Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя школа 143 имени Героя Советского Союза Тимошенко А. В..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 594
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подходреализуется за счёт фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Во 2-4 классах свидетельством достижения базового уровня выступают отметки «3»,
«4», «5». Отметки во 2-4 классах при оценивании учебных достижений школьников в предметной области выставляются в электронный журнал.
В 1 классе, а также во 2-4 классах по предметам и курсам при безотметочном обучении выделяется несколько уровней освоения программного материала. За результат промежуточной аттестации в 1 классах принимается качественная оценка по каждой учебной программе: освоил(а) / не освоил(а). За результат промежуточной аттестации в 4 классах по предмету ОРКСЭ принимается качественная оценка: освоил(а) / не освоил(а).
Уровень
%
выполнения
Отметка Описание
Высокий
95-100 %
"5"
Свидетельствует о способности учащихся применять полученные знания при решении нестандартных заданий, отличаются глубиной осознанного материала, сформированностью интереса к данной предметной области
Б
АЗ
ОВЫЙ
Повышенный
75 - 94 %
"4"
Продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в
44 новых условиях, новых структурах действия
Допустимый
50 - 74 %
"3"
Правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования
Низкий
49% и < 49 %
"2"
Выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём:
− оценки предметных и метапредметных результатов;
− использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
− использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ;
− использования форм работы, обеспечивающих возможность включения младших школьников в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
− использования мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием ИКТ (цифровых) технологий.
1.4.2.
Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в программе формирования универсальных учебных действий обучающихся и отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:
− универсальных учебных познавательных действий;
− универсальных учебных коммуникативных действий;
− универсальных учебных регулятивных действий.
45
Овладение универсальными учебными познавательными действиями согласно ФГОС
НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
1) базовые логические действия:
− сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
− объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
− определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
− находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
− выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
− устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
− определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
− с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
− сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
− прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
− выбирать источник получения информации;
− согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
− распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
− соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
− анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
− самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями согласно
ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
1) общение:
46
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
− проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
− признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
− строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
− готовить небольшие публичные выступления;
− подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
− формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− ответственно выполнять свою часть работы;
− оценивать свой вклад в общий результат;
− выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями согласно ФГОС
НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
1) самоорганизация:
− планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
− выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
− устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности;
− корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией МАОУ СШ №143 в ходе внутришкольного мониторинга.
В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе внутришкольного мониторинга проводится оценка сформированности учебных универсальных действий. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета (один раз в год).
Оценка личностных результатов
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося —
47 принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,
«незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• нравственно-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учетом его индивидуально-психологических особенностей развития.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две группы результатов:
− основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности;
− готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник может осуществлять только оценку следующих качеств:
− наличие и характеристика мотива познания и учения;
− наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия;
− способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, интегрируются с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий.
Формы представления результатов
Полученные результаты фиксируются в мониторинговых таблицах и являются материалом для работы классного руководителя при планировании и корректировке планов воспитательной работы, внеурочной деятельности, плана работы с родителями, они определяют подбор дидактического материала к урокам, классным часам, работа с которым позволит корректировать выявленные в процессе диагностики образовательные дефициты.
Результаты активности учащегося могут отражаться в Портфолио.
Условия и границы применения системы оценки достижения планируемых
личностных результатов
Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, их качественное оценивание носит мониторинговый характер.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
48 планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у учащихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных подпрограммах: «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников», «Формирование функциональной грамотности».
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая обеспечивает способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
• решение задач творческого и поискового характера (творческие задания, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
• проектная деятельность;
• текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
• комплексные работы на межпредметной основе;
• мониторинг сформированности основных учебных умений;
• внутренняя оценка, фиксируемая в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога.
Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущей образовательной деятельности. Для этих целей может использоваться как портфолио, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения».
Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.
Формы представления результатов
Оценка достижений ведется в течение учебного года учителем и находит отражение в папке «Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся», работы обучающихся (по их желанию) систематизируются в личном Портфолио.
Полученные результаты в неперсонифицированном виде являются материалом для подготовки классного руководителя к родительским собраниям, классным часам, к обсуждению трудностей на заседаниях методического объединения, к педагогическим советам по переводу обучающихся в следующий класс и на следующий уровень образования.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подходреализуется за счёт фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Во 2-4 классах свидетельством достижения базового уровня выступают отметки «3»,
«4», «5». Отметки во 2-4 классах при оценивании учебных достижений школьников в предметной области выставляются в электронный журнал.
В 1 классе, а также во 2-4 классах по предметам и курсам при безотметочном обучении выделяется несколько уровней освоения программного материала. За результат промежуточной аттестации в 1 классах принимается качественная оценка по каждой учебной программе: освоил(а) / не освоил(а). За результат промежуточной аттестации в 4 классах по предмету ОРКСЭ принимается качественная оценка: освоил(а) / не освоил(а).
Уровень
%
выполнения
Отметка Описание
Высокий
95-100 %
"5"
Свидетельствует о способности учащихся применять полученные знания при решении нестандартных заданий, отличаются глубиной осознанного материала, сформированностью интереса к данной предметной области
Б
АЗ
ОВЫЙ
Повышенный
75 - 94 %
"4"
Продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в
44 новых условиях, новых структурах действия
Допустимый
50 - 74 %
"3"
Правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования
Низкий
49% и < 49 %
"2"
Выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём:
− оценки предметных и метапредметных результатов;
− использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
− использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга: стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе исследовательских) и творческих работ;
− использования форм работы, обеспечивающих возможность включения младших школьников в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
− использования мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием ИКТ (цифровых) технологий.
1.4.2.
Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в программе формирования универсальных учебных действий обучающихся и отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности. Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:
− универсальных учебных познавательных действий;
− универсальных учебных коммуникативных действий;
− универсальных учебных регулятивных действий.
45
Овладение универсальными учебными познавательными действиями согласно ФГОС
НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
1) базовые логические действия:
− сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
− объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
− определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
− находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
− выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
− устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
− определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
− с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
− сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
− прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
− выбирать источник получения информации;
− согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
− распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
− соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) элементарные правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
− анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
− самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями согласно
ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
1) общение:
46
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
− проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
− признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
− строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
− готовить небольшие публичные выступления;
− подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
− формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
− проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− ответственно выполнять свою часть работы;
− оценивать свой вклад в общий результат;
− выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями согласно ФГОС
НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся следующих групп умений:
1) самоорганизация:
− планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
− выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
− устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности;
− корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией МАОУ СШ №143 в ходе внутришкольного мониторинга.
В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании.
В ходе внутришкольного мониторинга проводится оценка сформированности учебных универсальных действий. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета (один раз в год).
Оценка личностных результатов
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося —
47 принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю»,
«незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
• нравственно-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся.
При оценке личностных результатов необходимо соблюдение этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учетом его индивидуально-психологических особенностей развития.
Личностные достижения обучающихся, освоивших ФОП НОО, включают две группы результатов:
− основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности;
− готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в социально значимой деятельности.
Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник может осуществлять только оценку следующих качеств:
− наличие и характеристика мотива познания и учения;
− наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия;
− способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Диагностические задания, устанавливающие уровень этих качеств, интегрируются с заданиями по оценке метапредметных регулятивных универсальных учебных действий.
Формы представления результатов
Полученные результаты фиксируются в мониторинговых таблицах и являются материалом для работы классного руководителя при планировании и корректировке планов воспитательной работы, внеурочной деятельности, плана работы с родителями, они определяют подбор дидактического материала к урокам, классным часам, работа с которым позволит корректировать выявленные в процессе диагностики образовательные дефициты.
Результаты активности учащегося могут отражаться в Портфолио.
Условия и границы применения системы оценки достижения планируемых
личностных результатов
Личностные результаты выпускников на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, их качественное оценивание носит мониторинговый характер.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
48 планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий у учащихся на уровне начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных подпрограммах: «Чтение. Работа с текстом», «Формирование ИКТ-компетентности младших школьников», «Формирование функциональной грамотности».
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на уровне начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая обеспечивает способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:
• решение задач творческого и поискового характера (творческие задания, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);
• проектная деятельность;
• текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
• комплексные работы на межпредметной основе;
• мониторинг сформированности основных учебных умений;
• внутренняя оценка, фиксируемая в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога.
Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущей образовательной деятельности. Для этих целей может использоваться как портфолио, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения».
Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.
Формы представления результатов
Оценка достижений ведется в течение учебного года учителем и находит отражение в папке «Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся», работы обучающихся (по их желанию) систематизируются в личном Портфолио.
Полученные результаты в неперсонифицированном виде являются материалом для подготовки классного руководителя к родительским собраниям, классным часам, к обсуждению трудностей на заседаниях методического объединения, к педагогическим советам по переводу обучающихся в следующий класс и на следующий уровень образования.