочь учащимся приобрести полноценные знания вне занятий.
В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания учащихся, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности.
Учитывая индивидуальные особенности учащихся, ситуации были смоделированы таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжение сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценногс развития.
На рис. 3 показан уровень выполнения проблемных ситуаций, правильного порядка выполнения, а также уверенности своих действий в них.
55
" высокий уровень
.' средний уровень низкий уровень
Рисунок 3. Уровень выполнения проблемных ситуаций
Предлагаемые игры и проблемные ситуации положительно влияют на формирование у учащихся навыков безопасного поведения в быту, что иллюстрирует рисунок З.Это говорит о том, что ориентировка в решении поставленных задач напрямую связана с уровнем формирования навыков безопасного поведения в быту.
Организуя деятельность учащихся, мы заботились о том, чтобы каждый эмоционально переживал успешность обучения. Для этого необходимо создавать специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкреплять намерения учащихся, авансируя; акцентируя на положительные черты; усилив мотив деятельности.
Учитель безопасности жизнедеятельности не должен подавлять учащихся своим авторитетом, не пресекать их общение, а выступать как старший партнер, наставник, который поощряет взаимодействия, открывает коммуникативные каналы, много знает и умеет, всегда придет на помощь.
Тогда в совместной деятельности со сверстниками учащиеся начинают использовать формы поведения взрослого: объясняют, подбадривают, контролируют, оценивают, не соглашаются, спорят. Было отмечено, что
56
отношения среди учащихся улучшились, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.
Выводы
Практическая часть работы проводилась на базе УрТ "Рифей" г.
Екатеринбурга в течение шести месяцев. Исследование охватило 40 человек 5 класса. Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Были использованы беседы и дискуссии, так как они позволяют избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.
И разработали методику обучения данным правилам из чего сформировали вывод, что при таком разнообразии использования методов и приёмов у детей улучшается уровень развития самостоятельности и ответственности, происходит интенсивное усвоение знаний, повышается его качество, дети способны адекватно оценивать ситуации и проявлять умения применения правил безопасности в различных жизненных ситуациях
57
Выводы
Практическая часть работы проводилась на базе УрТ "Рифей" г.
Екатеринбурга в течение шести месяцев. Исследование охватило 40 человек 5 класса. Опытно-экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Были использованы беседы и дискуссии, так как они позволяют избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни.
И разработали методику обучения данным правилам из чего сформировали вывод, что при таком разнообразии использования методов и приёмов у детей улучшается уровень развития самостоятельности и ответственности, происходит интенсивное усвоение знаний, повышается его качество, дети способны адекватно оценивать ситуации и проявлять умения применения правил безопасности в различных жизненных ситуациях
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Была проведена опытно-экспериментальная работа на базе УрТ "Рифей" , г. Екатеринбург, ул п-лк Корейский , д. 6. Учащиеся 5 класса, 40 человек в
2016-2017 учебном году. В ходе эксперимента использовалась предложенная методика.
Исследование позволило выявить особенности формирования у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование.
Были получены следующие результаты: Переместившихся на высокий уровень с 15 % до 32,5 %,13 учащихся (имеют ясные представления о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту) на средний уровень с 35 % до 42,5 17 учащихся (имеют недостаточно точные представления о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту). И, соответственно, уменьшение количества детей, находящихся на низком уровне в два раза: с 50 % до 25 %,10 учащихся (не имеют ясных, четких представлений о правилах поведения в быту и что необходимо делать для оказания самопомощи и первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях в быту)
По итогам этой работы можно сделать вывод: дети школьного возраста стали достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны учителя безопасности жизнедеятельности в тесной взаимосвязи с родителями.
Таким образом, поставленные цель и задача выполнены, применение рекомендаций по формированию у учащихся навыков обеспечения безопасности в быту позволяет качественно повысить уровень знаний обучающихся и сократить количество чрезвычайных ситуаций.
58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Спб.: Питер, 2015. 304 с.
2.
Булгакова Н.Ж. Педагогика. М.: Инфра-М, 2016. 292 с.
3.
Быструшкин С. Концепция преподавания курса ОБЖ // Основы Безопасности
Жизнедеятельности. 2012 . - с. 50-51 4.
Васильева Ц. Учим правила безопасности // школьное воспитание, переиздание 2013. №2. - с.65-66 5.
Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ред. Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А.
Дурнев; МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006.
6.
Вялов С.С. Неотложная помощь. Практическое руководство. М.: МЕДпресс- информ, 2015. 192с.
7.
Гафнер В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // Вестник НЦБЖД, №4 (18), 2015. С. 32-38.
8.
Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Флинта, 2016.
280с.
9.
Генералов А.В. Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях - важная задача учителя ОБЖ//Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос. науч.-практ. конф. Тула: ТГПУ им.
Л.Н. Толстого, 2001. - С. 74-77.
10. Григорович Л Опасные ситуации в жизни детей. 2012, №6 - 2012, №7 - 2013 11. Ермолаев С. Первая помощь в экстренных ситуациях. М.: АСТ-Пресс Книга,
2007. 272 с.
12. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. М.:
Дашков и Ко, 2009. 238 с.
13. Игуменова Д.Б., Иванников И.Г. Чтобы не было беды: Детям об огне и пожаре.- М.: Стройиздат, 2016г., 150 с.
14. Казанцев Г.А. Безопасность каждого гражданина - безопасность общества/Юсновы безопасности жизнедеятельности. - 2014. - № Ю. - С. 13-
18.
15. Каракеян В., Никулина И. Безопасность жизнедеятельности. М.: Юрайт,
2009. 384 с.
16. Ким Т.В. Особенности дидактических материалов по предмету
«Окружающий мир»: Автореф. Дисс... канд. пед. наук. М.:1990. - 18 с.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: Юрайт, 2015. 720 с.
18. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Академия, 2013. 336 с.
19. Крившенко Л. Педагогика. М.: Проспект, 2015. 496 с.
20. Кукин П.П., Лапин В.П., Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2012. - 431 с.
21. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы Безопасности
Жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 1-11 кл.: метод. Пособие.- М.:Дрофа, 2006.-89 22. Мельникова Н.В./Репин Ю.В., Учебное пособие. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности, 2009 г. 41с.
23. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2006. 96 с.
24. Михайлов Л.А., Михеев Г. Д., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителей начальной школы. — СПб.: Спец. Литература, 2016 г. — 280 с
25. Мишин Б. Об организации преподавания ОБЖ в общеобразовательных учреждениях России // Основы безопасности жизнедеятельности, 2014 г. №8 с 3-5 26. Мюллер 3. Неотложная помощь. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 528 с.
60
27. Основы безопасности жизнедеятельности / Под ред. Р. И. Айзмана, Н.С.
Шулениной, В.М. Ширшовой. Н.: Сибирское университетское издательство,
2010.256с.
28. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи /
Под ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощековой, И.В. Омельченко. Н.: Сибирское университетское издательство, 2005. 464 с.
29. Пидкасистый П.И. Педагогика. СПб.: Юрайт, 2010. 512 с.
30. Попков А.В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности: Автореф. Дисс...Канд. Пед. Наук. : Ижевск,
2014г.
31. Руденко А. Основы психологии и педагогики. М.: Феникс, 2015. 128 с.
32. Руководство по первичной медико-санитарной помощи / Под ред. А.
Баранова, И. Денисова, А. Чучалина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. 1584 с.
33. Рыхнов А. Правила безопасности для взрослых и детей. М.: Военные знания,
2012.48с.
34. Смирнов А.Т. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности//«ОБЖ». -1998. - №9. - С. 20-23 35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 г. (ред. от
31.12.2005г.)? [Электронныйресурс] :11КЛ : Ьйр://\у\у\у.сопзи11апи'и/<3оситеп1/с ош_с!ос ЬА\У 110255/ (дата обращения: 21.10.2017 г.).
36. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) [Электронный ресурс] :ШЬ:
Ьир://\у\у\у.соп5ииап1.ш/доситеп1/соп5_(1ос_Ь А\У_1 40 1 74/?и1т_сатра1§п=ёо
8321 У1ВЕ1рАаРУМуТМКЕус1дх 2оеЕ053ВУт
УОУгК512Р8ЮООи8НМ1п-саАоо58Р8НАО (дата обращения: 20.10.2017 г.).
61
1 2 3 4