ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ-это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. В соответствии с этим, понятие «лицо с ОВЗ» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие недаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе. Одним из субъектов с особым правовым статусом в сфере образования являются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования (далее СПО) обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися ОВЗ. ПМПК подтверждает, что физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, является обучающимся с ОВЗ (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ)). Однако в соответствии с Положением о ней ПМПК осуществляет свои функции исключительно в отношении несовершеннолетних. В такой ситуации для подтверждения того, что гражданин является обучающимся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для обучения в средне профессиональных учебных заведениях, руководствоваться заключениями ПМПК, которые были выданы гражданам ранее достижения возраста 18 лет.
1 Фактически таким подтверждением является документ, свидетельствующий об обучении по общеобразовательной программе, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (например, раньше выдавались свидетельства об обучении в школе VIII вида, но с 2013 года в связи с вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ» виды образования утратили свою силу, и было введено новое понятие адаптированная образовательная программа). Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 79 ФЗ «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, (ИПР, с 1 января 2016 года – индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида ИПРА). В отношении совершеннолетних обучающихся с ОВЗ, не имеющих инвалидности, – вопрос остается открытым, так как законодателем данная ситуация не урегулирована. Представляется целесообразным образовательной организации устанавливать локальным актом порядок подтверждения нуждаемости лиц с ОВЗ в обучении по адаптированной образовательной программе. Это может быть заключение комиссии ПМПК, принятое на основании изучения имеющихся документов об образовании, ранее выданного заключения ПМПК, тестирования или собеседования с поступающим на обучение. В статье 79 ФЗ «Об образовании в РФ» перечисляются категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся: Лица с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно. Лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Лица с тяжелыми нарушениями речи. Первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Лица с задержкой психического развития. Их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС). Лица с нарушениями интеллектуального развития. Первичное нарушение -
органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза. Лица с расстройством аутистического спектра. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и 13 трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. Лица со сложными дефектами. Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта. Т.Н. Матюшева утверждает, что «применение терминов, не имеющих четких правовых критериев, может обусловить разночтения нормативных правовых актов и, в конечном счете, возникновение правовых коллизий применительно к реализации права на образование» Следует сказать, что в зарубежных странах законодатель постепенно отказывается от термина «обучающийся с ограниченными возможностями», предпочитая ему термин «обучающийся с особыми образовательными потребностями (нуждами)».1 Реализация прав детей с ОВЗ на образование, как основное и неотъемлемое условие их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, должно являться одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области образования. Таким образом, понятие обучающиеся с ограниченными возможностями - общий термин, которым применительно к теме настоящего исследования можно обозначить группу лиц, не способных в силу объективно сложившихся условий, обстоятельств (состояния здоровья, особенностей развития) и различных общественных барьеров достичь тех результатов в процессе образования, которые получают большинство учеников. Благодаря новому ФЗ «Об образовании в РФ» появилось легальное определение понятия обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. Также законодатель уравнял возможности получать рекомендации от ПМПК лицам с инвалидностью и лицам с ОВЗ. В свою очередь для лиц, достигших возраста 18 лет, такая процедура отсутствует, что затрудняет возможность обучаться в СПО, следовательно, законодателю необходимо урегулировать этот вопрос.
2.2 История формирования права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
Правовое регулирование отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями в России появляется в сравнении со странами Запада довольно поздно, в начале XX века. В истории России отношение к лицам с отклонениями, так же как и в странах Европы, прошло в своем развитии несколько этапов, от полного безразличия к ним до признания и осознания необходимости закрепления в законодательных нормах их правового положения. В России не было ярко выраженного негативного отношения к таким лицам. К слабоумным (юродивым) славяне относились с жалостью, как к «божьим людям», «блаженным». Распространение христианства, православной христианской религии, способствовало развитию в общественном сознании милосердия, сострадательности, терпимости. Россия переняла и византийскую традицию организации церковных и монастырских приютов. Одним из первых документов, посвященных собственно рассматриваемой группе лиц, считают указ Князя Владимира, утвердивший Устав о православной церкви (996 г.), по которому призрение инвалидов вменено церкви. Под защитой церкви находились, в частности, слепые и хромые. Как в средневековой Европе, так и в России постепенно появляются правовые акты, обеспечивавшие защиту общества от лиц с отклонениями. Стоглав 1551 года предписывал переписывать и рассылать по монастырям нищих и больных, не способных работать, скитающихся «в миру на соблазн и многим людям на осуждение и душам на погибель». На государственное попечение в богадельни, а также в монастыри должны были помещаться больные и престарелые. «Здравых строев» (так называли хромых, слепых, нищих), которые могли зарабатывать своим трудом, нанимали для надзора за больными. Создание светской системы призрения в России начинается со времен Петра I. Данный процесс происходил в общем русле предпринимавшихся попыток европеизации страны. В 1704 году Петром I был издан указ, запрещавший умерщвлять детей с врожденными дефектами и требовавший объявлять о них священникам соответствующих приходов. Постепенно светская власть стала предпринимать меры по контролю над тем, как осуществлялось призрение в монастырях (государство оплачивало из казны призрение больных)3. Под влиянием происходивших в Европе в конце XVIII века событий, провозглашения идей о свободе и равенстве людей в правах, а также последующего признания прав людей с ограниченными возможностями в сфере образования Россия начинает заимствовать опыт открытия специальных школ для детей-инвалидов.
1 Однако этот опыт не получил широкого распространения. Как отмечается в литературе, в отличие от Западной Европы в России не сложились необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и необходимости обучения детей с недостатками в развитии. Екатериной II в 1775 году издан Указ об учреждении Приказа общественного призрения. Приказу общественного призрения поручалось попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, госпиталями и больницами, богадельнями для убогих, домами неизлечимых больных, увечных и сумасшедших, работными и смирительными домами. Массовое открытие учреждений, в том числе и образовательных, для лиц с отклонениями начинается во второй половине XIX века, что связывают с учреждением земства, в ведении которого находились вопросы местного здравоохранения и образования, разрешением открывать школы по инициативе местных властей и общин, развитием благотворительной деятельности. Первыми открываются образовательные учреждения для глухих и слепых, затем для умственно отсталых. Начинают исследовать и обучать «малоспособных» детей, то есть таких, кто отстает в обучении. Таким образом, развивается общественное движение за воспитание и обучение лиц с отклонениями в развитии, но правовое обеспечение системы специального обучения пока отсутствует. В начале XX века в Москве, а затем и в других городах России создаются вспомогательные школы и классы для малоспособных детей, отчисленных за неуспеваемостью из начальных школ. Для педагогически отсталых детей создаются «повторительные» классы. Во вспомогательную школу, как правило, принимали после двух лет обучения в начальной школе. Правовое оформление системы специального образования, а также создание системы образования детей с отклонениями в развитии становится государственной задачей лишь после социалистической революции 1917 года. Первыми актами советского правительства в рассматриваемой области были правовые акты всей системы социальных учреждений, - больниц, школ, учреждений призрения, богаделен. Эта сфера становится полностью государственной. Школа была отделена от церкви. Был образован (впервые в мире) орган власти в области здравоохранения - Народный Комиссариат здравоохранения. Министерство призрения преобразовано в Народный Комиссариат. Воспитание и охрана здоровья «дефективных» людей были отнесены к компетенции различных органов власти. Так, нервные и психически больные дети должны были направляться на воспитание в учреждения Наркомздрава, умственно отсталые - во вспомогательные школы Наркомпроса, телесно-дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) - в специальные учреждения Наркомпроса. Правовая регламентация создания и деятельности специальных образовательных учреждений начинает развиваться в 20-х годах XX века, но получает широкое и прочное установление лишь после введения обязательного образования. Таким образом, правовое регулирование специального образования, обеспечивающего закрепление права на образование детей с ограниченными возможностями, осуществлялось принятием ряда нормативных актов в 20-е годы XX века, которые лишь начинали регулировать отношения в области специального образования. В феврале 1946 года Совнарком РСФСР принял постановление, в котором органам исполнительной власти на местах предписывалось организовать во всех спецшколах учебно-производственные мастерские и обеспечить профессионально-трудовую подготовку учащихся.
1 Фактически таким подтверждением является документ, свидетельствующий об обучении по общеобразовательной программе, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (например, раньше выдавались свидетельства об обучении в школе VIII вида, но с 2013 года в связи с вступлением в силу ФЗ «Об образовании в РФ» виды образования утратили свою силу, и было введено новое понятие адаптированная образовательная программа). Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 79 ФЗ «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, (ИПР, с 1 января 2016 года – индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида ИПРА). В отношении совершеннолетних обучающихся с ОВЗ, не имеющих инвалидности, – вопрос остается открытым, так как законодателем данная ситуация не урегулирована. Представляется целесообразным образовательной организации устанавливать локальным актом порядок подтверждения нуждаемости лиц с ОВЗ в обучении по адаптированной образовательной программе. Это может быть заключение комиссии ПМПК, принятое на основании изучения имеющихся документов об образовании, ранее выданного заключения ПМПК, тестирования или собеседования с поступающим на обучение. В статье 79 ФЗ «Об образовании в РФ» перечисляются категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся: Лица с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно. Лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Лица с тяжелыми нарушениями речи. Первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. Лица с задержкой психического развития. Их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС). Лица с нарушениями интеллектуального развития. Первичное нарушение -
органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза. Лица с расстройством аутистического спектра. Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и 13 трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. Лица со сложными дефектами. Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта. Т.Н. Матюшева утверждает, что «применение терминов, не имеющих четких правовых критериев, может обусловить разночтения нормативных правовых актов и, в конечном счете, возникновение правовых коллизий применительно к реализации права на образование» Следует сказать, что в зарубежных странах законодатель постепенно отказывается от термина «обучающийся с ограниченными возможностями», предпочитая ему термин «обучающийся с особыми образовательными потребностями (нуждами)».1 Реализация прав детей с ОВЗ на образование, как основное и неотъемлемое условие их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, должно являться одной из важнейших задач государственной политики Российской Федерации в области образования. Таким образом, понятие обучающиеся с ограниченными возможностями - общий термин, которым применительно к теме настоящего исследования можно обозначить группу лиц, не способных в силу объективно сложившихся условий, обстоятельств (состояния здоровья, особенностей развития) и различных общественных барьеров достичь тех результатов в процессе образования, которые получают большинство учеников. Благодаря новому ФЗ «Об образовании в РФ» появилось легальное определение понятия обучающийся с ограниченными возможностями здоровья. Также законодатель уравнял возможности получать рекомендации от ПМПК лицам с инвалидностью и лицам с ОВЗ. В свою очередь для лиц, достигших возраста 18 лет, такая процедура отсутствует, что затрудняет возможность обучаться в СПО, следовательно, законодателю необходимо урегулировать этот вопрос.
2.2 История формирования права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья
Правовое регулирование отношений в области образования лиц с ограниченными возможностями в России появляется в сравнении со странами Запада довольно поздно, в начале XX века. В истории России отношение к лицам с отклонениями, так же как и в странах Европы, прошло в своем развитии несколько этапов, от полного безразличия к ним до признания и осознания необходимости закрепления в законодательных нормах их правового положения. В России не было ярко выраженного негативного отношения к таким лицам. К слабоумным (юродивым) славяне относились с жалостью, как к «божьим людям», «блаженным». Распространение христианства, православной христианской религии, способствовало развитию в общественном сознании милосердия, сострадательности, терпимости. Россия переняла и византийскую традицию организации церковных и монастырских приютов. Одним из первых документов, посвященных собственно рассматриваемой группе лиц, считают указ Князя Владимира, утвердивший Устав о православной церкви (996 г.), по которому призрение инвалидов вменено церкви. Под защитой церкви находились, в частности, слепые и хромые. Как в средневековой Европе, так и в России постепенно появляются правовые акты, обеспечивавшие защиту общества от лиц с отклонениями. Стоглав 1551 года предписывал переписывать и рассылать по монастырям нищих и больных, не способных работать, скитающихся «в миру на соблазн и многим людям на осуждение и душам на погибель». На государственное попечение в богадельни, а также в монастыри должны были помещаться больные и престарелые. «Здравых строев» (так называли хромых, слепых, нищих), которые могли зарабатывать своим трудом, нанимали для надзора за больными. Создание светской системы призрения в России начинается со времен Петра I. Данный процесс происходил в общем русле предпринимавшихся попыток европеизации страны. В 1704 году Петром I был издан указ, запрещавший умерщвлять детей с врожденными дефектами и требовавший объявлять о них священникам соответствующих приходов. Постепенно светская власть стала предпринимать меры по контролю над тем, как осуществлялось призрение в монастырях (государство оплачивало из казны призрение больных)3. Под влиянием происходивших в Европе в конце XVIII века событий, провозглашения идей о свободе и равенстве людей в правах, а также последующего признания прав людей с ограниченными возможностями в сфере образования Россия начинает заимствовать опыт открытия специальных школ для детей-инвалидов.
1 Однако этот опыт не получил широкого распространения. Как отмечается в литературе, в отличие от Западной Европы в России не сложились необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и необходимости обучения детей с недостатками в развитии. Екатериной II в 1775 году издан Указ об учреждении Приказа общественного призрения. Приказу общественного призрения поручалось попечение и надзор за народными школами, сиротскими домами, госпиталями и больницами, богадельнями для убогих, домами неизлечимых больных, увечных и сумасшедших, работными и смирительными домами. Массовое открытие учреждений, в том числе и образовательных, для лиц с отклонениями начинается во второй половине XIX века, что связывают с учреждением земства, в ведении которого находились вопросы местного здравоохранения и образования, разрешением открывать школы по инициативе местных властей и общин, развитием благотворительной деятельности. Первыми открываются образовательные учреждения для глухих и слепых, затем для умственно отсталых. Начинают исследовать и обучать «малоспособных» детей, то есть таких, кто отстает в обучении. Таким образом, развивается общественное движение за воспитание и обучение лиц с отклонениями в развитии, но правовое обеспечение системы специального обучения пока отсутствует. В начале XX века в Москве, а затем и в других городах России создаются вспомогательные школы и классы для малоспособных детей, отчисленных за неуспеваемостью из начальных школ. Для педагогически отсталых детей создаются «повторительные» классы. Во вспомогательную школу, как правило, принимали после двух лет обучения в начальной школе. Правовое оформление системы специального образования, а также создание системы образования детей с отклонениями в развитии становится государственной задачей лишь после социалистической революции 1917 года. Первыми актами советского правительства в рассматриваемой области были правовые акты всей системы социальных учреждений, - больниц, школ, учреждений призрения, богаделен. Эта сфера становится полностью государственной. Школа была отделена от церкви. Был образован (впервые в мире) орган власти в области здравоохранения - Народный Комиссариат здравоохранения. Министерство призрения преобразовано в Народный Комиссариат. Воспитание и охрана здоровья «дефективных» людей были отнесены к компетенции различных органов власти. Так, нервные и психически больные дети должны были направляться на воспитание в учреждения Наркомздрава, умственно отсталые - во вспомогательные школы Наркомпроса, телесно-дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) - в специальные учреждения Наркомпроса. Правовая регламентация создания и деятельности специальных образовательных учреждений начинает развиваться в 20-х годах XX века, но получает широкое и прочное установление лишь после введения обязательного образования. Таким образом, правовое регулирование специального образования, обеспечивающего закрепление права на образование детей с ограниченными возможностями, осуществлялось принятием ряда нормативных актов в 20-е годы XX века, которые лишь начинали регулировать отношения в области специального образования. В феврале 1946 года Совнарком РСФСР принял постановление, в котором органам исполнительной власти на местах предписывалось организовать во всех спецшколах учебно-производственные мастерские и обеспечить профессионально-трудовую подготовку учащихся.