Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14.
Выразительное чтение – это основное требование, которое предъявляется к младшим школьникам на уроках литературного чтения в начальной школе.
Выразительным называется громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, которые были вложены автором в данное произведение. Основным условием выразительного чтения является проникновение читающего в идейное и образное содержание произведения – так называемое вдумчивое чтение.
Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований:
1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся I – II классов.
2. Паузы логические и психологические. Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения.
3. Смысловое ударение и интенсивность речи.
4. Темп и ритм чтения. Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность.
5. Интонация15.
Необходимо систематическая работа для образования навыка выразительного чтения. Она слагается из следующих упражнений:
1. Работа над дыханием и дикцией.
3. Образец чтения. Учителю нужно обсуждать иногда свое чтение с учащимися, чтобы избежать слепого подражания.
4. Упражнение в громком чтении под контролем учителя и класса.
5. Подготовительная работа к выразительному чтению.
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования
Одним из важнейших показателей эффективной работы на уроках литературного чтения в младших классах является техника чтения школьника. Данный вид работы считается обязательным в пределах начальной школы и проводится 2 раза в год (1-е полугодие и 2-е полугодие) с 1-го по 4-ый класс.
Техника чтения, проводимая во 2-м классе, помогает проверить:
В связи с этим аспектом нами была проведена диагностика учащихся 2-го класса СОШ №45, целью которой было определить результаты техники чтения в 1 полугодии.
Текст, представленный ребятам для чтения – «Лето» И. Соколов-Микитов (59 слов):
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.
Данный текст соответствует требованиям для текстов, предназначенных на выявление результатов техники чтения: во-первых, в нем все слова знакомы второкласснику; во-вторых, в тексте нет сложных слов, которые вызовут у ребят затруднение в прочтении или произношении; в-третьих, текст лишен каких бы то ни было иллюстраций
, картинок и графических схем во избежание отвлекания школьника от чтения.
Представим таблицу основных показателей по технике чтения с учетом стандарта ФГОС НОО:
Приведем основные результаты проведенной работы по выявлению уровня техники чтения.
В исследуемом классе всего 23 человека, 14 из них девочки и 9 – мальчики. В классе нет неуспевающих – это достаточно сильный класс, многие ученики участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах так, что занимают призовые места.
Прекрасно владеют техникой чтения 5 учеников: 3 девочки и 2 мальчика. Чтение их выразительное, степенное и правильное.
Так, к примеру, Амбросимова Татьяна, за 1 минуту прочитала весь представленный текст (59 слов) при этом не допустив не одной ошибки, не запинаясь и не торопясь. После прочитанного текста школьница смогла передать своими словами основную мысль рассказа.
Ковальчук Ольга за 1 минуту прочитала 57 слов. Чтение ее отличалось выразительностью и грамотностью прочтения отдельных слов, которые для других ребят вызвали затруднения.
Евпалова Марина прочитала также 57 слов, не совершив при чтении ни одной ошибки. Манера чтения девочки отличается степенностью и выразительностью. Марина соблюдает интонацию и выжидает паузы, оформленные знаками препинания.
Дальнов Виталий в пределах одной минуты выразительно прочитал 56 слов. Техника чтения ученика отличается неторопливостью и прекрасной способностью соблюдать интонацию и темп чтения. Все слова были правильно прочитаны и проговорены мальчиком.
Феденькин Михаил прочитал за 1 минуту 56 слов. Чтение мальчика также отличалось выразительностью и неторопливостью. Ошибок не наблюдалось.
Каждый из этих ребят получил твердую «5».
16 учеников владеют «хорошей» техникой чтения – их деятельность оценена на «4». Чтение этих ребят отличается выразительностью и в ряде случаев неторопливостью. Общее число слов, прочитанное ребятами на оценку «4» колеблется от 42 до 55. Среди них наблюдались учащиеся, которые торопились под конец быстрее «дочитать» текст (Головин Дмитрий, Усольцева Мария, Потенин Даниил), а некоторые ребята совершили несколько ошибок при чтении слов текста, что привело к потере времени для прочтения всего рассказа.
Слабая техника чтения наблюдается у 2-х ребят, их результаты сводятся к минимальным, по которым можно поставить оценку «3» - это 25 и 26 слов соответственно.
Так, Прогова Лариса за 1 минуту прочитала 25 слов, что соответствует оценке «3». Лариса в 8-ми случаях прочитала слова текста с ошибками в результате чего потеряла много времени для прочтения оставшейся части текста.
В ходе чтения с ошибками в произношении слов, Лариса читала невыразительно и под конец минуты начала сильно торопиться, что привело к еще более ошибочному и неправильному прочтению слов.
Боязников Роман в течение одной минуты прочитал 26 слов. Мальчик читал медленно, невыразительно, потому что «вычитывал» слова по слогам.
Ребята, которые получили удовлетворительные оценки были расстроены и подавлены, однако учитель приободрил их тем, что они будут дополнительно заниматься чтением, чтобы повысить свои показатели во 2-м полугодии учебного года.
После проведенной техники чтения и диагностики показателей чтения, нами была проведена познавательная беседа с учащимися 2-го класса на тему «Я в мире книг».
Целью беседы было узнать литературные пристрастия второклассников и то, какие книги они уже прочитали, читают на данный момент и то, что хотят прочитать в ближайшее время.
Так, 60% учеников класса заинтересованы в прочтении сказок, что по праву соответствует возрастным особенностям школьников.
Наиболее популярны среди учеников следующие сказки: Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»; сказки Братьев Гримм «Золотой гусь» (назвали 1 сказку); Г.Х. Андерсон «Дюймовочка» (назвали девочки); «Городок в табакерке» (назвали без автора, затруднялись вспомнить автора – В. Одоевский).
На вопрос, какие рассказы Вам понравилось читать больше всего, ребята начали перечислять следующие: «Лисичкин хлеб», «Филиппок», «Гуси-лебеди», «Морозко».
Из беседы с учащимися стало ясно, что многие хотят прочитать «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Аленький цветочек».
Учащихся, которые не были заинтересованы в беседе, не наблюдалось – все ребята были активны и заинтересованы темой беседы.
В результате проведенной беседы можно сделать вывод, что ребята больше знакомы со сказками иностранных авторов, нежели с русскими народными, а это заставляет задуматься о том, что необходимо уделить больше часов на изучение народного фольклора в начальной школе.
Тема: Работа над рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята»
Цель: знакомство с творчеством М.М. Пришвина, формирование умений работать над рассказом «Ребята и утята».
-
Выразительное чтение рассказа младшими школьниками.
Выразительное чтение – это основное требование, которое предъявляется к младшим школьникам на уроках литературного чтения в начальной школе.
Выразительным называется громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, которые были вложены автором в данное произведение. Основным условием выразительного чтения является проникновение читающего в идейное и образное содержание произведения – так называемое вдумчивое чтение.
Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований:
1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся I – II классов.
2. Паузы логические и психологические. Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения.
3. Смысловое ударение и интенсивность речи.
4. Темп и ритм чтения. Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность.
5. Интонация15.
Необходимо систематическая работа для образования навыка выразительного чтения. Она слагается из следующих упражнений:
1. Работа над дыханием и дикцией.
3. Образец чтения. Учителю нужно обсуждать иногда свое чтение с учащимися, чтобы избежать слепого подражания.
4. Упражнение в громком чтении под контролем учителя и класса.
5. Подготовительная работа к выразительному чтению.
Глава 2. Практический экскурс в проблему исследования
-
Выявление уровня сформированности ЗУН (знаний, умений и навыков) второклассников на уроках литературного чтения
Одним из важнейших показателей эффективной работы на уроках литературного чтения в младших классах является техника чтения школьника. Данный вид работы считается обязательным в пределах начальной школы и проводится 2 раза в год (1-е полугодие и 2-е полугодие) с 1-го по 4-ый класс.
Техника чтения, проводимая во 2-м классе, помогает проверить:
-
Уровень сформированности умения читать слова целиком, не разбивая их на слоги, а также умения читать словосочетаниями. -
Осознает ли младший школьник смысл прочитанного текста. -
Умеет ли младший школьник читать выразительно, выдерживать паузы, которые отмечены посредством знаков препинания. -
Умеет ли школьник читать с интонацией, передавать голосом вопросительные и восклицательные предложения.
В связи с этим аспектом нами была проведена диагностика учащихся 2-го класса СОШ №45, целью которой было определить результаты техники чтения в 1 полугодии.
Текст, представленный ребятам для чтения – «Лето» И. Соколов-Микитов (59 слов):
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.
Данный текст соответствует требованиям для текстов, предназначенных на выявление результатов техники чтения: во-первых, в нем все слова знакомы второкласснику; во-вторых, в тексте нет сложных слов, которые вызовут у ребят затруднение в прочтении или произношении; в-третьих, текст лишен каких бы то ни было иллюстраций
, картинок и графических схем во избежание отвлекания школьника от чтения.
Представим таблицу основных показателей по технике чтения с учетом стандарта ФГОС НОО:
Оценка | 1-е полугодие | 2-е полугодие |
«5» (отлично) | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» (хорошо) | От 40 до 55 слов | От 55 до 70 слов |
«3» (удовлетворительно) | От 25 до 39 слов | От 40 до 54 слов |
«2» (неудовлетворительно) | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Приведем основные результаты проведенной работы по выявлению уровня техники чтения.
В исследуемом классе всего 23 человека, 14 из них девочки и 9 – мальчики. В классе нет неуспевающих – это достаточно сильный класс, многие ученики участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах так, что занимают призовые места.
Прекрасно владеют техникой чтения 5 учеников: 3 девочки и 2 мальчика. Чтение их выразительное, степенное и правильное.
Так, к примеру, Амбросимова Татьяна, за 1 минуту прочитала весь представленный текст (59 слов) при этом не допустив не одной ошибки, не запинаясь и не торопясь. После прочитанного текста школьница смогла передать своими словами основную мысль рассказа.
Ковальчук Ольга за 1 минуту прочитала 57 слов. Чтение ее отличалось выразительностью и грамотностью прочтения отдельных слов, которые для других ребят вызвали затруднения.
Евпалова Марина прочитала также 57 слов, не совершив при чтении ни одной ошибки. Манера чтения девочки отличается степенностью и выразительностью. Марина соблюдает интонацию и выжидает паузы, оформленные знаками препинания.
Дальнов Виталий в пределах одной минуты выразительно прочитал 56 слов. Техника чтения ученика отличается неторопливостью и прекрасной способностью соблюдать интонацию и темп чтения. Все слова были правильно прочитаны и проговорены мальчиком.
Феденькин Михаил прочитал за 1 минуту 56 слов. Чтение мальчика также отличалось выразительностью и неторопливостью. Ошибок не наблюдалось.
Каждый из этих ребят получил твердую «5».
16 учеников владеют «хорошей» техникой чтения – их деятельность оценена на «4». Чтение этих ребят отличается выразительностью и в ряде случаев неторопливостью. Общее число слов, прочитанное ребятами на оценку «4» колеблется от 42 до 55. Среди них наблюдались учащиеся, которые торопились под конец быстрее «дочитать» текст (Головин Дмитрий, Усольцева Мария, Потенин Даниил), а некоторые ребята совершили несколько ошибок при чтении слов текста, что привело к потере времени для прочтения всего рассказа.
Слабая техника чтения наблюдается у 2-х ребят, их результаты сводятся к минимальным, по которым можно поставить оценку «3» - это 25 и 26 слов соответственно.
Так, Прогова Лариса за 1 минуту прочитала 25 слов, что соответствует оценке «3». Лариса в 8-ми случаях прочитала слова текста с ошибками в результате чего потеряла много времени для прочтения оставшейся части текста.
В ходе чтения с ошибками в произношении слов, Лариса читала невыразительно и под конец минуты начала сильно торопиться, что привело к еще более ошибочному и неправильному прочтению слов.
Боязников Роман в течение одной минуты прочитал 26 слов. Мальчик читал медленно, невыразительно, потому что «вычитывал» слова по слогам.
Ребята, которые получили удовлетворительные оценки были расстроены и подавлены, однако учитель приободрил их тем, что они будут дополнительно заниматься чтением, чтобы повысить свои показатели во 2-м полугодии учебного года.
После проведенной техники чтения и диагностики показателей чтения, нами была проведена познавательная беседа с учащимися 2-го класса на тему «Я в мире книг».
Целью беседы было узнать литературные пристрастия второклассников и то, какие книги они уже прочитали, читают на данный момент и то, что хотят прочитать в ближайшее время.
Так, 60% учеников класса заинтересованы в прочтении сказок, что по праву соответствует возрастным особенностям школьников.
Наиболее популярны среди учеников следующие сказки: Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»; сказки Братьев Гримм «Золотой гусь» (назвали 1 сказку); Г.Х. Андерсон «Дюймовочка» (назвали девочки); «Городок в табакерке» (назвали без автора, затруднялись вспомнить автора – В. Одоевский).
На вопрос, какие рассказы Вам понравилось читать больше всего, ребята начали перечислять следующие: «Лисичкин хлеб», «Филиппок», «Гуси-лебеди», «Морозко».
Из беседы с учащимися стало ясно, что многие хотят прочитать «Приключения Незнайки» Н. Носова, «Аленький цветочек».
Учащихся, которые не были заинтересованы в беседе, не наблюдалось – все ребята были активны и заинтересованы темой беседы.
В результате проведенной беседы можно сделать вывод, что ребята больше знакомы со сказками иностранных авторов, нежели с русскими народными, а это заставляет задуматься о том, что необходимо уделить больше часов на изучение народного фольклора в начальной школе.
-
План-конспект урока по литературному чтению во втором классе
Тема: Работа над рассказом М.М. Пришвина «Ребята и утята»
Цель: знакомство с творчеством М.М. Пришвина, формирование умений работать над рассказом «Ребята и утята».