ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 2 3 4 5
Вопрос 18. Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам.
Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ
Статья 1. Настоящий Федеральный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (далее - контроль за расходами), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Вопрос 19. Контрактная система как способ ограничения коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок прямо направлено на исключение коррупционной составляющей в закупочной деятельности организации. Наказание за коррупционные правонарушения: штрафы, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы (УК РФ). Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Российской и международной практикой выработаны четыре основных подхода, подтвердивших свою действенность:
● регламентационные методы;
● технические методы;
● психологические методы;
● контрольные и репрессивные меры.
Вопрос 20. Меры выявления коррупции в системе государственных закупок
Коррупция в госзакупках в основном выражается в сговоре заказчика с исполнителем, имеющим последствия в виде:
· создания искусственных ограничений на участие в закупках для добросовестных исполнителей;
· присвоения бюджетных средств участниками сговора;
· отсутствия должного контроля над качеством исполнения госзаказа;
-
нарушения прав социально незащищенных слоев населения, в пользу которых производятся закупки. -
Суть противодействия коррупции в закупках – в создании условий для свободной конкуренции между потенциальными исполнителями госзаказа и исключение возможности предвзятого подхода при определении победителя закупочной процедуры.
Вопрос 21. Виды коррупции
Выделяют следующие виды коррупции:
1). В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:
- государственная коррупция (коррупция госчиновников); - коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); - политическая коррупцию (коррупция политических деятелей).
2). В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:
- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; - подкуп по инициативе просителя.
3). В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:
- индивидуальная взятка (со стороны гражданина); - предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).
4). В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:
- денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).
5). В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:
- децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); - централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); - централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).
6). В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:
- низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); - верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);- международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).
7). В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:
- эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная) коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.
Вопрос 22. Формы коррупции
Основные формы коррупции это:
· Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
· Мелкая коррупция;
· Политическая (большая, грандиозная) коррупция.
Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция. На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе. Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая). Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой. Политическая (большая, грандиозная) коррупция. Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения. Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.
Вопрос 23. Детерминанты коррупции
Под детерминантами коррупции (коррупционных преступлений) понимают совокупность присущих данной общественно