ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Дифференциация букв и звуков [У – О]»
Цель: выработка умениядифференцировать буквы и звуки [У – О].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:продолжатьвырабатывать умение давать характеристику звукам [У – О]; соотносить графемы и фонемы; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [У – О]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков (развитие артикуляционной моторики); развитие мелкой моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать речевую культуру общения.
Оборудование:
Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки для упражнения: «На что похожи буквы?»; картинки с буквами У, О.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»
- Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [У – О]:
1. – «Сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком» -
затем, возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты(5 – 10 раз).
2. – «Вытягивание губ широкой трубкой» - или воронкой при разомкнутых челюстях (5 – 10 раз).
3. – «Вытягиваем губы узкой воронкой» - как будто свистим (5 – 10 раз).
III. Подведение к теме занятия.
Ребенку предлагается отгадать слово, состоящее из первых звуков следующих слов:
1) - Улица, танк, куст, аист. (- Утка).
2) – Осень, кот, ноты, оса. (- Окно)
- Выдели звуки, стоящие в начале слов-отгадок. (Звуки [У – О])
- Сегодня на занятии мы будем работать со звуками и буквами У, О, учиться отличать их друг от друга.
- Сколько слогов в слове утка; в слове окно? (- Два слога.)
- Назови соседа, стоящего справа от звука [У] в слове утка.
- Назови соседа, стоящего справа от первого звука [О] в слове окно.
- Назови соседа, стоящего слева от последнего звука [О] в слове окно.
IV. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [У – О]:
- Когда мы произносим звук [У], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.
- В каком положении губки? (Чуть приоткрыты, вытянуты трубочкой вперед.)
- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)
- А зубки? (Их не видно, они не сближаются во рту.)
- Какой звук [У], гласный или согласный?
- Звук [У] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
- Когда мы произносим звук [О], в каком положении находятся губки: смотри на себя в зеркало и произноси этот звук.
- В каком положении губки? (Сомкнуты, выдвинуты вперед, в виде рупора или трубочки.)
- А в каком положении язычок? (Упирается в нижние зубки.)
- А зубки? (Их не видно, они не смыкаются во рту.)
- Какой звук [О], гласный или согласный?
- Звук [О] - гласный (т.к. при произнесении звука воздух не встречает преграду).
V. Сравнительная характеристика звуков [У – О]:
- Как ты думаешь, чем эти звуки похожи? (Губы вытянуты вперед трубочкой, язычок упирается в нижние зубки; зубки не видно; еще оба звука гласные.)
- А чем же они отличаются? (При произнесении звука [У] губы шире открыты, чем при произнесении звука [О])
VI. Упражнение на развитие фонематического слуха (дифференциация среди изолированных звуков, среди слогов).
- Приготовь свои ушки и ладошки.
- Если услышишь звук [У], среди звуков, которые я назову, хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [О] – топнешь ногой.
- Приготовься:
Звуки: А, Л, О, П, У, В, О, А, У, Ж, Т, У, А, Э, О, А, М, О.
- Точно также в слогах, которые я произнесу.
Слоги: СУ, АР, ОП, ВЫ, ВО, СО, БЫ, УТ, НУ, АП, ЫЦ, ОЖ.
VII. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [У]? (Буквой У.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [О]? (Буквой О.)
- На что похожа буква У?
- Послушай и посмотри: У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква У? (Ответ ребенка)
- На что похожа буква О?
- Послушай и посмотри: В старом дереве дупло
Ну совсем как буква «О».
Посмотри на колесо
И увидишь букву «О».
- А как ты думаешь, на что еще похожа буква О? (На лимон, апельсин, бублик… .)
- Чем похожи, и чем отличаются буква У, и буква О на письме? (Полукруглым (полуовальным) элементом – похожи; отличаются тем, что у буквы У есть еще наклонная маленькая палочка, у буквы О – еще один (полукруг) полуовал.)
- Давай изобразим букву У, и букву О пальчиками.
VIII. Составление словосочетаний.
- Вспомни слова-отгадки, из начальных звуков слов, которые я загадывала тебе в самом начале, назови эти слова (утка, окно).
- Подбери к каждому слову (отгадке) словосочетание. (Утка, какая? Окно, какое?)
- Запиши получившиеся словосочетания в тетрадь.
- С получившимися словосочетаниями составь предложения.
- Запиши получившиеся предложения в тетрадь.
IX. Упражнение на развитие буквенного гнозиса.
- В словах из текста, который я тебе дала найди буквы У и О.
- Зачеркни букву У красным карандашом (ручкой), подчеркни букву О – синим карандашом.
X. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня работали?
- Дай характеристику звука [У], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Дай характеристику звука [О], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
- Чем похожи буквы У и О на письме?
- Чем эти буквы отличаются?
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания!