Файл: Статья Использование интерактивных методов обучения на уроках географии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая статья «Использование интерактивных методов обучения на уроках географии»

Аннотация: Развивать коммуникативные и технические навыки, а также умение делать выводы на уроках географии, сравнивать, находить причинно-следственные связи, наблюдать, стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность, активизировать умственную самостоятельность учащихся, показывать преимущества интерактивных методов обучения. Методика интерактивного обучения была реализована на уроках географии в 10 классе при обобщении темы: "География населения земного шара".

Ключевые слова: компетенция, коммуникация, интерактивное обучение,

1. Введение. В течение многих лет традиционной целью школьного обучения было овладение системой знаний. Сегодня необходимы не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще более важным является знание того, как извлекать, интерпретировать или создавать новую информацию. И то, и другое является результатом деятельности, а деятельность - решением задачи. Таким образом, мы начинаем осознавать природу образовательного процесса и необходимость изменения образа деятельности учащихся.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования является не только формирование общеобразовательных навыков и умений, но и методов деятельности, уровнем их развития в настоящее время является использование технологий и методов в образовании, которые самостоятельно приобретают новые знания, формируют умение собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Образование направлено на решение проблем, связанных с развитием. И это включает в себя обновление содержания образования для поиска новых форм и способов обучения.

Программа модернизации российского образования ставит задачу более широкого применения методов активного обучения и воспитания. Высокий уровень конкуренции требует людей, которые занимаются различными видами деятельности: исследованиями, дизайном, организацией, общением, размышлениями и т.д. Эти способности формируются быстрее и лучше при активном взаимодействии, использовании интерактивных методов обучения. Интерактивные учебные задачи:

* Активировать умственную самостоятельность учащихся;


* Стимулирование исследовательской и поисковой деятельности;

* Развивать коммуникативные и технические навыки, а также способность наблюдать, находить причинно-следственные связи, сравнивать и делать выводы;

2. Интерактивные методы обучения. Методика интерактивного обучения была реализована на уроке географии в 10"А"классе при обобщении темы: "География населения мира". На уроках учащиеся повторяли полученные знания по теме, решали практические задачи, анализировали половозрастную пирамиду. Некоторым учащимся были даны опережающие задания, позволяющие применить полученные знания в новых ситуациях и сделать выводы. Интерактивные методы способствуют усилению процесса обучения и делают знания более доступными, а также интерактивные и аудиовизуальные образовательные средства на уроках географии, позволяющие творчески анализировать учебную информацию и усваивать учебные материалы, могут быть использованы при изучении нового и закреплении пройденного материала.

Урок на тему: "География населения земного шара". Обобщение знаний.

Цель: научить учащихся применять знания в новых ситуациях, делать выводы, предположения, прогнозы, проверить умение анализировать половозрастные пирамиды, таблицы, графики, диаграммы, научить учащихся применять знания в новой ситуации и делать выводы, предположения, прогноз.

Оборудование: Презентация по теме, карточки - задания, атлас, карта "Население мира", "Политическая карта".

Ход урока: класс разделен на несколько команд.

1 конкурс - "Мозговой штурм".1 слайд.

1) В каком государстве самая высокая плотность населения (Бангладеш)

2) Один из элементов воспроизводства населения (рождаемость).

3) Как называется перемещение людей через границы, связанное со сменой места жительства (миграцией)?

4)Единица измерения естественного прироста, плодородия и солености воды (промилле).

5) Скопление городов и их слияние (агломерация).

6) Процесс роста городов и увеличения числа горожан (урбанизация).

7) Священный город, центр возникновения ислама (Мекка).

2 конкурс "Математиков". 2 слайд.

Предлагается быстрее и точнее решить проблему определения показателей воспроизводства населения.



Карточка - задание. В начале года в городе проживало 50 000 человек. Коэффициент естественного прироста за год составили 20 промилле, а сальдо миграции составило 3000. Определите количество жителей на конец года.

3 Конкурс "Найди страну". 3 слайда.

По подсказкам, которые читает учитель, необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой подсказкой количество очков уменьшается.

Варианты вопросов: задания для первой команды.

1) В древние времена она считалась замечательной страной, славившейся своими специями, богатствами и чаем (5 баллов).

2) Доля детей в возрастной структуре населения высока (4 балла).

3) В зависимости от религии страны общество делится на касты (3 балла).

4) занимает 2-е место по численности населения (2 балла).

5) Большинство населения исповедует индуизм (1 балл).

Задачи для второй команды. 4 слайда.

1) Славится своими карнавалами (5 баллов).

2) Имеет пестрый расовый состав (4 балла).

3) Страна занимает 6-е место в мире по численности населения (3балла).

4) Официальным языком является португальский, единственная крупная страна в Латинской Америке (2 балла).

5) Знаменитый футболист Пеле родом из этого штата (1 очко)

Угадай и покажи эти страны на карте. 5 слайдов.

1) Население этой страны составляет более 1 миллиарда человек, здесь исповедуют конфуцианство (Китай)

2) Символом этой страны является хризантема (Япония).

3) Эта страна занимает весь континент (Австралийский союз).

4) В переводе название этой страны означает серебро (Аргентина).

5) Самое маленькое государство в Европе (Ватикан).

4 конкурс. Командам будут выданы карточки с заданием. Необходимо провести анализ половозрастных пирамид. Одной группе предлагается определить, как отличается доля детей в странах с различными типами воспроизводства населения от доли пожилых людей. Второй группе необходимо сравнить долю трудоспособного населения разных стран и указать причины различий.

5 конкурс домашнего задания " Если бы я был президентом..." проводится на основе знаний учащихся о демографической политике, проводимой государствами с различными типами воспроизводства населения.

Задание: если бы я был президентом нашей страны, то какую демографическую политику следовало бы проводить. Какие меры, законы, льготы или штрафы следует принять. Каждая команда будет говорить об этой проблеме.


Это задание активизировало учащихся, заставило их творчески подойти к проблеме и принять необходимые решения.

6 конкурс Д / З. 6 слайд. Некоторым участникам было дано задание:

1)Провести социологическое исследование своей семьи. Узнать, сколько детей было у их бабушек, прабабушек и прапрабабушек по сравнению с нынешней семьей. Построить график, показывающий изменение количества детей в семье, проанализировать и сделать выводы. Определите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в горах или в деревне), какое образование получили ваши родители, бабушки и прабабушки. Учащиеся представляют свои графики и делают выводы: а) количество детей сократилось по сравнению с прошлым, б) причинами этого являются: смена сельского образа жизни на городской, более высокий уровень образования, повышение требований к условиям жизни, ускорение темпов жизни.

2) Изучить, сколько детей в семье ваших родственников, друзей, соседей и жителей в одном районе (5-10 семей). Необходимо учитывать количество детей в семьях, образовавшихся с 1991 по 1992 год (начиная с них рождаемость значительно снизилась).

Сделать вывод, ответив на вопрос: уменьшится ли население района с таким количеством детей в семье? Вывод: по мере снижения рождаемости население жилого района уменьшалось, а тип воспроизводства менялся от расширения к суженному.

7конкурс "Веришь-не веришь".7 слайд. От каждой участвующей команды есть по одному учащемуся. Учитель читает вопрос, и ученик отвечает «да» или «нет»

  1. В Кении типично высокий уровень рождаемости (да).

  2. Государственная политика сдерживания реализуется в Германии (нет).

  3. Швеция, Япония и Дания являются однонациональными государствами (да).

  4. Буддизм широко распространен в Новой Зеландии (нет).

  5. Урбанизация-это слияние городов (нет).

  6. Россия занимает 9-е место по численности населения (да).

  7. Осетины принадлежат к индоевропейской семье (да).

  8. Агломерация-это увеличение числа городов (нет).

8 конкурс "Звездный час" состоялся 8 слайд. Он будет проходить между двумя участниками.

1) Наиболее распространенные религии по числу приверженцев: А) Ислам б) Буддизм в) Христианство


2) Наиболее многочисленная языковая семья: а) алтайская б) индоевропейская в) урало-юкагирская

3) Средняя плотность населения в мире составляет: а) 15 чел./км2)700 чел./км2)30 чел. / км2 или более

4) В каких странах преобладают мужчины: А) Польша б) США в) Индия

5)В каких странах многодетность поощряется религией: А) Саудовская Аравия б) Швеция в) Дания

6) В возрастной структуре населения преобладают дети следующих государств: А) Швеция б) Индия в) Молдова

Рефлексия. Учащимся задаются вопросы. Что я узнал нового во время изучения этой темы? Что я могу, изучив эту тему? С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы?

Подведение итогов. Выставление оценок.

Заключение. В формировании коммуникативных навыков учащихся кардинально меняется и позиция преподавателя. Его главная задача - мотивировать учащихся проявлять инициативу и самостоятельность. Учитель создает условия, которые являются средой развития, в которой каждый ученик сможет развить определенные навыки на уровне развития собственных интеллектуальных способностей и других умений. Учащиеся учатся общаться, выражать и отстаивать свое мнение в культурной форме; грамотно разрешать коммуникативные конфликты.

Как мы видим, культура общения является важнейшим проявлением общей культуры человека, функциональных речевых способностей граждан современного общества. Поэтому формирование коммуникативных навыков является одной из важных задач изучения всего школьного курса географии. Таким образом, формируя ключевые компетенции учеников, мы выполняем общественный заказ на подготовку тех, кто умеет жить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5 - 9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2014.

2. География. 9 - 11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. - сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. География. Интерактивные формы работы с учащимися. Продуктивный уровень / авт. - сост. Н.Н. Зинченко. – Волгоград: Учитель, 2014.

4. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005.

Кадацкая Н.В.