Файл: Курсовая работа содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часто в рассказе младшие школьники могут наблюдать описание картин окружающей действительности, природы, мира животных и птиц, внешности людей (их портрет), интерьера или обстановки.

Нередко встречаются только описательные рассказы. В них говорится о признаках, свойствах предмета, явления, ко­торые можно увидеть одновременно все сразу или последо­вательно. В рассказе авторская точка зрения обычно не выражается прямо, открыто, а раскрывается через мнение персонажей, ко­торым автор доверяет.


    1. Методика работы над анализом рассказа в начальной школе


В практике работы над анализом рассказов в начальной школе есть существенные различия в той области, к какому типу рассказа принадлежит выбранный текст: повествовательному и описательному. Исходя из этого следует подробно рассмотреть алгоритм анализа повествовательного и описательного рассказов.

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Галина Михайловна Первова выпустила монографию «Педагогика чтения», в которой обобщен ее многолетний опыт разработки вопросов детского и профессионального чтения. В монографии два раздела: раздел «Теория и практика читательской деятельности» раскрывает исторические, философские, организационные, дидактические и методические проблемы процесса чтения; раздел «Читаем и перечитываем классиков художественной литературы» представляет литературоведческий и методический образец анализа творчества отечественных писателей. Монография является логическим продолжением цикла работ известного методиста детского чтения: Первова Г.М. Комплексный анализ текста: Учеб. пос. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. 151 с.; Первова Г.М. Педагогическая практика студентов по предметам филологического цикла в начальной школе (литературное чтение): Учеб. пос. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012. 104 с. Всего публикаций по проблемам чтения у Г.М. Первовой около двухсот, только в журнале «Начальная школа» их более сорока, они активно цитируются в рецензируемой книге. На наш взгляд, самыми благодарными читателями монографии станут педагоги начального образования, ибо часто и автор текста подчеркивает роль учителя в становлении читателя ребенка. Г.М. Первова строит рассуждения в расчете на точную организацию читательской деятельности в начальной школе. При этом она опирается на законы и закономерности, принципы и подходы, открытые до нее или в процессе совместного труда научной школой профессора Н.Н. Светловской, но, несомненно, выстраивает и собственную программу обучения чтению, оригинальную систему формирования и развития читателя в течение активной жизнедеятельности. Прежде всего, необходимо выделить законы и принципы составления репертуара чтения, которому посвящено большинство работ профессора Г.М. Первовой. Ею открыты и сформулированы три закона формирования программного круга детского чтения: — закон возрастных ограничений; — закон возрастных соответствий; — закон возрастной перспективы, на которые ориентируется педагог при выборе детских книг в условиях дошкольного и начального образования.


Профессор Г.М. Первова раскрыла сущность принципов формирования современных учебных хрестоматий для начального чтения: тематический, монографический, литературоведческий, связи с природным и историческим календарем, актуализации проблем, соответствующих детским потребностям и интересам, и др. В монографии убедительно показана возможность достигать в процессе начального обучения предэстетического уровня восприятия художественной литературы детьми. Причем к высокому показателю восприятия ученый идет через коммуникацию, через чтение-общение, через познавательно-речевую и игровую деятельность обучающихся, т.е., опираясь на то, что уже создано в методической науке как опора для развития читательских способностей школьников. Г.М. Первова убеждена, что первой ступенью формирования читателя является дошкольное образование, и если в детском саду правильно начать ознакомление с литературой и устным народным творчеством, то начальная школа (как вторая ступень литературного образования) успешно формирует тип правильной самостоятельной читательской деятельности. Однако Г.М. Первова проецирует и подростковое, и юношеское чтение, приводит примеры разных взрослых типов читателей, выделяя необходимость формировать в педагогических колледжах и вузах профессиональное чтение книг и произведений, которые будущие педагоги будут изучать с детьми. Настоящим открытием, изобретением ученого, которое следует запатентовать, является форма технологической подготовки учителя к обучению литературному чтению в начальной школе. Это знаменитая технология трех «У», которая широко известна студентам и учителям начального образования. Технология эта применяется педагогом при подготовке к уроку: это уровневое чтение текста глазами ученого (литературоведа), учителя (методиста) и ученика (младшего школьника). Ученый исследует компоненты содержания и формы текста, учитель выбирает виды и приемы работы с учетом специфики текста, а затем идет планирование сценария урока, которое на первый план выдвигает предполагаемое читательское восприятие текста детьми, организацию читательской деятельности учащихся на уроке. Трехуровневое чтение произведения — это сложное интеллектуальное умение педагога ориентироваться в особенностях текста и книги, следовательно, он хорошо должен знать предмет изучения, чему большое внимание уделяет Г.М. Первова как преподаватель кафедры, выпускающей новые поколения учителей начальных классов и дошкольного образования. Бывшие ученики профессора Первовой любят уроки литературного чтения, умеют их качественно проводить, защищают кандидатские диссертации, связанные с разработкой современных технологий обучения детей литературе и творчеству. Особенно важным здесь является развивающееся у учителя умение мотивировать детей к чтению, умение сделать процесс чтения привлекательным. Неподдельный интерес вызывает у читателя вторая часть монографии. Она посвящена творчеству поэтов и прозаиков ХIХ и ХХ вв.: Пушкина, Толстого, Чехова, Маяковского, Есенина, Хармса, Маршака, Паустовского. Обращает на себя внимание тот факт, что Г.М. Первова расширяет диапазон программного школьного круга знакомых авторов, выделяет актуальные темы, аспекты детского чтения, уделяет внимание разнообразию жанров, злободневной тематике, стилистике языка художественной литературы, так как эти стороны искусства слова определяют интересы читателей детей, доступность избранных для изучения текстов. Как умеет подчеркнуть Галина Михайловна Первова те биографические подробности и текстовые особенности, за которые можно полюбить писателя! Названных исследователем авторов действительно хочется изучать. Творчество мастеров поэзии и прозы — Маршака и Паустовского, главы о которых завершают монографию, дает представление о том, что такое классическая детская литература: это произведения глубокого содержательного достоинства, высокого языкового мастерства и оригинальной формы. Данным критериям отвечает и монография Г.М. Первовой.



В 1965 г. сотрудником Научно-исследовательского института общего и политехнического образования Академии педагогических наук СССР Наталией Николаевной Светловской было предпринято исследование проблемы становления личности младшего школьника средствами чтения. Статья в журнале «Начальная школа» № 7 за 1965 г. «О некоторых нерешенных проблемах внеклассного чтения» положила начало новому направлению в педагогике — созданию науки о формировании читателя в начальных классах. Первоначально исследование объясняло, что такое любовь и нелюбовь к чтению, какие проблемы стоят перед организаторами внеклассного чтения в школе и как их решать. В результате сложилась теория формирования читательской самостоятельности (ТФЧС) и типа правильной читательской деятельности у младших школьников. Наталия Николаевна моделирует процесс читательской деятельности, выделив в нем следующие компоненты: цель или мотив чтения; знание книг; умение воспринять содержание читаемого «на предельно возможном уровне».

Выводы Н.Н. Светловской: любит читать тот, кто видит за книгой собеседника, кто знает, какой из собеседников и когда ему нужен, как его найти и как получить от него мудрый совет, задали направления науке о читателе — изучать целевые установки и мотивацию детского чтения, многообразие мира детских книг, способы ориентации в них, методы и приемы их постижения. Социально-экономические условия, в которых осуществлялось образование в Советском Союзе, способствовали тому, что материалы научных разработок Н.Н. Светловской были внедрены в школьную практику в виде уроков внеклассного чтения. Впервые в мире на урок в начальную школу пришла специально изданная для детей, лучшая по содержанию и продуманная по форме детская книга, обеспечивающая встречу читательской потребности с предметом деятельности. Качество и оформление детских книг стали предметом критического изучения специалистов. Пристальное внимание к кругу детского чтения способствовало также совершенствованию содержания программных хрестоматий для классного чтения. Анализ художественной и научно-познавательной детской литературы в тематическом и жанровом аспектах предприняли исследователи идей Н.Н. Светловской: Н.М. Дружинина, О.В. Джежелей, П.И. Леонова, Г.М. Первова, Н.С. Бибко, Л.С. Сильченкова и другие педагоги (70–80-е годы). Увлекшись идеей отбора лучших произведений и книг, О.В. Кубасова стала разрабатывать систему новых вариативных учебных хрестоматий для младших школьников, включенную впоследствии в учебно-методический комплект «Гармония». Проверялись общий объем учебного литературного материала по классам, этапность в обучении, методические подходы к интерпретации текстов и книг, значимость определенного уровня читательской подготовки ребенка, возможность эффективной замены одних источников чтения на другие — адекватные или новые, воспитательная роль чтения и речи и т.д. Конкретизация названных вопросов легла в основу методических исследований В.П. Сыромицкой, Л.А. Павловой, Н.П. Мартинович, А.Н. Хлысталовой, Т.С. Пиче-оол, Е.В. Дьячковой, Е.А. Швайкиной, Н.В. Душкиной, С.Н. Вачковой, Н.К. Иванкиной и др. Для реализации инновационной системы внеклассного чтения в начальной школе нужно было внести изменения в подготовку профессиональных педагогических кадров. В высшей школе в дополнение к курсу детской литературы были включены предметы «история отечественной литературы», «теория литературы и практика читательской деятельности», стали разрабатываться специальные курсы. Подготовкой учителей к реализации ТФЧС вплотную занимались Л.И. Козлова, О.В. Сосновская и другие исследователи. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов и обучения на начальных ступенях общего образования (дошкольного и школьного) были обобщены в исследовании Г.М. Первовой (1999). XX в. заканчивался достаточно разноплановыми педагогическими экспериментами по внедрению альтернативных систем обучения: авторы одних программ за основу брали взаимосвязь классного и внеклассного чтения, других — настаивали на внедрении литературного чтения в качестве наиболее преемственной связующей линии в системе начальной и средней школы. Как одну из знаковых работ XXI в. отметим исследование Н.Е. Колгановой о формировании читательской компетентности младших школьников на материале классного и внеклассного чтения, разработку уроков читательской самостоятельности как уроков нового типа. В настоящее время ТФЧС изучают все бакалавры и магистры профиля «Начальное образование». Курсовые и выпускные квалификационные работы студентов и аспирантов посвящены филологической подготовке педагогов и младших школьников, методике обучения чтению литературных произведений разных жанров, уровням восприятия художественной литературы, выразительной речи учителя и выразительному чтению учащихся, дидактическим материалам, способствующим формированию читателя, использованию специальных учебных
материалов на каждом из этапов обучения, конвергенции традиционных и современных методов читательской подготовки учащихся на разных ступенях образования и в разных типах учебных заведений. Научная школа Н.Н. Светловской давно имеет статус всероссийской, однако нельзя не отметить и ее международный уровень. Масштабная проверка результатов внедрения ТФЧС не обнаруживает отрицательных отзывов ни в Российской Федерации, ни в сопредельных государствах. Формирование личности младшего школьника средствами чтения-общения, творческого чтения, чтения-рассматривания детских книг проходит доказательно успешно уже в течение полувека. Издан словарь-справочник для специалистов начального обучения «Наука становления личности средствами чтения-лбщения» (М.: Экон-Информ, 2011), подготовленный Н.Н. Светловской и ее главной сподвижницей и помощницей Т.С. Пиче-оол. Коллеги ученого, сотрудники кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Московского городского педагогического университета Т.И. Зиновьева, С.Н. Вачкова и Т.С. Пиче-оол способствовали изданию монографического очерка Н.Н. Светловской «XXI век. Итоги и перспективы исследования проблемы формирования ребенка читателя в России» (М.: Экон-Информ, 2014), который обращен в основном к молодым людям, призванным продолжать развитие идей ТФЧС.

Методическая научная школа, возглавляемая Наталией Николаевной Светловской, решает одну из особо важных задач педагогики: с помощью книги вырастить достойных граждан России, духовно, нравственно и эстетически воспитанных, умеющих сопереживать всему позитивному, отвергать зло и бороться с ним. Если сложить вместе более 500 научно-методических работ главы научной школы, несколько тысяч книг и статей членов научной школы, станет ясно, что решение выдвинутой задачи приносит несомненную педагогическую пользу государству и лично каждому, кто соприкоснулся с благородством теоретических знаний, воплощенных в жизнь.

Алгоритм изучения рассказа повествовательного типа:

  1. Чтение рассказа, предварительное знакомство с содержанием произведения.

  2. Характеристика повествователя, рассказчика. Присутствует ли повествователь или он отсутствует.

  3. Характеристика образа главного героя, определение причины сложившейся ситуации.

  4. Выяснение чувств, состояния главного героя, выделение в тексте слов, описывающих это состояние.

  5. Определение характерных черт главного героя на основании его поведения, переживаний, поступков.

  6. Словесное описание (по воображению учащихся) главного героя.

  7. Выяснение авторской позиции по отношению к поступку главного героя, личное отношение автора к главному герою через высказывания и авторские оценочные суждения.

  8. Определение основной мысли рассказа.

  9. Определить с ребятами, чему учит рассказ.


Алгоритм анализа рассказа описательного типа:

  1. Внимательное чтение рассказа.

  2. Выявление картин описания природы (пейзажа), животного, портрета главного героя, интерьера, предмета.

  3. Выразительное зачитывание отрывков рассказа, в которых представлены картины описания природы (пейзажа), животного, портрета главного героя, интерьера, предмета.

  4. Устное словесное рисование. Пересказ описательных картин школьниками.

  5. Выявление в тексте произведения слов с общим оценочным значением.

  6. Определение авторского отношения к той или иной описываемой картине.

  7. Определение личного отношения учащихся к той или иной описываемой картине13.

Для более эффективной работы над рассказом в условиях начальной школы на уроках литературного чтения необходимо придерживаться следующих принципов работы:

  1. Составление плана рассказа посредством деления его на части.

  2. Выразительное чтение рассказа младшими школьниками.

Рассмотрим каждый из этих принципов более подробно.

  1. Составление плана рассказа посредством деления его на части.

План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание рассказа. Работа над планом состоит из двух этапов: деление произведения на части и озаглавливание частей.

Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определяет его основную мысль, смысловые связи между частями произведения. Работа над планом произведения способствует развитию логических способностей мышления и воображения младших школьников.

Деление на части – первый этап упражнения, наиболее трудный для учащихся. Эта работа совмещается с выделением основной мысли отрывка, которое уже есть логическое упражнение, а именно – составление суждения.

Составленный детьми план служит опорой при пересказе произведения. Не каждое произведение годится для составления плана.

Уже в I классе возможно составление плана на основе выявления последовательности событий, т.е. простейшей логической связи. При этом полезна постановка вопросов к каждой части рассказа, запись которых с последующим анализом текста помогает выделить главную мысль произведения. Отчасти во 2-м – 3-м классах учащиеся уже могут самостоятельно разбить текст небольшого рассказа на смысловые части и озаглавить их