Файл: Курсовая работа содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предметные результаты:

1) продолжить формирование типа правильной читательской деятельности;

2) совершенствовать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух и про себя;

3) совершенствовать умение делить текст на части, озаглавливать их и составлять словесно-логический план;

4) развивать умение читать выразительно по ролям часть рассказа и интонационно передавать отношение к героям;

5) развивать умения объяснить лексическое значение слов чирок-свистунок, верста, паровое поле, овсяное поле, кузница, осознанно использовать их при пересказе.

Личностные результаты:

1) формировать положительное отношение к процессу чтения и анализа произведения;

2) воспитывать бережное отношение к природе (стремление охранять природу и её обитателей) и заботливого отношения к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

1) развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

2) развивать умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

1) развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

2) развивать умение пересказывать содержание текста;

3) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками автора и ребят;

4) продолжить работу над развитием умения сравнивать составленный учащимися и данный в учебной книге план, правильно его оценивать;

5) развивать умение выявлять авторскую позицию и идею произведения.

Коммуникативные:

1) развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения;

2) развивать умение работать в паре, высказывать своё отношение, аргументировать собственную позицию;

3) развивать умение задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного;

4) развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Учебник: Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 2. /Сост. Климанова Л.Ф. и др.- М.: Просвещение, 2010. – 246 с.

Образовательные ресурсы: выставка книг М. Пришвина, портрет писателя, иллюстрация: Утка и утята, карточки с таблицами, загадки об утятах, слова для толкования, толковые словари.


Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Работа с текстом до чтения.

  4. Работа с текстом во время чтения.

  5. Работа с текстом после чтения.

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку.

- Сейчас у нас урок чтения. Послушайте правила нашего урока:

Каждый раз, всегда везде,

На занятиях, в игре.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Приветствие учителя, готовность к уроку, ученики внимательно слушают учителя.

  1. Актуализация знаний (сообщение целей и постановка учебной задачи)

- Вспомните, какой раздел мы изучаем?

- Какие произведения вы уже прочитали?

- Сегодня познакомимся с новым рассказом.

Прочитайте название рассказа «Ребята и …».

- Пропущенное слово отгадать поможет загадка.

Вдоль по речке по водичке

Плывёт лодок вереница,

Впереди корабль идёт

За собою всех ведёт.

- Рассказ называется «Ребята и утята» (учитель открывает тему урока).

М. Пришвин.

Ребята и утята.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

- Люблю всё живое.

Дети называют произведения.
- Дети читают название.


- Утята.


- Мы хотим узнать об авторе, научиться выразительно читать рассказ.

  1. Работа с текстом до чтения (подготовка к первичному восприятию)

  1. Знакомство с писателем.

- Ребята, рассмотрите портрет. Что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет?

Михаил Михайлович Пришвин детям подарил много книг. Он был агрономом, охотником. У него мир особый. Он в окружающем нас мире открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас он делает умнее, добрее, великодушнее.

С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

Рассказы Пришвина надо читать неторопливо, внимательно. Надо очень внимательно вглядываться в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.

  1. Словарная работа.

- На доске написаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписал эти слова? Какое задание нам нужно выполнить?

- Вначале мы должны объяснить значения этих слов для того, чтобы лучше понять рассказ.

Чирок-свистунок – водоплавающая птица.

Верста – старая русская мера длины равна 1,06 км.

Паровое поле – поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков и удобрения почвы.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Кузница – мастерская с печью для переплавки металлов, для подковывания лошадей.

  1. Прогнозирование содержания по ключевым (опорным) словам.

- На доске написаны ключевые слова. Прочитайте их.

Догадайтесь, о чём мы будем читать.

- Чтобы проверить ваши предположения, будем читать рассказ.

- Скажите, какая задача стоит перед нами на уроке чтения?

- Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопрос:

Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

Что хотел объяснить Михаил Пришвин ребятам и читателям?

- Скажите, какую работу мы должны выполнить, чтобы ответить на этот вопрос? Какая задача стоит перед нами на уроке чтения?

Учащиеся рассматривают портрет, высказывают своё мнение.

- Мы должны раскрыть значение этих слов, чтобы понять содержание произведения.

Дети читают ключевые слова:

уточка, утята, ребята зашвыряли шапками, мать бросилась спасать, продолжали путешествие к озеру.
- Нам нужно внимательно прочитать рассказ, ответить на все вопросы.

  1. Работа с текстом во время чтения (чтение текста по частям с

комментированием и озаглавливанием)

  1. Комментированное чтение первой части и озаглавливание.

- Будем читать и сразу отвечать на вопросы. Как должны читать?

- Как вы думаете, почему уточка решила перевести утят в озеро на свободу.

Прочитаем дальше, чтобы узнать, как об этом говорит автор.

- Значит, что заставило утку устроить своё гнездо далеко от озера?

- Почему утка решилась перевести своих утят из леса в озеро?

- Почему переход в озеро означал для утят выход на свободу?

- О чём же говорится в первой части?

- Как можно озаглавить первую часть?

(На доске записывается план, первый пункт плана).

  1. Комментированное чтение второй части и озаглавливание.

До чтения вопрос на прогнозирование:

- Как вы думаете, какая опасность подстерегала утку и утят?

- Прочитаем дальше и узнаем, как об этом пишет Пришвин?

Значит, кто опасны для утят?

- Как автор характеризует утку, когда она шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

- Какими словами называет автор утку?

- Почему автор так ласково говорит об утке?

- Что испытывала мать, когда ребята, увидев утят, зашвыряли их шапками?

- О чём эта часть? Как её можно озаглавить?

  1. Комментированное чтение третьей части и озаглавливание.

До чтения учитель обращается к детям с вопросом на прогнозирование:

- Как вы думаете, что скажет ребятам автор-рассказчик - Михаил Пришвин?

- Прочитаем следующую часть и узнаем, что случилось с уткой, что сказал рассказчик детям.

– Прочитайте слова рассказчика. Как говорил с ребятами автор?

- Кто помешал ребятам поймать утку-мать?

- Когда ребята почувствовали и поняли, что они могли причинить большое горе утке и её утятам?

- В каких словах видно, что они раскаялись в своём поступке?

- Кто помог ребятам исправить свою ошибку? Почему автор не ругал, а строго приказ ребятам?

- Обсудите с соседом по парте (другом): Почему ребята «как будто даже и обрадовались» приказанию автора?

- Какой радостной картиной заканчивается эта часть?

- Прочитайте ещё раз этот отрывок и попробуйте передать голосом эту радость.

- Как можно озаглавить третью часть?


  1. Комментированное чтение четвёртой части и озаглавливание.

Как вы думаете, чем заканчивается встреча ребят с автором?

- Будем читать последнюю часть, чтобы узнать версию Пришвина.

- Придумайте к этой части вопросы и задайте их друг другу.

- Почему ребята засмеялись над автором?

- Как автор назвал ребят? Почему?

- Прочитайте те строки, где надежды автора оправдались?

- Автор в заключении пишет «Радостно снял я шляпу …» Ведь можно было обойтись и без этой части. Зачем нужно заключение?

- Как можно озаглавить последнюю часть?

Сопоставление составленного учащимися плана с данным в учебнике планом.

- Авторы учебника предложили свой вариант плана. проверьте, совпадает ли наш план с предложенным в учебнике. Сделайте вывод.


- Мы должны читать так, чтобы слушателям всё было понятно.

Дети высказывают свою версию.

1. Утка повела утят к озеру.

Дети высказывают свою версию.

2. Мать в величайшем волнении.

Дети высказывают свою версию.


Дети в парах обсуждают и высказывают своё мнение: Мальчики не хотели причинить утятам зло, их поступок не обдуман. Они рады, что могут исправить свою ошибку. Но ребята сами ещё не поняли своих чувств.
3. Возвратите утке всех утят!

(Возвращение утят матери)

Дети высказывают своё мнение, рассматривают иллюстрацию в учебнике на странице 95.

- Автор сам искренне радуется, что ему удалось сделать доброе дело. Он хочет, чтобы ребята тоже испытали радость в полной мере, чтобы они почувствовали, что самое большое счастье – делать добро. Поэтому он особенно доволен, что «те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух», чтобы приветствовать их.

4. До свидания, утята!
Учащиеся читают планы и делают вывод.

  1. Работа с текстом после чтения

1. Раскрытие идеи рассказа.

- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они? Подберите слова, которые характеризуют ребят:

Весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные.
- Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

- Почему автор разговаривал с ребятами строго?
- Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: Над чем заставил задуматься вас этот рассказ?


- Сейчас поработаем в парах. Обсудите с другом главные вопросы урока:

1. Что пытался объяснить писатель ребятам и вам?

2. Почему ребята обрадовались приказу спасти утят?
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете это высказывание: Любить природу – это наблюдать и помогать ей.
2. Работа над развитием речи и творческих способностей учащихся.

2.1. Чтение 3 части по ролям.

- Прочитаем по ролям 3 часть рассказа.

- Как будете читать за автора-Пришвина?

- А как за ребят?
2.2. Работа по иллюстрациям и словесное рисование.

- Найдите и прочитайте места, которые соответствуют иллюстрациям на страницах 94 и 95.

- Какие картины ещё можно нарисовать к этому рассказу? Нарисуйте словесные картины.

2.3. Рассказ об авторе.

- Что нового узнали о Пришвине, прочитав рассказ?


Дети подбирают слова для характеристики ребят: глупые, несмышленые.

- Это строгий, неравнодушный, принципиальный человек. Его девиз – не делать дурное природе.
- Автор хочет, чтобы мальчики задумались над тем, что сделали, поняли свою вину и исправили её. Он любит детей и поэтому хочет помочь им стать лучше, добрее.
- Надо охранять природу, животных, не давать их в обиду, необдуманно не тревожить их. Пришвин своим рассказом научил любить и беречь природу.
Дети работают в парах, обсуждают проблемные вопросы и готовятся к ответу.

Дети читают по ролям.

Дети читают соответствующие части текста.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

- С произведением какого писателя мы познакомились?

- Почему это произведение относится к рассказу?

- С опорой на таблицу вспомните, что такое рассказ.

- О каком случае говорит в своём рассказе М. Пришвин?

- Какова главная мысль рассказа?

- Захотелось ли вам прочитать другие рассказы о природе у М. Пришвина?

- Я вам покажу книги этого писателя. Они будет находиться на выставке. В них вы можете найти и прочитать много интересных рассказов о природе и животных.

- Что вам на уроке понравилось?

- Кого и за что можно похвалить?

- Кто лучше всех работал на уроке и полно отвечал на вопросы при анализе рассказа?

- Кто читал выразительно, смог своим чтением выразить настроение и отношение героев?

- Кому рекомендуем чаще читать дома вслух, чтобы в классе читать перед классом выразительно, чтобы всем слушателем было приятно слушать.

С опорой на таблицу дети дают определение.



  1. Объяснение домашнего задания

Для самостоятельного выполнения дома предлагается 3 задания на выбор:

1. Подготовить пересказ по плану от имени ребят.

2. Подготовить пересказ по плану от имени человека, который наблюдал этот случай со стороны.

3. Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по иллюстрации.

Дети выбирают одно задание и записывают в дневниках.



Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели один из наиболее перспективных вопросов настоящего образовательного процесса – методика работы над рассказом в условиях начальной школы.

В результате проведенного исследования мы пришли к ряду выводов и заключений, которые сводятся к следующим:

во-первых, рассмотрев подробно толкования таких терминов, как «роман», «рассказ», «малая проза», мы составили рабочее определение термину «рассказ» - это жанр произведения, относящийся к эпосу, в рамках которого в пределах одной сюжетной линии повествуется об одном (реже нескольких героях);

во-вторых, мы представили наиболее эффективную модель работы над рассказом в начальных классах, ориентируясь на возрастные особенности младших школьников. Так, мы привели модель анализа рассказа повествовательного и описательного типа;

в-третьих, мы определили основополагающие принципы в работе учителя над анализом рассказа, которые сводятся к следующим: 1) деление текста рассказа на части и озаглавливание этих частей и 2) выразительное чтение самого текста рассказа с соблюдением ряда условий (ритм, интонация, паузы и т.д.);

в-четвертых, в практической части нашего исследования мы провели диагностику – выявление качества чтения посредством проверки техники чтения. Результатом работы является тот факт, что большинство учащихся (21 человек из 23) получили оценки «5» и «4» и только 2 ученика получили оценки удовлетворительного характера;

в-пятых, мы провели беседу на тему «Я в мире книг», благодаря которой мы выявили какими книгами заинтересованы ребята и что они предпочитают читать. В результате проведенной беседы мы пришли к выводу, что ребята больше знакомы со сказками иностранных авторов, нежели с русскими народными, а это заставляет задуматься о том, что необходимо уделить больше часов на изучение народного фольклора в начальной школе;

наконец, в-шестых, мы привели разработку плана-конспекта урока по литературному чтению во 2-м классе, которая полностью основывается на изученной методике по работе над анализом рассказа в начальной школе.

Список используемой литературы



  1. Айхенвальд Ю. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2-х т. // под ред. Э. Лунина, М. Розанова и др. – М.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1999. – 650с.

  2. Афонина М.С. Анализ и интерпретация художественного текста на уроках литературного чтения в начальных классах // Интеграция образования, 2008. – С.121-124.

  3. Бирюкова О.И. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории // Вестник Челябинского государственного университета. №13 (151). 2009. – С.17-21.

  4. Бурлина Е.Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – С.41.

  5. Вильде Т.Н. Работа над композицией в начальной школе. – М.: НШ, 2001. – С.98.

  6. Волкова Т.Н. Вводные жанры в романе: виды и функции (на материале русского классического романа XIX века): автореф. дисс. … канд. филол. наук. Новосибирск, 1999. – 26 с.

  7. Волченко Т.В. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроке литературы в начальной школе. – М.: НШ, 2001. – С.34.

  8. Зобнина М. А. Внимательный читатель - маленький исследователь

Зобнина М. А. // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 6. - С. 45-51.

  1. Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения. – М.: НШ, 2004. – С.76-80.

  2. Кузьмина И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, №4, 2014. – С.43-45.

  3. Ларина О.С. Особенности работы над произведениями по теме детства на уроках литературного чтения в начальной школе. – М., 2015. – С.1-5.

  4. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия // под ред. проф. А.П. Горкина. – М.: Росмэн, 2006. – 745с.

  5. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс. В двух частях. Часть 2. /Сост. Климанова Л.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2010. – 246 с.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2008. – 650 с.

  7. Первова Г. М. О разных способах чтения в начальных классах / Первова Г. М. // Начальная школа. - 2008. - № 10. - С. 29-33.

  8. Первова Г.М. Педагогика чтения: Монография. Тамбов, 2014.

237 с.

  1. Светловская Н.Н. Введение в науку о читателе. М.: Библиомаркет, 1997. С. 42.

  2. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18.

  3. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. – М., 1990. – С.209-260.

  4. Фирсова Т.Г. К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа // Вестник ПСГТУ IV: Педагогика. Психология. Проблемы образования. Вып. 2 (37), 2015. – С.9-13.

  5. Хайрутдинова Р.Ф. Специфика работы над художественно-историческим произведением в начальной школе // Теория и практика общественного развития, №19, 2014. – С.224-226.

  6. Штурбина Н.Л. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения. – М.: НШ, 2002. – С. 67.

  7. Шарапова О.В. Особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках чтения. – М., 2013. – С.242-247.

  8. Шабанова Н.А. Словарь литературоведческих терминов. – Республика Коми: Инта, 2008. – С.210.

  9. Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. – М.: Учпедгиз, 1956. – С.17.



1 Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия // под ред. проф. А.П. Горкина. – М.: Росмэн, 2006. – С. 600.

2 Айхенвальд Ю. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2-х т. // под ред. Э. Лунина, М. Розанова и др. – М.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1999. – С.567.

3 Бурлина Е.Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. – С.41.

4 Бирюкова О.И. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре как литературоведческой категории // Вестник Челябинского государственного университета. №13 (151). 2009. – С.20.

5 Волкова Т.Н. Вводные жанры в романе: виды и функции (на материале русского классического романа XIX века): автореф. дисс. … канд. филол. наук. Новосибирск, 1999. – С.6.

6 Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия // под ред. проф. А.П. Горкина. – М.: Росмэн, 2006. – С. 469.

7 Волкова Т.Н. Вводные жанры в романе: виды и функции (на материале русского классического романа XIX века): автореф. дисс. … канд. филол. наук. Новосибирск, 1999. – С. 11.

8 Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия // под ред. проф. А.П. Горкина. – М.: Росмэн, 2006. – С. 402.

9 Айхенвальд Ю. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2-х т. // под ред. Э. Лунина, М. Розанова и др. – М.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1999. – С.400.

10 Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. – М.: Учпедгиз, 1956. – С.17.

11 Шабанова Н.А. Словарь литературоведческих терминов. – Республика Коми: Инта, 2008. – С.210.

12 Шабанова Н.А. Словарь литературоведческих терминов. – Республика Коми: Инта, 2008. – С.111.

13 Волченко Т.В. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроке литературы в начальной школе. – М.: НШ, 2001. – С.34.


14 Кузьмина И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, №4, 2014. – С.43.

15 Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения. – М.: НШ, 2004. – С.76-77.