Файл: Методика развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 1517 лет выполнена на 58 страниц, содержит 6 рисунков, 2 таблицы, 47 источников, 5 приложений.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методологической основой проведенного исследования выступают концептуальные идеи специалистов по системному анализу сложных природных и социальных явлений. Основные положения теории физического воспитании и периодизации спортивной тренировки Л.П. Матвеева [25], теории спорта В.Н.Попова [30], теории и методики юношеского спорта В.П.Филина [38]. Учебно-тренировочный процесс нами представлялся как процессуальная система. Цикличный характер её функционирования позволяет, с одной стороны, сохранить эту систему, с другой — повысить эффективность её функционирования за счёт совершенствования элементов системы. Процесс воспитания личности многогранен, поэтому в своём исследовании мы исходили из единства обучения, воспитания и развития.
Тренировочный мезоцикл подготовки легкоатлеток 15-17 лет с использованием дробного дыхания (ноябрь)
-
неделя
Понедельник
Кросс 45'(ЧСС 130 - 140 уд/мин.), ОФП
Вторник
Повторный бег (2'з+2'о+2'з)*5 раз (интенсивность 70-75% от макс., ЧСС 180 -190 уд/мин.), отдых до 120 уд/мин., прыжковые упражнения
Среда
Интервальный бег (2'з/2'о+4'з/4'о+2'з/2'о)*3 серии, 8'(о) равномерный бег (ЧСС 130-140 уд/мин). Бассейн.
Четверг
Кросс 45'(ЧСС 120-130 уд/мин.), переменный бег 10*2кр.(з)/2кр.(о), прыжковые упражнения. Спортивные игры.
Пятница
Повторный бег 3х1'(з)/1'(о), пирамида 3кр(з)/2(о)+6кр(з)/2(о)+9кр(з)/2(о) +6(з)/2(о) +3кр(з)/2(о), равномерный бег 6'(з) (ЧСС 150-160 уд/мин).
Суббота
Темповый бег 12 км (ЧСС 150-170 уд/мин.)
Сауна
Воскресенье
Отдых
-
неделя
Понедельник
Кросс 60'(ЧСС 130 - 140 уд/мин.), ОФП
Вторник
Повторный бег (3'з+3'о+3'з)*4-5 раз (интенсивность 70-75% от макс., ЧСС 180 - 190 уд/мин.), отдых до 120 уд/мин., прыжковые упражнения
Среда
Интервальный бег (3'з/3'о+6'з/6'о+3'з/3'о)*3 серии, 12'(о) равномерный бег (ЧСС 130-140 уд/мин). Бассейн.
Четверг
Кросс 45'(ЧСС 120-130 уд/мин.), переменный бег 10*2кр.(з)/2кр.(о), прыжковые упражнения. Спортивные игры.
Пятница
Повторный бег 4х1'(з)/1'(о), пирамида 4кр(з)/2(о)+8кр(з)/2(о)+12кр(з)/2(о) +8 кр (з)/2(о) +4кр(з)/2(о), равномерный бег 8'(з) (ЧСС 150-160 уд/мин).
Суббота
Темповый бег 14 км (ЧСС 150-170 уд/мин.)
Сауна
Воскресенье
Отдых
-
неделя
Понедельник
Кросс 75'(ЧСС 130 - 140 уд/мин.), ОФП
Вторник
Повторный бег (4'з+4'о+4'з)*3-4раза интенсивность 70-75% от макс., ЧСС 180 -
190 уд/мин.), отдых до 120 уд/мин., прыжковые упражнения
Среда
Интервальный бег (4'з/2'о+8'з/4'о+4'з/2'о)*3 серии, 16'(о) равномерный бег (ЧСС 130-140 уд/мин). Бассейн.
Четверг
Кросс 45'(ЧСС 120-130 уд/мин.), переменный бег 10*2кр.(з)/2кр.(о), прыжковые упражнения. Спортивные игры.
Пятница
Повторный бег 5х1'(з)/1'(о), пирамида 5кр(з)/2(о)+10кр(з)/2(о)+15кр(з)/2(о) +10 кр (з)/2(о) +5кр(з)/2(о), равномерный бег 10(з) (ЧСС 150-160 уд/мин).
Суббота
Темповый бег 16 км (ЧСС 150-170 уд/мин.)
Сауна
Воскресенье
Отдых
-
неделя
Понедельник
Кросс 40', ОФП, спортивные игры
Вторник
Разминка 30', интервальный бег 2/2+4/4+6/6+4/4+2/2кр
Среда
Кросс 45', прыжковые упражнения, спортивные игры
Четверг
Отдых
Пятница
«Фартлек» 60', переменный бег 10*150/150м
Суббота
Кросс-поход 90', ОФП. Сауна.
Воскресенье
Отдых
-
Анализ результатов исследования
На этапе педагогического эксперимента путём проведения тестирования получили первоначальные данные, с помощью которых, мы доказали, что нет видимых различий между контрольной и экспериментальной группами в физическом уровне развития на начальном этапе.(см. табл.1)
В ходе эксперимента была разработана методика развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток с применением дробного дыхания в тренировочном процессе. Анализ результатов, полученных при тестировании в период 2017-2018 годов, позволил нам выявить естественную динамику улучшения в течение этого срока всех показателей, как в экспериментальной группе, так и в контрольной, но каждые в своей мере. (см. табл.2)
В процессе педагогического эксперимента, проводимого с целью теоретического и экспериментального обоснования метода развития специальной выносливости у девушек легкоатлеток 15-17 лет, были получены следующие результаты:
Таблица 1 - Результаты тестирования до эксперимента
Таблица 2 - Результаты тестирования после эксперимента
Пока ш ел и | Ковтрольвая группа Mtm | Экспериментальная группа М±ш | 1 рас1! | Т габл |
ЖЕЛ | 4010x83.59 | 4260^95,68 | 2,96 | |
Проба Штанге | 5O,4±U3 | 55,0*1,09 | 2,8 | |
Проба Генче | 26,6*0,42 | 29,8x0.44 | 53 | 2,09 |
Бег 10М4Ю/Г | I433,O4±54JC | 1386,15X15,60 | 2,36 | |
Бег 1000м | 201,81*2,18 | 198.9 IX 1,34 | 2,13 | |
Бег 3000м | 635,64,73 | 624.9X1,89 | 3,23 | |
Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
При помощи данного теста мы выявляли положительные сдвиги функционального состояния занимающихся, в данном случае дыхательной системы. И в контрольной, и в экспериментальной группе этот показатель на начальном этапе не достоверен (Р>0.05). Результаты наблюдений показали улучшение исследуемого показателя в КГ (Р>0.05) и составил 100мл, или 2.3%. В экспериментальной группе прирост составил 340 мл, или 9.1% (Р<0.05). Это свидетельствует о положительном воздействии метода дробного дыхания на дыхательную систему организма занимающихся.
Проба Штанге
Пробы Штанге и Г енче дают объективную оценку резервным возможностям дыхательной системы у спортсменок, занимающихся легкой атлетикой. И в контрольной, и в экспериментальной группе этот показатель на начальном этапе не достоверен (Р>0.05). Результаты наблюдений показали не достоверное улучшение исследуемого показателя в КГ (Р>0.05), прирост составил: Проба Штанге 7.4 и 4 сек Проба Генче. В экспериментальной группе прирост составил Проба Штанге 11.2 и 8.1 сек Проба Генче, данные показатели достоверны (Р<0.05), что составило увеличения показателей на 2.3% и 3.1% соответственно.
Повторный бег 10x400м ч/з. 1мин отдыха (сек.)
Данный тест является специфическим и позволяет выявить уровень развития скоростной выносливости у легкоатлеток - бегуний на средние дистанции. И в контрольной, и в экспериментальной группе этот показатель на начальном этапе оказался не достоверен (Р>0.05). В КГ прирост составил 8 сек - 0.6% (Р>0.05), в ЭГ прирост получился намного больше и составил, 51.25 сек - 3.7% (Р<0.05).
Бег 1000м (сек.)
Бег на 1000м показывает уровень развития специальной выносливости, одна из соревновательных дистанция в зимний сезон. Изменения в КГ приняты не достоверными на всех этапах эксперимента (Р>0.05). Прирост результата в КГ в конце эксперимента составил 2.3 сек. или 1.4%. Изменения в ЭГ также носили положительный прогрессивный характер, однако прирост явился более значительным - 6.1 сек (3%) данные результаты можно считать достоверными (Р<0.05).
Бег 3000м (сек.)
Тест 3000м позволяет оценить уровень подготовленности занимающихся, как уровень развития функциональных возможностей, так и психологических способностей в «боевых» условиях, т.к. брались соревновательные результаты зимнего сезона. В контрольной группе результаты можно считать не достоверными как в начале, так и в конце эксперимента. Прирост в КГ составил
5.4 сек (0.9%) (Р>0.05). Экспериментальная группа так же показала относительно невысокие результаты - прирост 11 сек (1.7%). Изменения данных показателей после эксперимента в ЭГ можно считать достоверными (Р<0.05).
Контр.
Экспр.
-
до
после
4150
4100
4050
4000
3950
3900
3850
3800
3750
3700
3650
3600
3550
3500
3450
3400
3350
3300
3250
3200
3150
3100
3050
3000
Рисунок 1 - Изменение показателя ЖЕЛ до и после эксперимента (мл.)
-
до
после
Рисунок 2 Проба Штанге до и после эксперимента (сек.)