Файл: Содержание Введение Сущность и структура семьи Функции семьи и их взаимосвязь Типы семьи Формы брака Жизненный цикл семьи Заключение Список используемых источников Введение.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третья стадия жизненного цикла семьи – заключение брака.
Происходит объединение под одной крышей, начинается ведение совместного хозяйства, возникает общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Нормы, выработанные в период предбрачного ухаживания сталкиваются, с реалиями семейной жизни, а также влияют модели поведения своей семьи. Поэтому, молодые люди должны заключить огромное количество соглашений о том, как жить вместе (обычно соглашения не проговариваются, и формируется «по умолчанию»):
Как распределяются функции в семье.
Кто придумывает и организует развлечения.
Кто принимает решения о том, на что тратить деньги.
Кто работает, а кто нет.
Когда заводить ребенка.
Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые открыто обсудить трудно, потому что предпочтения часто не ясны, и не проговорены. Особенно верно это в отношении сексуального поведения.
Если молодая семья живет вместе с родителями, то часто возникают конфликты между новой маленькой семьей и старой большой. Когда новый человек появляется в большой семье, происходит существенная ломка правил. Создать маленькую семью внутри большой – задача очень сложная. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, по каким правилам они будут жить вместе, но и пере договориться с родителями о том, как они будут ладить друг с другом. Новая подсистема, прежде всего, нуждается в отдельности, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Ситуация мучительна для всех. Появление ребенка может сгладить остроту конфликта на какое–то время.
Четвертая стадия – первый ребенок.
Рождение ребенка превращает брак в семью. На социальном уровне мужчина и женщина переходят в разряд родителей.
Появился третий член семьи – изменилась семейная структура – ломаются старые взаимоотношения. С одной стороны, она стала более устойчивой, а с другой – члены этой новой системы больше отдалились друг от друга. Необходим новый договор в перераспределении ролей, времени, денег и т. п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли они сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди или жена будет с ребенком, а муж будет жить как холостой?
Многие проблемы супруги начинают решать через ребенка: он становится козлом отпущения – его обвиняют во всех внутрисемейных конфликтах, и оправданием новых проблем, равно как и старых, до сих пор не решенных, например, он становится единственным оправданием брака.
Если супруги живут вместе с родителями, то могут возникнуть конфликты из–за распределения ролей. Если за ребенком ухаживает бабушка, она может образовать коалицию с ребенком против матери.
Само рождение ребенка приводит к объединению двух семей. Семьи могут ссорится как назвать ребенка, как его обучать ...
Если младенец не внес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.
ПЯТАЯ СТАДИЯ – Появление второго ребенка.
С появлением детей возникает новая, сиблинговая (сиблинги – родные братья и сестры), подсистема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супружеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть «неправильные» подсистемы – коалиции: мама с одним ребенком против папы с другим или мама с детьми с одной стороны и папа – с другой.
Границы (правила) между подсистемами семьи – важный момент в организации жизни и психического здоровья членов системы. Если границы подсистем очень жесткие (например, после того как ребенок уложен спать, к нему не подходят до утра, что бы ни случилось), могут возникать психосоматические заболевания у детей, так как только при очень сильных неприятностях (болезни с эффектными проявлениями, например кашель, нарушения дыхания при астме, боли в животе при гастритах) они могут перейти границу своей подсистемы и внедриться в родительскую – получить родительское внимание, любовь.
Зависимости семейной роли от порядка рождения ребенка. Например, старший ребенок в семье становится для следующих детей нянькой, отвечает за младших и часто лишается возможности жить собственной жизнью.
Родители сталкиваются с проблемами детской ревности и должны как–то их решать. Многое зависит от родительской реакции... Если кто–то из родителей чувствует себя недооцененным в жизни и, особенно в семье, то в детских драках, занимая позицию судьи, он может решать свою проблему недостатка значимости.
Каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию.
О том, как общаться с детьми и воспитывать их в духе сотрудничества, как поддерживать ребенка в роли школьника и не отбить желание учиться, как восстановить нарушенный контакт и понять причины «плохого» поведения, и о многих других секретах детского поведения, Вы можете узнать на «Уроках родительского мастерства».
Шестая стадия – школьные годы детей.
В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как достичь успеха, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Для некоторых семей выход ребенка в школу очень меняет образ жизни... Так как родители впервые лицом к лицу сталкиваются с тем фактом, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом.
Семья должна научиться поддерживать ребенка в его новой роли школьника.
Седьмая стадия – половое созревание и кризис середины жизни.
Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время – построить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?»
Семья на этом этапе жизненного цикла должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к отделению от семьи, к самостоятельной жизни.
Узнать, найти какие–то новые модели жизни ребенок может только за пределами семьи, среди сверстников и посторонних взрослых. Функциональная семья способна отпускать подростка в мир и принимать его обратно. Она для подростка обеспечивает надежный тыл, убежище, реанимацию.
Очень важно, чтобы в семье были такие отношения, которые позволят подростку быть откровенным с родителями, обратиться к ним за помощью.
Обычно период полового созревания у ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что в то время, когда ребенок стремится вырваться из–под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в стабильности.
Кризис середины жизни означает, что задачи, поставленные в молодости, решены: профессия выбрана и на профессиональном поприще достигнуты или не достигнуты некие результаты, семья создана, дети в значительной степени выращены, пора подводить пусть предварительные, но итоги. Делать это страшно, потому что итоги могут быть неутешительными.
Один из самых тяжелых конфликтов состоит в том, что мужчина, достигший среднего возраста и высокого социального статуса, становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена чувствует, что становится менее привлекательной для мужчин.
Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время – построить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?»
Восьмая стадия – отлучение родителей от детей.
Если дети уходят из семьи и, что еще хуже, становятся самостоятельными и успешными, то есть не нуждаются во внимании и помощи родителей, то родители сталкиваются с необходимостью общаться непосредственно друг с другом, лицом к лицу.
Проблема супругов в этот период – им нечего сказать друг другу, у них не осталось ничего общего, а отложенные проблемы всплывают на поверхность.
Способы привязывания детей многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как я, потому что у тебя жуткий характер» или еще что-нибудь в этом роде. Подтекст такой: «Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи».
Когда ребенок покидает дом и начинает создавать собственную семью, его родители должны претерпеть одно из крупных жизненных изменений – стать бабушками и дедушками. Они должны научиться этому и создать новые способы участия в жизни детей.
Если молодые прерывают контакты с родителями, то они лишают своего ребенка бабушек и дедушек и затрудняют переход своим родителям на более позднюю стадию в их жизненном цикле.
Каждое поколение зависит от всех других поколений.
Девятая стадия – пенсия и старость.
Выход на пенсию может усложнить ситуацию, так как супруги вынуждены находиться наедине друг с другом круглые сутки. Наступает усталость друг от друга, оживают прежние негативные чувства.
Еще одна из наиболее частых проблем – потеря мотива защиты, заботы. Если раньше человек жил деятельной жизнью и помогал другим, то теперь его, как ненужный предмет, за ненадобностью засунули на полку.
Кризисная точка, когда один из стариков умирает, а расширенная семья сталкивается с необходимостью ухода за старым человеком.
Отношения молодых к своим престарелым родителям становится моделью поведения, которую переймут уже их дети, и так жизненный цикл семьи продолжается дальше.
Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Список использованных источников
1 Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. 5-е изд. – М.: ИТК Дашков и К. – Ростов н/Д: Наука Спектр,2011. – 384 с.
2 Волков Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, М. А. Гулиев, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 632 с.
3 Гидденс Э. Социология/ Э. Гидденс. Пер. с англ. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Едиториал УРСС. 2005. – 632 с.
4 Капитонов Э. А. Социология XX века: история и технологии / Э. А. Капитонов. – Ростов н/Д. 1996. – 512 с.
5 Общая социология: учебное пособие / Под ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 654 с.
Происходит объединение под одной крышей, начинается ведение совместного хозяйства, возникает общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Нормы, выработанные в период предбрачного ухаживания сталкиваются, с реалиями семейной жизни, а также влияют модели поведения своей семьи. Поэтому, молодые люди должны заключить огромное количество соглашений о том, как жить вместе (обычно соглашения не проговариваются, и формируется «по умолчанию»):
Как распределяются функции в семье.
Кто придумывает и организует развлечения.
Кто принимает решения о том, на что тратить деньги.
Кто работает, а кто нет.
Когда заводить ребенка.
Некоторые вопросы легко обсудить и договориться, а некоторые открыто обсудить трудно, потому что предпочтения часто не ясны, и не проговорены. Особенно верно это в отношении сексуального поведения.
Если молодая семья живет вместе с родителями, то часто возникают конфликты между новой маленькой семьей и старой большой. Когда новый человек появляется в большой семье, происходит существенная ломка правил. Создать маленькую семью внутри большой – задача очень сложная. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, по каким правилам они будут жить вместе, но и пере договориться с родителями о том, как они будут ладить друг с другом. Новая подсистема, прежде всего, нуждается в отдельности, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Ситуация мучительна для всех. Появление ребенка может сгладить остроту конфликта на какое–то время.
Четвертая стадия – первый ребенок.
Рождение ребенка превращает брак в семью. На социальном уровне мужчина и женщина переходят в разряд родителей.
Появился третий член семьи – изменилась семейная структура – ломаются старые взаимоотношения. С одной стороны, она стала более устойчивой, а с другой – члены этой новой системы больше отдалились друг от друга. Необходим новый договор в перераспределении ролей, времени, денег и т. п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли они сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди или жена будет с ребенком, а муж будет жить как холостой?
Многие проблемы супруги начинают решать через ребенка: он становится козлом отпущения – его обвиняют во всех внутрисемейных конфликтах, и оправданием новых проблем, равно как и старых, до сих пор не решенных, например, он становится единственным оправданием брака.
Если супруги живут вместе с родителями, то могут возникнуть конфликты из–за распределения ролей. Если за ребенком ухаживает бабушка, она может образовать коалицию с ребенком против матери.
Само рождение ребенка приводит к объединению двух семей. Семьи могут ссорится как назвать ребенка, как его обучать ...
Если младенец не внес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.
ПЯТАЯ СТАДИЯ – Появление второго ребенка.
С появлением детей возникает новая, сиблинговая (сиблинги – родные братья и сестры), подсистема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супружеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть «неправильные» подсистемы – коалиции: мама с одним ребенком против папы с другим или мама с детьми с одной стороны и папа – с другой.
Границы (правила) между подсистемами семьи – важный момент в организации жизни и психического здоровья членов системы. Если границы подсистем очень жесткие (например, после того как ребенок уложен спать, к нему не подходят до утра, что бы ни случилось), могут возникать психосоматические заболевания у детей, так как только при очень сильных неприятностях (болезни с эффектными проявлениями, например кашель, нарушения дыхания при астме, боли в животе при гастритах) они могут перейти границу своей подсистемы и внедриться в родительскую – получить родительское внимание, любовь.
Зависимости семейной роли от порядка рождения ребенка. Например, старший ребенок в семье становится для следующих детей нянькой, отвечает за младших и часто лишается возможности жить собственной жизнью.
Родители сталкиваются с проблемами детской ревности и должны как–то их решать. Многое зависит от родительской реакции... Если кто–то из родителей чувствует себя недооцененным в жизни и, особенно в семье, то в детских драках, занимая позицию судьи, он может решать свою проблему недостатка значимости.
Каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию.
О том, как общаться с детьми и воспитывать их в духе сотрудничества, как поддерживать ребенка в роли школьника и не отбить желание учиться, как восстановить нарушенный контакт и понять причины «плохого» поведения, и о многих других секретах детского поведения, Вы можете узнать на «Уроках родительского мастерства».
Шестая стадия – школьные годы детей.
В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как достичь успеха, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Для некоторых семей выход ребенка в школу очень меняет образ жизни... Так как родители впервые лицом к лицу сталкиваются с тем фактом, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом.
Семья должна научиться поддерживать ребенка в его новой роли школьника.
Седьмая стадия – половое созревание и кризис середины жизни.
Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время – построить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?»
Семья на этом этапе жизненного цикла должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к отделению от семьи, к самостоятельной жизни.
Узнать, найти какие–то новые модели жизни ребенок может только за пределами семьи, среди сверстников и посторонних взрослых. Функциональная семья способна отпускать подростка в мир и принимать его обратно. Она для подростка обеспечивает надежный тыл, убежище, реанимацию.
Очень важно, чтобы в семье были такие отношения, которые позволят подростку быть откровенным с родителями, обратиться к ним за помощью.
Обычно период полового созревания у ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что в то время, когда ребенок стремится вырваться из–под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в стабильности.
Кризис середины жизни означает, что задачи, поставленные в молодости, решены: профессия выбрана и на профессиональном поприще достигнуты или не достигнуты некие результаты, семья создана, дети в значительной степени выращены, пора подводить пусть предварительные, но итоги. Делать это страшно, потому что итоги могут быть неутешительными.
Один из самых тяжелых конфликтов состоит в том, что мужчина, достигший среднего возраста и высокого социального статуса, становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена чувствует, что становится менее привлекательной для мужчин.
Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с половым созреванием у детей. Она начинается с переходного возраста первого ребенка. Ведущая потребность ребенка в это время – построить свою идентичность, ответить на вопрос «Кто я и куда иду?»
Восьмая стадия – отлучение родителей от детей.
Если дети уходят из семьи и, что еще хуже, становятся самостоятельными и успешными, то есть не нуждаются во внимании и помощи родителей, то родители сталкиваются с необходимостью общаться непосредственно друг с другом, лицом к лицу.
Проблема супругов в этот период – им нечего сказать друг другу, у них не осталось ничего общего, а отложенные проблемы всплывают на поверхность.
Способы привязывания детей многочисленны. Всегда можно сказать: «Ты никому не нужна, кроме меня, никто тебя любить не будет так, как я, потому что у тебя жуткий характер» или еще что-нибудь в этом роде. Подтекст такой: «Ты не сможешь выжить вдали от своей семьи».
Когда ребенок покидает дом и начинает создавать собственную семью, его родители должны претерпеть одно из крупных жизненных изменений – стать бабушками и дедушками. Они должны научиться этому и создать новые способы участия в жизни детей.
Если молодые прерывают контакты с родителями, то они лишают своего ребенка бабушек и дедушек и затрудняют переход своим родителям на более позднюю стадию в их жизненном цикле.
Каждое поколение зависит от всех других поколений.
Девятая стадия – пенсия и старость.
Выход на пенсию может усложнить ситуацию, так как супруги вынуждены находиться наедине друг с другом круглые сутки. Наступает усталость друг от друга, оживают прежние негативные чувства.
Еще одна из наиболее частых проблем – потеря мотива защиты, заботы. Если раньше человек жил деятельной жизнью и помогал другим, то теперь его, как ненужный предмет, за ненадобностью засунули на полку.
Кризисная точка, когда один из стариков умирает, а расширенная семья сталкивается с необходимостью ухода за старым человеком.
Отношения молодых к своим престарелым родителям становится моделью поведения, которую переймут уже их дети, и так жизненный цикл семьи продолжается дальше.
Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является – уважение другого.
Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Список использованных источников
1 Волков Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. 5-е изд. – М.: ИТК Дашков и К. – Ростов н/Д: Наука Спектр,2011. – 384 с.
2 Волков Ю. Г. Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, М. А. Гулиев, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 632 с.
3 Гидденс Э. Социология/ Э. Гидденс. Пер. с англ. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Едиториал УРСС. 2005. – 632 с.
4 Капитонов Э. А. Социология XX века: история и технологии / Э. А. Капитонов. – Ростов н/Д. 1996. – 512 с.
5 Общая социология: учебное пособие / Под ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 654 с.