ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Исполкомам запрещалось закрывать специальные школы и специальные учреждения Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомсобеса или переводить их в другие помещения. В 1973 году принят (и введен в действие с 1 января 1974 года) кодифицированный акт, регулировавший отношения, связанные с обучением, - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. В соответствии со статьей 26 данного акта, для детей и подростков с недостатками в физическом или умственном развитии организуются специальные школы. Вслед за ним в 1974 году принимается Закон РСФСР «О народном образовании», статья 44 которого устанавливает отдельные виды школ для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, препятствующие обучению в обычной общеобразовательной школе и нуждающиеся в особых условиях воспитания, - специальные общеобразовательные школы, школы-интернаты и детские дома. Практика показывала необходимость создания учебных мест для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата. В 1970-1980-е годы открываются классы для детей с задержкой психического развития, первые экспериментальные классы для глубоко умственно отсталых детей. К середине 70-х годов вспомогательные школы составляли около 77 % от общего количества школ для аномальных детей. К 1990 году общее число специальных школ в России составило 2789, в них обучалось около 575 тысяч учащихся; в детских садах воспитывалось более 300 тысяч детей с отклонениями в развитии. В то же время к концу 1990/91 учебного года охват специальным образованием нуждавшихся в нем детей не был полным. Поскольку образовательный уровень для детей с ограниченными возможностями был высок (отсутствовал отдельный государственный стандарт), из системы образования оказались исключенными многие дети, имевшие сложные дефекты либо глубокие нарушения интеллекта, как необучаемые. Система специального образования не была ориентирована на диалог с родителями учащихся и обществом, она была закрытой для средств массовой информации. Новый этап правового регулирования образования детей с ограниченными возможностями начинается в 1990-е годы. Общепризнанные принципы и нормы международного права признаются частью правовой системы России. Статья 43 Конституции РФ 1993 года закрепляет право каждого на образование. Государством гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В 1992 году был принят Закон РФ «Об образовании» 4, статья 5 которого развивала конституционные положения о равенстве и общедоступности образования. Одним из элементов системы образования в соответствии со статьей 12 закона «Об образовании» являлись специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, направление в которые осуществлялось только с согласия родителей и по заключению ПМПК (п. 10 ст. 50). В 1995 году принят Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), статьи 18, 19 которого закрепляют гарантии для инвалидов в сфере образования. Утвержден ряд подзаконных актов об обучении лиц с ограниченными возможностями. В их числе порядок воспитания и обучения на дому, типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающих, воспитанников с отклонениями в развитии. Одобренная Правительством РФ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» ставила задачи обеспечения качества, доступности и эффективности образования. В концепции отмечалась необходимость повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию независимо от материального достатка семьи, места проживания, состояния здоровья. С 2011 года и до 2020 года действует государственная программа «Доступная среда». «Доступная среда» – безбарьерная среда для лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных образовательных организациях.
1 Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации обучающихся и создании специальных условий для лиц, имеющих особые образовательные потребности. В 2012 году принимается ФЗ «Об образовании в РФ», который вводит понятие: инклюзивное образование. В соответствии с п. 1 ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Министерством образования и науки Российской Федерации разрабатываются Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Все перечисленное выше свидетельствуют, с одной стороны, о наметившейся тенденции к включению детей с ограниченными возможностями в общую систему образовательных учреждений. С другой стороны, это может означать, что значительное число лиц с инвалидностью не обучается, а механизм реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями в условиях образовательных учреждений общего типа недостаточно отработан. В XX веке и в начале XXI века можно условно выделить четыре периода в становлении российского законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями:
1) начало XX века - середина 20-х годов - подготовительный период. Появляются образовательные учреждения для лиц с отклонениями в развитии, формируется государственная система таких учреждений;
2) середина 20-х - конец 50-х годов - введение всеобщего обязательного обучения, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями, правовое закрепление порядка приема в специальные образовательные учреждения и, таким образом, правовое оформление всей системы специального образования;
3) 60-е - начало 90-х годов - развитие системы, ее дифференциация, становление системы профессионального обучения и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями;
4) 90-е годы - настоящее время - формирование законодательства в рассматриваемой области на основе новой ориентации, суть которой - в обеспечении провозглашенного Конституцией РФ права человека на образование, его равенства и общедоступности для каждого.1
Итак, выделив основные периоды в становлении законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, государство лишь продолжает пока формировать правовые основы системы инклюзивного образования. Механизм реализации права на образование для лиц с ограниченными возможностями разрабатывается. В настоящее время этому вопросу уделяется много внимания. Создаются ФГОСы, адаптированные образовательные программы, дополняются федеральные законы.
3. Опыт социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в филиале № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району и пути повышения его эффективности
3.1 Характеристика деятельности филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району по социальной защите лиц с ограниченными возможностями здоровья
Областное бюджетное учреждение филиал № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району
Место нахождение и почтовый адрес Центра: 399610, Липецкая область, Лебедянский район, г. Лебедянь, ул. Мира, д. 16. E-mail: socserv@lebedyan.lipetsk.ru
Областное бюджетное учреждение филиал № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району (далее – Центр) создано в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 13 декабря 2013 года №565 «О создании областного бюджетного учреждения филиал № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району
Учредителем Центра и собственником его имущества является Липецкая область\ Адрес: г. Липецк, ул. Плеханова, д.33; тел.: 8 (4742) 25-25-25; Е-mail: sozan@admlr.lipetsk.ru.
Функции и полномочия учредителя филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району осуществляет Управление социальной защиты населения Липецкой области.
Полномочия собственника имущества филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району от имени Липецкой области осуществляет управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
В Единый государственный реестр юридических лиц согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица от 24 декабря 2013 г. внесена запись о создании областного бюджетного учреждения филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району.
Социальная защита в Лебедяни — система мероприятий, направленных на обеспечение защиты прав человека, удовлетворение его социальных потребностей, базовый уровень которых определен российским законодательством. Это многоуровневая система, состоящая из социальных, медицинских, экономических, психологических, правовых, педагогических и других мер, способных сформировать для каждого гражданина условия для надлежащего уровня жизни, а не только физического выживания.1
Соц. зашита — помощь, предоставляемая не только государственными структурами и организациями, но и бизнесом, незащищенным категориям сограждан в Лебедяни, куда входят: одинокие матери, многодетные семьи, малообеспеченные, пенсионеры, инвалиды, лица без постоянного места жительства, сироты, больные ВИЧ и т. д.
Деятельность всех социальных служб в Лебедяни, контролируемых государством, базируется на следующих постулатах:
Сотрудничество. Тесное взаимодействие на всех уровнях федеральной власти, а также с коммерческими, общественными организациями с целью предоставления услуг.
Экономическая справедливость. Деятельность государства строится на экономических взаимоотношениях, соответственно, существует ряд финансовых гарантий, справедливость распределения средств, когда каждый гражданин имеет возможность реализовать индивидуальные запросы, позволяющие поддерживать жизнь на достойном уровне.
Приспосабливание. Работа соцзащиты должна брать во внимание актуальные пожелания общества, постоянно совершенствуясь, взаимодействуя между всеми структурами.
Приоритет государственного права. Социальные работники обязаны помогать достичь социального уровня россиянам, которые по объективным причинам, не могут это сделать своими силами.
Превентивность. Меры по защите должны принимать во внимание факторы риска, которые, как правило, отслеживаются на региональном, местном уровне, что позволяет предоставлять платные и бесплатные услуги, поддерживая достойные условия жизни социально незащищённых категорий граждан.
Функции социальной защиты в Лебедяни
Среди функций соц. поддержки, оказываемых государством, выделяют:
надзор за соблюдением прав детей;
поддержка многодетных семей;
разработка комплекса мер по борьбе с безработицей;
предоставление социальных пособий;
оформление льгот;
утверждение минимального уровня прожиточного минимума, зарплаты, пенсий.
Средства социальной защиты
Нормативные акты. Совокупность законодательных мер, направленных на изменение статуса социально незащищённых групп населения;
создание социальных стимуляторов (льгот, субсидий, предоставление услуг полностью, частично безвозмездно);
анализ и планирование мероприятий на местном, региональном, федеральном уровне;
создание и надзор в части негосударственной пенсионной системы;
создание и финансирование инфраструктуры, призванной обеспечить социальную защиту нетрудоспособных россиян;
организация благотворительных фондов.
Система государственной соц. защиты различна и включает множество структур, созданных чтобы обеспечить достойный уровень жизни. К ним относятся:
1 Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации обучающихся и создании специальных условий для лиц, имеющих особые образовательные потребности. В 2012 году принимается ФЗ «Об образовании в РФ», который вводит понятие: инклюзивное образование. В соответствии с п. 1 ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Министерством образования и науки Российской Федерации разрабатываются Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Все перечисленное выше свидетельствуют, с одной стороны, о наметившейся тенденции к включению детей с ограниченными возможностями в общую систему образовательных учреждений. С другой стороны, это может означать, что значительное число лиц с инвалидностью не обучается, а механизм реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями в условиях образовательных учреждений общего типа недостаточно отработан. В XX веке и в начале XXI века можно условно выделить четыре периода в становлении российского законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями:
1) начало XX века - середина 20-х годов - подготовительный период. Появляются образовательные учреждения для лиц с отклонениями в развитии, формируется государственная система таких учреждений;
2) середина 20-х - конец 50-х годов - введение всеобщего обязательного обучения, в том числе и для лиц с ограниченными возможностями, правовое закрепление порядка приема в специальные образовательные учреждения и, таким образом, правовое оформление всей системы специального образования;
3) 60-е - начало 90-х годов - развитие системы, ее дифференциация, становление системы профессионального обучения и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями;
4) 90-е годы - настоящее время - формирование законодательства в рассматриваемой области на основе новой ориентации, суть которой - в обеспечении провозглашенного Конституцией РФ права человека на образование, его равенства и общедоступности для каждого.1
Итак, выделив основные периоды в становлении законодательства об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, государство лишь продолжает пока формировать правовые основы системы инклюзивного образования. Механизм реализации права на образование для лиц с ограниченными возможностями разрабатывается. В настоящее время этому вопросу уделяется много внимания. Создаются ФГОСы, адаптированные образовательные программы, дополняются федеральные законы.
3. Опыт социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в филиале № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району и пути повышения его эффективности
3.1 Характеристика деятельности филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району по социальной защите лиц с ограниченными возможностями здоровья
Областное бюджетное учреждение филиал № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району
Место нахождение и почтовый адрес Центра: 399610, Липецкая область, Лебедянский район, г. Лебедянь, ул. Мира, д. 16. E-mail: socserv@lebedyan.lipetsk.ru
Областное бюджетное учреждение филиал № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району (далее – Центр) создано в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 13 декабря 2013 года №565 «О создании областного бюджетного учреждения филиал № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району
Учредителем Центра и собственником его имущества является Липецкая область\ Адрес: г. Липецк, ул. Плеханова, д.33; тел.: 8 (4742) 25-25-25; Е-mail: sozan@admlr.lipetsk.ru.
Функции и полномочия учредителя филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району осуществляет Управление социальной защиты населения Липецкой области.
Полномочия собственника имущества филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району от имени Липецкой области осуществляет управление имущественных и земельных отношений Липецкой области.
В Единый государственный реестр юридических лиц согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица от 24 декабря 2013 г. внесена запись о создании областного бюджетного учреждения филиала № 11 ЦСЗН ЛО по Лебедянскому району.
Социальная защита в Лебедяни — система мероприятий, направленных на обеспечение защиты прав человека, удовлетворение его социальных потребностей, базовый уровень которых определен российским законодательством. Это многоуровневая система, состоящая из социальных, медицинских, экономических, психологических, правовых, педагогических и других мер, способных сформировать для каждого гражданина условия для надлежащего уровня жизни, а не только физического выживания.1
Соц. зашита — помощь, предоставляемая не только государственными структурами и организациями, но и бизнесом, незащищенным категориям сограждан в Лебедяни, куда входят: одинокие матери, многодетные семьи, малообеспеченные, пенсионеры, инвалиды, лица без постоянного места жительства, сироты, больные ВИЧ и т. д.
Деятельность всех социальных служб в Лебедяни, контролируемых государством, базируется на следующих постулатах:
Сотрудничество. Тесное взаимодействие на всех уровнях федеральной власти, а также с коммерческими, общественными организациями с целью предоставления услуг.
Экономическая справедливость. Деятельность государства строится на экономических взаимоотношениях, соответственно, существует ряд финансовых гарантий, справедливость распределения средств, когда каждый гражданин имеет возможность реализовать индивидуальные запросы, позволяющие поддерживать жизнь на достойном уровне.
Приспосабливание. Работа соцзащиты должна брать во внимание актуальные пожелания общества, постоянно совершенствуясь, взаимодействуя между всеми структурами.
Приоритет государственного права. Социальные работники обязаны помогать достичь социального уровня россиянам, которые по объективным причинам, не могут это сделать своими силами.
Превентивность. Меры по защите должны принимать во внимание факторы риска, которые, как правило, отслеживаются на региональном, местном уровне, что позволяет предоставлять платные и бесплатные услуги, поддерживая достойные условия жизни социально незащищённых категорий граждан.
Функции социальной защиты в Лебедяни
Среди функций соц. поддержки, оказываемых государством, выделяют:
надзор за соблюдением прав детей;
поддержка многодетных семей;
разработка комплекса мер по борьбе с безработицей;
предоставление социальных пособий;
оформление льгот;
утверждение минимального уровня прожиточного минимума, зарплаты, пенсий.
Средства социальной защиты
Нормативные акты. Совокупность законодательных мер, направленных на изменение статуса социально незащищённых групп населения;
создание социальных стимуляторов (льгот, субсидий, предоставление услуг полностью, частично безвозмездно);
анализ и планирование мероприятий на местном, региональном, федеральном уровне;
создание и надзор в части негосударственной пенсионной системы;
создание и финансирование инфраструктуры, призванной обеспечить социальную защиту нетрудоспособных россиян;
организация благотворительных фондов.
Система государственной соц. защиты различна и включает множество структур, созданных чтобы обеспечить достойный уровень жизни. К ним относятся: