Файл: Запасов по материалам нефтяного предприятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При организации контроллинга на предприятии – необходимо учитывать все необходимые его составляющие. В общем виде, контроллинг можно разделить на две составляющих: Стратегический контроллинг, который включает в себя долгосрочные планы развития предприятия. Оперативный контроллинг, который нацелен на выполнение краткосрочных идей и планов. Каждый их этих двух видов контроллинга включает в себя: постановку четких целей; составление подробного плана и вариантов отклонения от него по независящим от предприятия условиям; организацию оперативного управленческого учета на предприятии, данные которого составляют основу планирования и анализа при контроллинге. организацию информационной системы, отвечающей требованиям в информации для осуществления контроллинга.

Итак, ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, влияет на темпы воспроизводства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности производственной деятельности предприятия. Материально-производственные запасы можно классифицировать, исходя из группировки по ряду социально-экономических и производственно-организационных признаков. Классификация материально-производственных запасов по производственному и потребительскому признакам аналогична классификации товаров. Однако существует специфическая градация материально-производственных запасов.

При определении места контроллинга запасов в системе управления оптовым звеном следует учитывать то, что, как система информационно-аналитической, методической и консультационной поддержки менеджмента, контроллинг должен обеспечить соответствующую поддержку основных направлений управленческой деятельности в компании, которыми являются: планирование, организация и контроль процесса реализации продукции; управления процессами закупок продукции; финансовый менеджмент; управления инвестиционной деятельностью и др. (рис. 1).



Рис. 1. Место контроллинга запасов в системе управления

Таким образом, внедрение системы контроллинга запасов направлено на обеспечение надлежащей информационно-аналитической, методической и консультационной поддержки устойчивого управления потоками продукции.




Рис. 2. Схема системы контроллинга запасов
В рамках системы контроллинга запасов должны выполняться следующие задачи: анализ всей совокупности реализованной продукции с целью определения товарных групп, которые имеют наибольшее значение для эффективной деятельности компании; проведение исследований по тенденциям развития оптового звена рынка и анализ предложений поставщиков; анализ расходов, связанных с хранением и приобретением продукции; определение методов оптимизации процесса поставок; поддержка планирования и контроль уровня запасов на основании бюджетирования; анализ эффективности использования ресурсов и др.

Для решения перечисленных задач целесообразно использовать следующие специальные инструменты: первичные исследования в форме опросов и наблюдений с последующей обработкой и систематизацией полученной информации; АВС-XYZ-VEN-FRM анализы запасов продукции; статистические методы исследования динамики расходов на приобретение и хранение продукции; экономико-математические модели оптимизации процесса поставок продукции, портфельный анализ и др.

Таким образом, внедрение системы контроллинга товарных запасов является системой организационно-экономических мероприятий, направленных на стандартизацию и оптимизацию управления запасами в компаниях, уменьшению уровня логистических затрат, оптимизацию отношений с партнерами и повышению уровня логистического обслуживания клиентов.

Учетно-аналитическое обеспечение – это создание оптимальной учетно-аналитической базы, которая содержит в себе все показатели деятельности объекта контролинга для эффективного его управления. На сегодняшний день, управление процессом производства или реализации на предприятиях осуществляется на основании информации, которая поступает в организацию, генерируется и дает новые показатели. Например, входящая информация содержит сведения о поставках на предприятие материалов. Далее, эта информация генерируется в информацию о: остатках материалов на складах; отпущенных материалах в производство; величине издержек материалов на производство продукции. После реализации продукции, новым показателем в информации, является себестоимость материалов, которая сформировала окончательную и полную себестоимость реализованной продукции.

Так, при построении учетно-аналитической базы в системе контроллинга, необходимо учитывать все составляющие производственного процесса и группировать информацию так, чтобы она содержала только важные показатели, которые влияют на управление производством.



При построении учетно-аналитической базы в системе контроллинга, необходимо учитывать особенности функционирования самого контроллинга.

Прежде всего, отличительной чертой контроллинга, является строгая направленность к четко обозначенным целям деятельности предприятия. Контроллинг содержит в себе ряд целей, которые могут быть стратегическими, направленными на долгосрочную перспективу и краткосрочными (на неделю, месяц). Поэтому учетно-аналитическая база в системе контроллинга строится с учетом различных показателей. Показатели, ориентированные на будущие достижения. В данном случае, речь идет о плановых показателях, которые рассчитываются и распределяются в учетно-аналитической системе. Фактические показатели, которые сформировались в определенных условиях производства. Данные условия должны быть прямо связаны с показателями для их последующего анализа. Показатели результатов деятельности предприятия в прошлых периодах. Данные показатели должны храниться в учетно-аналитической системе для отслеживания их динамики и направления.
Во второй главе «Сущность и содержание учетного обеспечения контроллинга запасов» дан анализ нормативного регулирования бухгалтерского учета запасов, описаны методические проблемы отражения в управленческом учете показателей материально-производственных запасов и затрат в незавершенном производстве, особенности внутреннего контроля операций запасами и порядка их инвентаризации.

Есть все основания полагать, что в нефтегазовой отрасли после многолетнего кризиса перепроизводства может наметиться тенденция к ее быстрому движению в сторону кризиса предложения. В это трудно поверить, учитывая увеличение объемов добычи нефти в США и рост оптимистических настроений в секторе. В целом ситуация в отрасли значительно лучше, чем год назад: цены на нефть восстановились. Если какое-то время назад казалось, что цена установилась в диапазоне приблизительно от 45 долл. США до 50 долл. США за баррель, то сегодня нефть марки Брент торгуется на уровне свыше 70 долл. США. Таким образом, наблюдается восстановление отрасли после тяжелейшего периода, когда на протяжении последних нескольких лет господствовали низкие цены, поддерживалась строгая финансовая дисциплина, проводилась реструктуризация портфеля активов и обеспечивалась высокая производительность.




Рис. 3. Рост мирового спроса и предложения
При растущем спросе на нефть и с учетом того, что инвестиции во многие крупные проекты в период экономического спада были отложены, отмечается снижение потенциала для удовлетворения данного спроса. Нефтяным компаниям потребуется нарастить добычу, и возникает риск того, что некоторые из них, возможно, будут с трудом поспевать за растущим спросом.

Фундаментальной проблемой сектора, безусловно, является свойственная ему волатильность. С учетом данных факторов неопределенности компаниям нефтегазового сектора необходимо разработать жизнеспособную стратегию для снижения указанных рисков. Иными словами, хотя период избыточного предложения на рынке закончился, его последствия будут ощущаться и в дальнейшем.

Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ выполняется Правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований Правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность. Для того чтобы разобраться, какими документами регламентируется бухгалтерский учет, нужно рассмотреть уровни нормативно-правового регулирования в стране.

Координация принципов, норм и правил бухучета в Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему:

Нормативно-правовой - федеральные законы, постановления правительства, указы президента. На данном этапе определяются единые нормативы законодательства.

Стандартизация. На данном уровне фиксируются унифицированные общие правила по формированию финансово-хозяйственных операций. Регистры - положения по бухучету, утверждаемые органами федеральной исполнительной власти.

Методологический - закрепляет инструкции, указания и методологические рекомендации, вводимые министерствами и иными органами государственной исполнительной власти.

Организационный. На данном этапе формируются требования, позволяющие решать детальные вопросы по ведению бухгалтерии в разрезе различных финансово-хозяйственных операций отдельно взятых нефтяных предприятий.


Ведение бухгалтерии в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами, принципами и требованиями, установленными действующим законодательством. Нормативная база бухгалтерского учета создается и утверждается согласно информационным данным Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (ПП РФ № 283 от 06.03.1998).

Исходя из вышеизложенного следует, что запасы поступают на предприятие от поставщиков, приобретаются через подотчетных лиц, создаются собственными силами. Материально-производственные запасы хранятся на складах под наблюдением материально-ответственных лиц. Запасы используются в производстве или реализуются на сторону. В случае морального или физического устаревания материально-производственных запасов, или снижения на них рыночных цен, предусматривается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей. Операции по поступлению, хранению и выбытию запасов оформляются первичными документами, на основании которых формируются оборотные ведомости и журналы-ордера. По данным журналов-ордеров и ведомостей формируется Главная книга, на основании которой составляется отчетность нефтяного предприятия.

Руководство КЦББ в отношении раскрытия информации о запасах рассматривается в отрасли в качестве передового подхода к вопросам раскрытия информации. Даже те нефтегазовые компании, которые не зарегистрированы в КЦББ, могут готовить свою раскрываемую информацию о запасах на основе данного руководства. КЦББ внесла изменения в свое руководство в отношении требований к раскрытию информации (и выпустила Окончательный вариант правил).

Основные требования к раскрытию информации, содержащиеся в Окончательном варианте правил:

-раскрытие информации об оценках доказанных разработанных запасов, доказанных неразработанных запасов и общих доказанных запасов. Эта информация должна быть представлена в разбивке по регионам и для каждой страны, на которую приходится не менее 15 % от общих доказанных запасов компании;

-раскрытие информации о нетрадиционных запасах (т. е. на битумных месторождениях, сланцевых месторождениях и метаноносных угольных месторождениях), отражаемых в качестве запасов нефти и газа;

-необязательное раскрытие информации о вероятных и возможных запасах;

-необязательное раскрытие информации о чувствительности показателей по запасам к цене;

-раскрытие информации о процессе перевода доказанных неразработанных запасов в категорию доказанных разработанных запасов. Раскрытие информации должно охватывать запасы, хранящиеся не менее пяти лет, а также включать пояснение относительно того, почему эти запасы необходимо и далее считать доказанными;