Файл: Методика развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 1517 лет выполнена на 58 страниц, содержит 6 рисунков, 2 таблицы, 47 источников, 5 приложений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, можно различить следующие их разновидности:

  • Тесты для функционального исследования сердечно-сосудистой

системы;

  • Антропометрические измерения для определения зависимости спортивных достижений от телосложения;

  • Тесты для исследования двигательной работоспособности;

  • Тесты для исследования физических качеств;

  • Тесты для определения технических и тактических навыков;

  • Тесты для определения психологической и морально-волевой подготовленности.

Эффективность применения контрольных испытаний зависит от многих факторов: от уровня развития методики тестирования в смежных науках (в спортивной медицине, психологии, педагогике и др.); от возможности использования методики этих наук в физическом воспитании и спорте; от уровня развития методики тестирования в области физического воспитания и спорта; от материальных возможностей, от технической оснащенности, от уровня теоретической обоснованности методов тестирования; от уровня подготовленности тренеров, преподавателей и научных работников, использующих данную методику. В исследовательских целях могут использоваться только точные и надежные нормативы и тесты [37].

С целью отслеживания динамики двигательных возможностей испытуемых проводилось следующее тестирование:

  1. 1   2   3   4   5   6   7

Тесты для функционального исследования дыхательной системы

а) Измерение ЖЕЛ - максимальный объём воздуха, изгоняемый из лёгких вслед за максимальным вдохом.

Жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют сухим спирометром. Необходимо обработать мундштук спирометра раствором антисептиком. Подвижную шкалу прибора необходимо установить так, чтобы под стрелкой указателя оказался «О». Сделать максимально глубокий вдох и выдыхать через мундштук спирометра в течение 4-6 секунд с равномерной скоростью максимально глубокого выдоха. Измерение повторяют три раза с интервал не менее 30 секунд. Лучший способ вносят в таблицу данных. ФЖЕЛ (фактическая ЖЕЛ) % = ФЖЕЛ /ДЖЕЛ х 100%. ФЖЕЛ в норме не должна быть ниже 90% от должной величины. ЖЕЛ в % к ДЖЕЛ оценивается следующим образом: 100+­10% - средняя ниже 90% - низкая выше 110% - высокая

б) Проба Штанге

Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. В положении сидя испытуемый делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и зажимает пальцами нос, задерживая дыхание. По секундомеру отмечается время задержки дыхания. Здоровые люди задерживают дыхание в среднем на 40-50 сек., страдающие легочными заболеваниями значительно ниже, до 40 сек., спортсмены высокой квалификации - до 5 мин., а спортсменки - от 1,5 до 2,5 мин. С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается (с учетом других показателей), как улучшение подготовленности (тренированности) занимающегося.

в) Проба Генче

В положении сидя испытуемый делает вдох, затем выдох и задерживает дыхание. Если эта проба проводится вслед за другой дыхательной пробой, необходимо сделать перерыв 5-7 минут.

  1. Тесты для исследования двигательной работоспособности

а) Повторный бег 10*400м ч/з. 1мин отдыха

Данный тест был выбран как оптимальный для определения специальной выносливости и Дистанция 400 м. очень тяжелая и на фоне недостаточного восстановления проявляется



б) Бег 1000м

в) Бег 3000м

Все беговые тесты проводятся по беговой дорожке легкоатлетического манежа, с ручным хронометражем.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки [37].

Данное исследование предполагало использование естественного прямого сравнительного педагогического эксперимента, цель которого заключалась в проверке эффективности авторской методики развития специальной выносливости в легкой атлетике с использованием дробного дыхания в тренировочном процессе. Для решения задач педагогического эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы из числа учеников 10-11 классов Училища (Техникума) олимпийского резерва г. Дивногорска. Каждая группа состояла из 10 учащихся. Подбор испытуемых осуществлялся способом случайной выборки на основе возрастных данных. Ученики контрольной группы на протяжении всего эксперимента занимались по общепринятой методике с примерно, одинаковым объемом нагрузок и дозировкой упражнений, по сравнению с экспериментальной группой, которая занималась по разработанной инновационной методике.

Методы математической статистики Обработка результатов исследова­ния проводилось с помощью современных методов статистического анализа [8].

Применение математических методов статистики в исследованиях заключа­лось в количественном анализе экспериментальных данных и установлении взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Такой анализ предоставляет широкие возможности для более глубокого изучения механизмов обучения двигательным действиям, для выявления наиболее эффективных путей целенаправленного развития физических качеств и двигательных способностей.

Определение достоверности различий по t- критерию Стьюдента

    1. Организация исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования были занятия в группах спортивного совершенствования первого года обучения в ДЮСШ г. Дивногорска. Данное исследование было проведено в 2017-2018 годах в три этапа.


Первый этап - предварительный (2017-2018 гг.), во время которого проводился теоретический анализ имеющихся сведений по выбранной теме исследования, он также включал в себя период подготовки инновационной методики развития специальной выносливости. Главной задачей в течение этого времени было изучение возможности применения метода интервальной гипоксической тренировки в учебно-тренировочном процессе в ДЮСШ и разработка экспериментальной методики развития специальной выносливости с применением дробного дыхания.

Второй этап - проводилось предварительное тестирование

функционального состояния занимающихся и уровня развития функций внешнего дыхания, составлялась экспериментальная методика развития специальной выносливости с использованием дробного дыхания, подбирались и составлялись комплексы специальных упражнений для девушек 15 - 17 лет (октябрь 2017г.)

Третий этап - основной, который проводился с ноября 2017 года по апрель 2018 года. Эксперимент проводился Училища (Техникума) олимпийского резерва г. Дивногорска, были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли занимающиеся в секции легкой атлетики на основе, разработанной методики. В контрольную группу вошли занимающиеся в секции легкой атлетики, по общепринятой методике. Количество занимающихся в обеих группах было по 10 человек.

На четвертом этапе осуществлялась обработка полученных данных - май 2017 - май 2018 года. Написание дипломной работы октябрь 2017-май 2018.

Главной особенностью инновационной методики развития специальной выносливости явился метод дробного дыхания, соотношение дыхания ртом и носом варьировалось в зависимости от задач учебно-тренировочного занятия. Занятия проходили как в спортивном зале стадиона «Спутник», так и на свежем воздухе. На улице занятия проводились до t - 15° C в парке и на стадионе.

  1. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики интервальной гипоксической

3.1 Теоретическое обоснование методики


В связи с поставленной задачей нами была разработана методика развития специальной выносливости для девушек легкоатлеток 14-15 лет с использованием интервальной гипоксической тренировки.

За основу организации и планирования учебно-тренировочного процесса была взята программа по легкой атлетике (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба) для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, авторы- составители В.В. Ивочкин, Ю.Г. Травин, Г.Н. Королев, Т.Н. Семаева, Москва, 2004 г. [14].

Отличительной особенностью экспериментальной методики явилось внесение в учебно-тренировочные занятия элемента дробного дыхания. Занимающиеся выполняют беговые задания попеременно то с закрытым ртом, то с открытым. Время воздействия искусственной гипоксии, время активного отдыха, а так же скорость передвижения подбиралась индивидуально, и соответствовали поставленным задачам данного этапа подготовки.

Был четко определен оптимальный подбор средств и методов тренировки при рациональном сочетании системы применяемых упражнений, а также динамики, объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Как уже говорилось, при прерывистой, постепенно нарастающей кислородной недостаточности улучшение показателей функциональной системы дыхания и физического состояния спортсменов происходит в основном в результате положительного течения адаптационного процесса,

сопровождающегося оптимальными изменениями в организме спортсмена в связи с воздействием применяемых средств и методов тренировки.

Известно, что гипоксия и вызываемые ею биохимические и структурные изменения могут ограничивать работоспособность, приводить к развитию утомления и резкому ухудшению состояния организма. Но если действие гипоксии кратковременно и повторно и гипоксическое воздействие чередуется с нормоксическими условиями, то обратимые последствия тканевой гипоксии могут обладать конструктивным, созидательным эффектом.

Поэтому особое внимание уделялось сборы срочной информации и адекватному реагированию на изменению функционального состояния занимающихся. В первую очередь точности подсчета ЧСС и ЧД, а так же внешнему виду занимающихся во время выполнения тренировочной работы, в том числе к возможным нежелательным последствиям применениям ИГТ (покраснение, побледнение кожных покровов, излишняя потливость, отдышка, временная потеря координации и т.д.)