Файл: Стили воспитания в семье.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• представить историческую справку о природном объекте или историческом памятнике (желательно, доступную детям), тексты или названия стихов, рассказов, былин соответствующего содержания; рекомендации по снаряжению;

• разработать маршрут следования.

Применение маршрутов выходного дня дает положительные результаты: актуализируется воспитательный потенциал семьи; родители и дети получают опыт радостного, интересного события; развивающая среда семьи и детского сада пополняется уникальными материалами (альбомы с мест путешествий, нарисованные детьми и взрослыми; фотографии; сочинения, передающие впечатления о выходном дне, проведенном семьей).

Рукописные газеты и журналы

Целью издания в детском саду газет и журналов является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников; о жизни ребят в детском саду (нередко в юмористической форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.

Педагоги вместе с родителями придумывают названия газет и журналов («Родительский вестник», «Веселая семейка» и др.); определяют частоту выхода газеты (журнала) (не реже 1 раз в квартал). Возможен незапланированный «специальный» выпуск газеты (журнала), посвященный какому-либо яркому событию в жизни детей и воспитывающих взрослых (встреча дошкольников и детей войны в период празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне).

Для организации выпуска газеты (журнала) создается редакционная коллегия. Каждый член редколлегии отвечает за определенную рубрику. Первостепенную роль в работе редколлегии играет перспективное планирование. Оно позволяет избежать стихийности в сборе информации, а также не упустить из сферы внимания ничего существенного. Редактором рукописной газеты (журнала) может стать лидер детского сада (старший воспитатель, воспитатель, психолог) или родитель (например, председатель родительского комитета), чутко относящийся к слову и интересующийся миром детства.


Примерные рубрики рукописных газет и журналов: «Наш любимый детский сад», «В гостях у семьи», «Дети говорят», «Мир вокруг нас», «Воспитываем вместе», «Рекомендации врача», «Советы психолога», «Советы логопеда», «Разговор о правильном питании», «Приглашаем…», «Советы редактора».

Помимо общих рубрик в газетах и журналах могут создаваться рубрики, отражающие ведущее направление работы детского сада. Например, в детском саду с приоритетным гражданско-патриотическим направлением в родительской газете присутствуют следующие рубрики: «Поем мы и играем: традиции все знаем», «История моего района», «Музейная педагогика», включающая «Страницы из истории кукол», «Из истории русского костюма» и др.

Внимание родителей привлекают хорошо иллюстрированные с богатым фотоматериалом газеты и журналы. Поэтому для работы в редакционной коллегии газеты (журнала) приглашаются воспитывающие взрослые (педагоги или родители), обладающие способностями в художественно-оформительской деятельности. К оформлению газеты (журнала) могут привлекаться и дети. Детские рисунки будут прекрасной иллюстрацией обсуждаемой темы.

В конце учебного года все выпуски газеты выставляются для общего обозрения, чтобы можно было еще раз вспомнить все события года и запланировать новые дела на будущий год.

Устные журналы

Отличие устного журнала от рукописного состоит в непосредственной подаче информации родителям по интересующим их вопросам воспитания и обучения детей в детском саду и семье. Устные журналы являются постоянной формой информирования и могут чередоваться с рукописными. Отличительными качествами представленного в устном журнале материала должны быть новизна и оригинальность. Добиться этого можно, приглашая в детский сад на встречу с педагогами и родителями ведущих ученых (психологов, педагогов, социологов), медицинских работников, заслуженных деятелей культуры и др. Конечно, сделать такими все журнальные страницы нелегко, но журнал не получит дальнейшего развития, если в каждом номере не будет присутствовать хотя бы несколько материалов, организованных по этому принципу. Как и периодическое печатное издание, устный журнал не терпит повторений в содержании и форме материалов.

Важная задача редколлегии – подбор, приглашение и подготовка выступающих, от которых требуются особые качества: умение рассказывать о многом за очень короткое время, органично сочетать свой рассказ со значительным количеством разнообразного материала (аудио-, видео и т. д.); способность к образно-публицистическому изложению.



Переписка педагогов и родителей

Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки.

Беседы воспитателей с родителями (другими членами семьи) чаще всего проводятся в утренние и вечерние часы, когда ребенка приводят и забирают из детского сада. Но такое общение малоэффективно и значительно уступает письменной форме диалога, поскольку у родителей мало времени (утром – спешат на работу; вечером – торопятся домой, чтобы приготовить ужин, проверить уроки у старших детей), а воспитателя постоянно отвлекают вновь приходящие дети, да и родители, нуждающиеся в консультации, не всегда решаются при посторонних завести разговор о своем ребенке.

Кроме того, многие специалисты (психолог, логопед, медсестра) заканчивают свой рабочий день раньше, чем некоторые родители могут забирать своего ребенка из детского сада. В таких условиях единственной возможностью общения со специалистами становится письменная форма диалога. Письмо, записка педагога или логопеда – это не просто исписанный лист бумаги, а руководство к действию для родителей, постоянно находящееся под рукой. Письменное обращение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи. Ответ педагога при этом более точен и конкретен, обращен к конкретной семье. Родители, воспользовавшись письменной формой, могут прояснить сложные аспекты воспитания своего ребенка в семье, а при необходимости и лично обратиться с просьбой к специалисту.

При использовании письменного варианта общения важно придерживаться следующих правил:

– ориентироваться на особенности каждой семьи;

– не заменять перепиской живое общение с родителями;

– сочетать письменные формы общения с семьей с другими формами общения (как индивидуальными, так и коллективными).

Записка – это письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь) – это письменная форма ежедневного обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты (тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьей. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребенка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещении театра) и др.


Письмо – это повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребенка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребенка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.

Благодарственное письмо – это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.

Открытка – это форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.

Такое разнообразие форм письменного общения воспитывающих взрослых предоставляет обеим сторонам (семье и детскому саду) возможность затронуть различные стороны жизни ребенка в детском саду и дома. Письменное сообщение воспитателя может быть прочитано дома в семейной обстановке. В его обсуждении принимают участие все члены семьи, проживающие с ребенком; это позволит эффективно влиять на установление единых требований к дошкольнику дома, а также согласовать их с требованиями общественного воспитания.

«Почтовый ящик». Переписку невозможно себе представить без почтового ящика, в который складывают вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. По мере наполняемости почтового ящика, воспитатели группы знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом реагируют на нее. Например, на поступившие от родителей вопросы воспитатели группы отвечают сами или адресуют их: заведующему, методисту, медсестре, психологу. Ответы на вопросы могут быть также оформлены на стенде для родителей.

Выставки

Выставка – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.

Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Как правило, они устраиваются для каждой возрастной группы. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение», «Игры детей», «Общение с детьми» и др.) позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.


Большой оклик вызывает у родителей и детей предложение презентовать семью в форме семейной газеты, журнала. В семейном журнале, оформленном родителями вместе с ребенком, можно рассказать о дне рождения семьи, ожидании и рождении ребенка, о любимых занятиях и играх детей и взрослых (работа на дачном участке, туристические поездки, посещение музея, домашний театр и т. д.).

Важно не только предлагать, но и поддерживать желание родителей презентовать собственный опыт воспитания детей в детском саду, например, опыт семейного взаимодействия с природой родного края в фотографиях и картинах.

Если выставка оформляется детскими фотографиями, нужно постараться, чтобы как можно больше родителей нашли изображение своего ребенка. Оформляя выставку нужно помнить, что ее цель состоит не только в том, чтобы заинтересовать родителей обилием и разнообразием фотографий их детей, но и в том, чтобы донести до них содержание и значимость того или иного вопроса.

Тематические выставки могут быть организованы как для родителей ребят одной группы, так и для родителей воспитанников всего детского сада. В зависимости от этого в оформлении и подборе материалов принимают участие воспитатели данной группы или весь педагогический коллектив.

Медиатека

Информация хранится не только в книгах, но и на дисках, аудио-, видеокассетах. Молодые родители (особенно папы) все чаще обращаются к воспитателям с просьбой познакомиться с медиапособиями по воспитанию детей; проявляют интерес к образовательным порталам и сайтам в Интернете.

Для того чтобы детский сад стал для родителей источником информации о ребенке, о развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребенок-родитель-педагог» можно оборудовать в ДОУ семейную медиатеку (как в самостоятельном помещении, так и в методическом кабинете).

Термины «медиа», «медиатека» впервые прозвучали в отечественной методической и педагогической литературе в 1991 г. «Медиа» (лат. media – мн. число от medium – средство, посредник) – это не только аппаратные устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств, а кроме того, собственно информация [9] .

Медиатека может стать важной составляющей общей системы образовательного и информационного пространства дошкольного учреждения. Более того, взаимодействуя с региональными, городскими, районными детскими и взрослыми библиотеками, музеями, учебными заведениями, научными организациями и прочими источниками информации, медиатека активизирует процессы интеграции, координации и кооперации необходимых ресурсов.