Файл: Пояснительная записка Духовное краеведение Подмосковья.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся:
Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по духовному краеведению Подмосковья Показателями освоения учебного материала предметной области «Основы духовно- нравственной культуры России», помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. Ученик научится Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия): православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Символ Веры. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре. Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических 14 способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Догмат, догматика. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях духовной культуры; описывать явления духовной культуры; описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; раскрывать роль религии в современном обществе. Ученик получит возможность научиться называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия): Предание об избрании Веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре – в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Возрождение православной культуры в современной России. Православное образование. Традиции Православия в современной русской культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, “Дней Славянской письменности и культуры”, Дня Победы. Описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений духовной культуры. Характеризовать основные направления развития православной культуры в современных условиях.
Содержание рабочей программы (34 ч.)
Часть I. О предмете " Духовное краеведение Подмосковья. ( История христианской православной культуры)"(16 ч.)
Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры).
Что такое «религиозная культура»?
О чем рассказывает христианская православная культура?
Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края.
Особенности православной культуры.
Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры.
Язык древнерусского искусства.
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма.
Религиозная живопись. Как разговаривает икона?
Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.
ЧастьII. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл (18часов)
Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл.
Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому.
Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь.
Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.
Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. Духовная преемственность исторических событий.
Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.
Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона.
Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины.
Западное Подмосковье. Бородинский Спас.
Новомученики и Исповедники земли Российской.
Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.
Тематический план
В течение года возможно внесение корректив в календарно-тематический план, связанных с объективными причинами.
№ | Тема урока | УУД |
| Что такое «религиозная культура»? | Предметные: Научатся объяснять значения понятий: Краеведение, Подмосковье, Духовность, Добро и зло, краеведение. Метапредметные УУД: Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий |
| О чем рассказывает христианская православная культура? | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Регулятивные:ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Личностные УУД: Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий |
| О христианстве и православии. | |
| О христианстве и православии. | |
| Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. | |
| Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. | |
| Особенности православной культуры. | |
| Древнерусский монастырь – центр христианской православной культуры. | |
| Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | |
| Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | |
| Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. | |
| Язык древнерусского искусства. | |
| Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. | |
| Религиозная живопись. Как разговаривает икона? | |
| Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. | Предметные: Научатся объяснять значение понятий: равноапостольный, церковнославянский язык, кириллица, псалтирь. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности |
| Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. | |
| Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобномуСергию Радонежскому. | Предметные: Научатся объяснять значение понятий: Святая Русь, крестное знамение, духовный подвиг. Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им |
| Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию Радонежскому. | |
| Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Сторожевскому. | |
| Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь. | |
| Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий князь Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь. | |
| Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли. Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. | |
| Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли. | |
| Западное Подмосковье. Крепость христианской веры – Иосифо-Волоцкий монастырь - в истории Московского края. | Предметные: Научатся объяснять значение терминов: Божественная благодать, христианские добродетели. Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
| Западное Подмосковье. Крепость христианской веры – Иосифо-Волоцкий монастырь - в истории Московского края. | |
| Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. | Предметные: Научатся объяснять значение терминов: традиционная религия, добро, зло, Новоиерусалимский монастырь. Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им |
| Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. | |
| Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. | |
| Западное Подмосковье. Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря. | |
| Западное Подмосковье. Храмы и монастыри земли Можайской. | |
| Новомученики и Исповедники земли Российской. | |
| Новомученики и Исповедники земли Российской. | |
| Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья. | |
| Итоговое занятие «Что я узнал из курса «Духовное краеведение Подмосковья»?» | |
Литература для учителя
-
Азбука православного воспитания. – М., 1997. -
Алексеев С. Зримая истина. Энциклопедия православной иконы. М., 2003. -
Библейский богословский словарь. / Под редакцией В. Михайловского. М., 1995. -
Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома. / Сост. пр. Александр Соколов. – М., 1999. -
Библия. Ветхий и Новый Завет. В синодальном переводе. Любое издание. -
Куломзина С. Две тысячи лет: история православной христианской Церкви: рассказы для детей старшего школьного возраста. – М.: Паломник, 2000.
Литература для учащихся
-
Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. – М., 1997. -
Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. протоиерей Александр Соколов. – М., 1999. -
Киреева Н. История рождественской елочки. – М., 1998. -
Православный мир. – М., 2000. -
Рассказы о православных святых. Под ред. В.Воскобойникова. – СПб., 1999. -
Священное Писание для детей в рассказах. – Калининград, 1996.