Файл: 1. Теоретические аспекты охраны атмосферы 4 1 Понятие атмосферы и основные ее загрязнители 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Нормативы загрязнения атмосферного воздуха
Особенностью нормирования качества атмосферного воздуха является зависимость воздействия загрязняющих веществ, присутствующих в воздухе, на здоровье населения не только от значения их концентраций, но и от продолжительности временного интервала, в течение которого человек дышит данным воздухом.
Поэтому в Российской Федерации, как и во всем мире, для загрязняющих веществ, как правило, установлены 2 норматива [6, 7]:
-
норматив, рассчитанный на короткий период воздействия загрязняющих веществ. Данный норматив называется «предельно допустимые максимально–разовые концентрации». -
норматив, рассчитанный на более продолжительный период воздействия (8 часов, сутки, по некоторым веществам год). В Российской Федерации данный норматив устанавливается для 24 часов и называется «предельно допустимые среднесуточные концентрации».
ПДК - предельная допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе – концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущее поколение, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни. Величины ПДК приведены в мг/м3. (ГН 2.1.6.695-98)
ПДКМР – предельно допустимая максимальная разовая концентрация химического вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация при вдыхании в течение 20-30 мин не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека.
ПДКСС – предельно допустимая среднесуточная концентрация химического вещества в воздухе населенных мест, мг/м3. Эта концентрация не должна оказывать на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом (годы) вдыхании.
Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в РФ | ||||
N | Вещество | Класс опасности | ПДКМР, мг/м3 | ПДКСС, мг/м3 |
1 | Оксид углерода | 4 | 5 | 3 |
2 | Диоксид азота | 2 | 0,2 | 0,04 |
3 | Оксид азота | 3 | 0,4 | 0,06 |
4 | Углеводороды суммарные | - | - | - |
5 | Метан | - | 50 | - |
6 | Диоксид серы | 3 | 0,5 | 0,05 |
7 | Аммиак | 4 | 0,2 | 0,04 |
8 | Сероводород | 2 | 0,008 | - |
9 | Озон | 1 | 0,16 | 0,03 |
10 | Формальдегид | 2 | 0,035 | 0,003 |
11 | Фенол | 2 | 0,01 | 0,003 |
12 | Бензол | 2 | 0,3 | 0,1 |
13 | Толуол | 3 | 0,6 | - |
14 | Параксилол | 3 | 0,3 | - |
15 | Стирол | 2 | 0,04 | 0,002 |
16 | Этилбензол | 3 | 0,02 | - |
17 | Нафталин | 4 | 0,003 | - |
18 | Взвешенные вещества | 3 | 0,5 | 0,15 |
18 | PM10 | 3 | 0,3 | 0,06 |
18 | PM2,5 | 3 | 0,16 | 0,035 |
Критерии качества атмосферного воздуха в ЕС – уровень, установленный на основе научных знаний, с целью исключения, предотвращения или сокращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду в целом. В случае превышения установленных критериев качества атмосферного воздуха по каждому загрязняющему веществу он должен быть достигнут в течение заданного периода времени, после чего он не может быть превышен.
Класс опасности - показатель, характеризующий степень опасности для человека веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Вещества делятся на следующие классы опасности:
1 класс - чрезвычайно опасные;
2 класс - высоко опасные;
3 класс - опасные;
4 класс - умеренно опасные.
Стандарты качества воздуха ВОЗ – в основе требований ВОЗ лежит охрана здоровья человека. Различные периоды усреднения отражают потенциальное воздействие загрязнителей на здоровье человека; загрязнители, на которые установлены нормативы с краткосрочным базисным периодом, оказывают быстрое воздействие на состояние здоровья, а те из них, которые имеют долговременный (годичный) отчетный период, связаны с хроническим вредным воздействием. В целях охраны здоровья ни один из стандартов не должен быть превышен. Чем выше концентрация, тем более ограниченным должен быть период воздействия на объект. Напротив, при более низкой концентрации загрязняющего вещества период воздействия может продлеваться.
2. Мероприятия по охране атмосферы ОАО «Татнефть»
2.1 Охрана атмосферы ОАО «Татнефть» как основное направление в области экологии
На предприятиях ОАО «Татнефть» выбросы загрязняющих веществ не превышают установленных нормативов. Более того — ежегодно за счет внедрения организационно-технических мероприятий наблюдается устойчивая тенденция к снижению их объема.
Все основные резервуарные парки Компании оснащены современными герметичными системами улавливания легких фракций углеводородов, что ежегодно предотвращает выброс в атмосферный воздух до 87,6 тыс. тонн загрязняющих веществ. Легкие фракции углеводородов улавливаются на установках рекуперации углеводородных паров в комплексе с установками герметичного налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны на НПЗКомпании. На всех факельных установках заводов внедрены системы сбора аварийных сбросов газов с их компримированием (сжатием) и возвратом в топливную систему на повторное использование.
В целях дальнейшего снижения выбросов на ОАО «Татнефть» был произведен монтаж узла очистки газов прямой гонки от сероводорода на установкеЭЛОУ-АВТ-6 с полной очисткой топливных газов перед их использованием, что позволит значительно сократить выбросы сернистых газов в атмосферу.
Одним из кардинальных решений, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, является переход на выпуск моторных топлив соответствующих требованиям технического регламента и международным стандартам Евро-4 и Евро-5. В крупных городах, к которым относится и Уфа, где расположен центральный офисОАО »Татнефть», на долю автотранспорта приходится более 60% от общего объема выбросов вредных веществ в атмосферу. Согласно расчетам, суммарные выбросы загрязняющих веществ при переходе с топлива стандарта Евро-2 на Евро-4 уменьшается в 10,5 раз по бензину и в 7,5 раз по дизельному топливу.
Уже более 2 лет уфимские нефтеперерабатывающие заводы Компании, которые лидируют в России по технической оснащенности и глубине переработки, выпускают топливо стандарта Евро-4. Запланированные мероприятия по модернизации НПЗ позволят ОАО »Татнефть» полностью перейти на выпуск светлых нефтепродуктов в соответствии со стандартами Евро-4 и Евро-5 четко в сроки, установленные Техрегламентом.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.01.2009 г. № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках» в 2010 году в Компании была утверждена «Программа по увеличению использования попутного нефтяного газа по ОАО «Татнефть» на 2010—2013 гг.».
Реализация мероприятий, включенных в Программу, позволит повысить средний уровень утилизации попутного газа с 83,1% в 2010 году до 95% в 2013 году. На осуществление Программы предусмотрено выделение финансовых средств в размере 1,57 млрд. руб.
Примером рационального использования попутного газа является строительство газопоршневых электростанций (ГПЭС) на промыслах ОАО »Татнефть». В частности, строительство ГПЭС на Ромашкинском месторождении в Альметьевском районе позволило уже к концу 2009 года повысить коэффициент утилизации ПНГ с 18 до 83,1%, снизив себестоимость добычи за счет использования собственной электроэнергии. После того, как в 2010 году была организована подача на данную ГПЭС газа с Нурлатского месторождения, коэффициент утилизации ПНГ на западносибирских промыслах «Татнефти» превысил 96%.
Хорошим примером внедрения ресурсосберегающих технологий является применяемая ООО «Татнефть-Добыча» на Бавлинсском месторождении технология закачки водогазовой смеси в пласт с использованием бустерных мультифазных насосов. Этот метод, наравне с сокращением вредных выбросов в атмосферу, позволяет решать задачу поддержания пластового давления. Другим уникальным способом утилизации попутного газа является его закачка в сводовую часть залежей на истощенных рифовых месторождениях Ново-Елховской группы ООО «Татнефть-Добыча». На сегодня это из самых эффективных методов повышения нефтеотдачи.
2.2 Реализация положений Киотского протокола по сокращению выбросов парниковых газов
В рамках реализации положений Киотского протокола по сокращению выброса парниковых газов ОАО «Татнефть» был инициирован пилотный проект, целью которого стала замена сетевой электроэнергии и ископаемых видов топлива попутным нефтяным газом (ПНГ), получаемым из нефтяных скважин. В рамках данного проекта планируется установить печи для подогрева нефти и электростанцию. Электричество, которое будет генерироваться из ПНГ, будет удовлетворять собственную потребность в электроэнергии и заменять электроэнергию из национальной сети, генерируемую из других видов ископаемого топлива. Новые печи будут работать на ПНГ, снижая, таким образом, потребление природного газа и электроэнергии из сети. Также планируется строительство новых трубопроводов для транспортировки ПНГ на Минибаевский газоперерабатывающий завод. Переработанный ПНГ заменит другие виды ископаемого топлива на рынке. По расчетам общее сокращение выбросов ПГ составит около 28.981 тонн СО2 эквивалента (тонн СО2 экв.) в год и 115.925 тонн СО2 экв. в первый период обязательств 2008–2012 гг.
Таким образом, данный проект позволит существенно снизить выбросы двуокиси углерода, которые соответственно имели бы место при сжигании ископаемых видов топлива конечными пользователями и от производства электроэнергии, потребляемой также конечными пользователями.
В целях снижения выбросов от передвижных источников было установлено газобаллонное оборудование на 315 единицах автотранспорта, задействованного в ОАО «Татнефть». Всего в настоящее время переоборудовано и работают на сжиженном газовом топливе 1 932 единицы техники. Проводится регулярная проверка автотранспорта на токсичность выхлопных газов. Также в соответствии с утвержденным графиком ведется контроль состояния атмосферного воздуха населенных пунктов, расположенных в зоне деятельности Компании.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что работа по дальнейшему снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должна проводиться в РТ по двум основным направлениям:
- снижение выбросов от стационарных источников промышленных и иных предприятий и организаций за счет дальнейшего оснащения источников загрязнения атмосферы газопылеулавливающими установками, повышения эффективности их работы, внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий с заменой физически и морально изношенного технологического оборудования; развития сети государственного и ведомственного мониторинга за загрязнением атмосферного воздуха;
- снижение выбросов от передвижных источников, в первую очередь от автотранспорта.
При работе с промышленными предприятиями основное внимание следует уделять отраслям, вносящим наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна республики (топливная, теплоэнергетическая, химическая и нефтехимическая). Из представленных выше данных следует, что наибольший объем выбросов в республике приходится на углеводороды, выделение которых характерно для предприятий топливной промышленности, и в первую очередь - для ОАО «Татнефть». При сохранении существующих объемов нефтедобычи наиболее эффективным мероприятием по сокращению выбросов в атмосферный воздух углеводородов является оснащение товарных парков нефти и нефтепродуктов хорошо зарекомендовавшими себя установками улова легких фракций углеводородов.
Особого внимания и контроля требует вопрос своевременной реализации первоочередных мероприятий по охране окружающей среды г. Нижнекамска. Выполнение мероприятий по охране атмосферного воздуха предприятиями Нижнекамского промышленного узла при одновременном строительстве нового комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов позволит стабилизировать выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятий г. Нижнекамска и тем самым улучшить экологическую обстановку в данном регионе.
Для снижения экологической нагрузки связанной с движением автотранспорта на здоровье населения и окружающую среду необходим поэтапный перевод автотранспорта (в том числе муниципального) на газообразное моторное топливо, соответствующее по качеству современным европейским нормативам с улучшенными экологическими характеристиками, изменение структуры автопарка с переходом на нормы ЕВРО-3 и выше при помощи создания эффективных механизмов для ускорения этого процесса. Важной проблемой для городов республики остается развитие и увеличение пропускной способности дорог (строительство транспортных развязок, пешеходных переходов), строительство объездных дорог.