ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»
Тема Эссе
по дисциплине «ММНИ»
«Гражданин должен платить налоги с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной цветы». Согласны ли Вы с этим высказыванием Новалиса – немецкого философа XVIII века?
студента 1-го курса магистратуры заочной формы обучения
направления подготовки
«Банковское дело»
Бондаренко Оксаны Владимировны
ДонНУ -2022
«Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе»
(Оливер Уэнделл Холмс-старший)
Уплата налогов – это выбранное всеми нами сообща общественное соглашение, которое обеспечивает функционирование государства и предоставляет каждому человеку социальные гарантии. Когда мы платим налоги, мы думаем о будущем. О том, что нас всех объединяет.
У нас у всех есть дороги, больницы, школы, леса и многое другое, благодаря нашему общему бюджету, за счет которого ведется общее хозяйство. Кроме того, когда мы попадаем в трудные ситуации, именно за счет уплаченных нами налогов государство оказывает нам помощь. При этом очень важно, чтобы каждый из нас вносил свой вклад в накопление общей суммы денег. Только таким образом можно обеспечить совместное ведение хозяйства и поддерживать его. Налоговая система состоит из установленных законами о налогообложении государственных налогов и местных налогов.
Государственные налоги — это подоходный налог, налог на землю, налог с оборота, таможенная пошлина, акцизы, налог на транспортные средства, налог на предпринимательскую деятельность.
Что мы получаем за свои налоги? Это:
- здравоохранение;
- строительство дорог и транспорт;
- образование и наука (детский сад, школа, университет);
- культура (библиотеки и т. д.);
- социальная защита (детские пособия, пенсии, материнский капитал);
- государственная оборона и безопасность (полиция, МЧС, армия);
- другие государственные расходы (культура, оплата труда бюджетников);
Если бы мы не платили налоги, нам бы пришлось самостоятельно за все платить.
Что влияет на уплату налогов? Прежде всего - разумная налоговая система и простота уплаты налогов. Установки людей, которые влияют на общественное мнение, а
также правительство, которое имеет компетенцию решать, каким образом и на что использовать деньги, поступающие от уплаты налогов. Знания людей о том, куда на самом деле идут уплаченные ими налоги, и что большая часть поступивших после уплаты налогов сумм тратится на обеспечение благополучия и благосостояния нашего государства, т.е. нашего народа.
«Взимание непомерных налогов — это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.»
(Сюнь-цзы)
Немного обратимся к истории налогообложения на примере Древнего Рима. С сегодняшней современной позиции добропорядочных налогоплательщиков мы можем наблюдать, что изначально налоги носили варварский характер, но в результате развития товарно-денежных отношений развивалась и форма налогов.
В Римской империи первые двести лет налоги были умеренными. Многие лидеры проявляли неслыханную сегодня щедрость, оплачивая госрасходы из личных доходов. В Римской империи были периоды как без налогов, так и с очень высокими налогами. Ее история делится на два равных периода: Республика (до 30 г. до н.э.), когда Римом руководил Сенат, и Империя, которая прекратила свое существование в 476 году. В ранней Республике налоги были невысокими. Самая большая расходная статья – это армия, которая финансировалась богатыми гражданами, владельцами собственности. Они должны были служить год в армии без оплаты. Дух добровольной работы пронизывал все структуры государства. Даже судьи работали бесплатно. Косвенные налоги на торговые операции давали большую часть необходимых доходов Республики. Первыми налогами были пошлины на экспорт и импорт. Поскольку большая часть торговли шла через порты, налог назывался portoria. При завоевании новых колоний римляне сохраняли старую налоговую систему. В Испании импортная таможенная пошлина составляла 2 %, на Сицилии, в Африке и Албании – 5 %. Отметим, что рабы и дань были результатами военных действий. С продажи каждого раба взимался 2-процентный налог с продаж. При освобождении раба надо было уплатить 5 % от его стоимости, но при этом с рабов платили меньший подушный налог, чем с других. Ведение военных действий стоило денег, поэтому правители республики решили ввести военный налог – tributum. Данный налог представлял собой дань, которую собирали с разных товаров. Базой для военного налога были активы, которые оценивались каждые 5 лет во время переписи. За недекларирование доходов можно было попасть в рабство. Это решение принимал переписчик. Военный налог Рима был похож на греческий eisphora.
Товары роскоши – драгоценности, дорогая одежда женщин, дорогие повозки – оценивались в 10 раз выше, чем их рыночная цена. Другие предметы могли быть оценены на сумму, которая в 2-4 раза выше реальной, поэтому ставка 1 % обманчива. Римляне по-своему оценивали базу для этого одного процента. В дополнение к этому богатые граждане были обязаны выдавать кредиты на содержание армии. В системе сбора данного налога был
предусмотрен механизм возврата. Он запускался, если во время военных действий были завоеваны трофеи.
Чтобы понять как эволюционировало современное налоговое законодательство на сегодняшний день, мы обратимся к налоговой системе в период 1917-1991 гг. в России.
После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918 года был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество. Однако построение финансовой системы Советской республики основывалось на словах В.И. Ленина, сказанных им в 1919 году: «В области финансов РКП будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому представляется возможность. В эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства».
Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В.И. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям, − «О замене продразверстки продовольственным налогом». В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства. Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда ее черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию − по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дестимулирующие налоги. В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений − действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны. Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение. В 1930−1932 г.г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах −налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. Существование налогов в этой ситуации теряло свой смысл. Существующие налоги с населения не имели большого значения в бюджете государства. Однако в связи с началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 году) Кроме того, 21 ноября 1941 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи
многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н.С. Хрущева «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству», содействует росту населения страны. Этот налог не имел аналогов в истории и помимо СССР был установлен также в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления − хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д. Достаточно сказать, что в 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41 % в составе всей доходной части бюджета. Смена высшего руководства страны и проведение тех или иных политических кампаний непосредственно отражалась на советских налогах. Программа Н.С. Хрущева по «активному строительству коммунизма» привела к отмене в мае 1960 года налога с заработной платы рабочих и служащих. В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. К началу реформ середины 80-х годов более чем 90 % Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8 % всех поступлений бюджета. Эпоха перестройки и постепенного переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.14 июля 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» − первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот Закон действует до сих пор. В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Президентом СССР М.С. Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения – Верховный Совет РСФСР принимает Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и
направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.
Августовские события 1991 года ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому российскому государству срочно было необходимо создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.
Используя информационный материал по состоянию на сегодняшний день, налоговая система России выполняет основные функции:
1.Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
2.Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
3.Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
4.Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.
Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа. Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:
Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.