Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики

1.1 Инновационная политика и формы ее реализации

1.2 Инновационная политика региона

1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ

2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО

2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО

2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО

2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО

3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО

3.1 Анализ международного опыта по регулированию инновационной деятельности и возможности его использования в российских условиях

3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне

3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО

Заключение

Список использованных источников

Приложение



Корреляция или корреляционная зависимость - разновидность зависимости каких-то двух или более случайных величин. Сущность поиска корреляционной зависимости состоит в том, чтобы найти связь между имеющимися значениями. Корреляционная зависимость имеет особенность, которая заключается в том, что наличие связи напрямую сопряжено с тем, насколько сильно она выражена.

Существует некий индикатор, который отражает близость двух коррелирующих значений. Таким индикатором считается конкретный критерий, который называют коэффициентом корреляции.

Итак, разработка методов исследования осуществляется на основе логики научных исследований. В целом метод представляет собой совокупность теоретических и практических методов, совместное использование которых с наибольшей достоверностью прогнозируют определенные социальные явления в сфере социального управления.

Данная методика помогает осуществлять исследования даже очень сложных и многомерных объектов. С использованием инструментов математического анализа дается оценка процессов, выраженная в виде чисел. Причем оценка дается независимо от происхождения каких-то определенных явлений, социальной значимости и уровня сложности процесса управления. В эмпирической социологии, пожалуй, наиболее распространенным типом анализирования данных считается именно корреляционный анализ.

Одним из показателей, которые больше всего отражают эффективность инновационной деятельности является объем инновационных товаров, работ и услуг в общем объему произведенных товаров и оказанных услуг. Опираясь на этот факт, мы выбрали данный показатель в качестве результирующего при проведении корреляционного анализа. На объем инновационных товаров, работ и услуг очень сильно оказывают влияние объем инвестиций в основной капитал на душу населения, а также использование сети интернет в организациях. при выполнении корреляционного анализа, нами была выявлена мультиколлинеарность факторов, участвующих исследовании. Этого невозможно избежать, так как при характеристике инновационной сферы, многие факторы оказывают огромное влияние друг на друга.


3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО


3.1 Анализ международного опыта по регулированию инновационной деятельности и возможности его использования в российских условиях



При проведении анализа международного опыта по регулированию инновационной деятельности и возможности его использования в российских условиях выделим следующие модели развития реализации инновационной политики:

1. Система инновационного управления, ориентированная на регулирующую функцию рынка.

2. Использование ограничительных мероприятий здесь осуществляется, как во время стабильной экономической ситуации, так и в период кризисных явлений; реализация инновационной политики, ориентированная на рынок в состоянии подъема и оперативной реакцией на возникновение кризисного явления, которая характеризуется системой чрезвычайных мер по выводу экономики из кризиса; реализация инновационной политики строится на прогнозировании кризисных явлений в рамках общей системы стратегического управления экономикой региона.

3. Эффективное прогнозирование должно выступать инструментом для качественный перестройки экономического сектора региона, создания благоприятной инвестиционной среды, формирования новых рабочих мест, внедрения инновационных прогрессивных мероприятий.

Обеспечение эффективности реализации инновационной политики предполагает объединение усилий органов власти и частных хозяйствующих субъектов, в том числе обеспечивающих эффективную структуру, т.е. компании, осуществляющие страховые, аудиторские, консалтинговые и иные услуги, а такое население региона. При этом в качестве желаемого результата инновационного управления следует рассматривать переход к управлению в стабильных социально-экономических условиях, выступающих фундаментом для прогрессивного развития, – обеспечения экономического роста посредством инновационной модернизации, социального благосостояния населения.

Реализация инновационной политики за рубежом – это совокупность методик, методов, мер управления социально-экономическим развитием региона в условиях экономического и иного кризиса. Реализация инновационной политики выступает в качестве эффективного инструмента, обеспечивающего структурную перестройку экономики регионов и способствующего формированию высокой инвестиционной привлекательности регионов, созданию рабочих мест, внедрению эффективных методов управления региональной экономикой, росту эффективности функционирования регионообразующих предприятий и так далее [20, c. 82].



Реализация инновационной политики за рубежом в первую очередь направлена на выявление факторов, оказывающих влияние на возникновение и распространение кризисных явлений в экономике региона и его социально-экономическом развитии. Тип реализации инновационной политики напрямую зависит от этих факторов.

Реализация инновационной политики за рубежом направлена на регулирование отношений и взаимосвязей элементов развития региона в социально-экономическом плане. Именно совокупность этих элементов формирует предмет реализации инновационной политики. При формировании реализации инновационной политики учитывается региональная специфика, особенности региона, его экономический потенциал и прочее. Положительный эффект функционирования реализации инновационной политики обеспечивается симбиозом совместных усилий федеральных и региональных властей, а при необходимости – и муниципальных властей.

Реализация инновационной политики включает в себя государственные и региональные инновационные программы, региональных субъектов инфраструктуры и население региона. Объектом реализации инновационной политики выступает функциональное пространство, которое образуется на стыке взаимодействия различного уровня систем регионального управления, к числу которых относится население региона, его хозяйствующие субъекты, города и иные муниципальные образования, находящиеся на территории региона и так далее.

В формировании реализации инновационной политики участвует множество субъектов, которые функционируют в границах региона, могут влиять на региональную политику и преследуют собственные цели развития. Задача государственных властей федерального и регионального уровня состоит в обеспечении сбалансированности интересов всех субъектов при реализации инновационной политики управления регионом [30, c. 39].

Одной из наиболее существенных задач реализации инновационной политики за рубежом является выявление факторов, которые приводят к возникновению и распространению региональных кризисов.

Всю совокупность факторов развития регионов можно разделить на две группы:

-Внешние факторы, к числу которых относятся те факторы, которые находятся за пределами реальных возможностей воздействия на них со стороны регионов. Примером таких факторов являются социально-экономические факторы, выражающиеся в сокращении темпов экономического роста, росте цен, инфляционных процессах, нестабильности системы налогообложения, финансовой и кредитной политики и так далее. Также в эту группу факторов включается политические факторы, выражающееся в напряженной политической ситуации в стране, низком уровне координации властных структур регионального уровня, возникновении стихийных бедствий, крупных аварий, ухудшении криминогенной обстановки и прочем. К числу отраслевых факторов данной группы можно отнести старение основного капитала, низкий уровень реализации инновационной политики, сокращение емкости рынков регионов и так далее;


-Внутренние факторы, находящиеся под прямым воздействием региональных властей. К числу этих факторов относится экологико-географические факторы, характеризующие географическое положение, природно-ресурсный потенциал региона, административно-управленческие факторы и рыночно-производственные факторы.

Социально-экономическое развитие региона за рубежом проходит определенные фазы, оказывающие влияние на систему реализации инновационной политики. К числу таких фаз относятся следующие: во-первых, фаза условно стабильного экономического развития региона, выступающая в качестве первой фазы кризисного состояния. Эта фаза характеризуется усиленным воздействием кризисных факторов, обеспечивающих отклонение фактических показателей социально-экономического развития региона от запланированных. Основной задачей реализации инновационной политики на этом этапе развития кризиса является выявление фактора или факторов, формирующих кризисную ситуацию, и определение степени влияния этих факторов на индикаторы социально-экономического развития [23, c. 17].

Характерными чертами данной фазы развития региона выступает рост безработицы, банкротство предприятий, сокращение регионального продукта и налоговых поступлений; во-вторых, фаза нестабильного состояния региона, выступающая в качестве второй фазы кризиса. Эта фаза характеризуется продолжением падения регионального продукта, доходов бюджета региона. Для этой фазы характерна нехватка региональных средств для обеспечения соответствующего качества и уровня жизни населения региона. При этом у региона в период этой фазы кризиса еще имеются собственные налоговые доходы, однако требуются бюджетные дотации от федерации; в-третьих, фаза кризисного состояния региона, выступающая в качестве третьей фазы кризиса. Для этой фазы характерно снижение собственных налоговых доходов региона, проявление дефицита регионального бюджета, рост банкротств хозяйствующих субъектов, безработицы, существенное снижение качества и уровня жизни населения региона. Эта фаза выступает в качестве критического порога, для которого характерно отсутствие средств на финансирование минимальных социально-экономических программ. Данная фаза требует от реализации инновационной политики экстренных мер, направленных на восстановление собственной доходной базы регионов и поддержку реального сектора экономики регионов.


Процесс формирования инновационной политики за рубежом предполагает определение и преодоление ряда проблем, связанных с объектом и субъектом инновационной политики, а также особенностями ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности в отрасли, регионе, государстве.

Ключевой проблемой формирования и осуществления инновационной политики является вопрос оценки эффективности вложенных инноваций. Прежде всего, возникает вопрос сравнения денежных потоков в разные временные периоды – все предлагаемые методики (дисконтирование, компаундирование), имеют ряд недостатков. Кроме того, большинство моделей оценки эффективности не учитывают возможных изменений внешних факторов или появления новых. В случае привлечения внешних ресурсов, важным вопросом является соотношение собственных и заёмных средств, как в конкретном инновационном проекте, так и в структуре капитала предприятия. Относительно пропорций собственных и привлечённых средств существуют противоположные мнения – увеличение доли заёмного капитала, увеличивает возможности реализации целей инновационной политики, при этом увеличивает степень зависимости предприятий и способствует снижению уровня финансовой устойчивости.

Важным вопросом в случае реализации долгосрочных инновационных проектов, является определение возможности выхода из них в том случае, если их завершение представляется нецелесообразным. На сегодня не существует достаточно эффективной методики оценки возникающих рисков и минимизации издержек, связанных с досрочным завершением проекта.

На реализацию инновационной политики в определённом регионе в первую очередь влияет наличие ресурсов – как природных (полезные ископаемые, земли сельскохозяйственного назначения, водные и т.д.), так и создаваемых. К последним следует отнести наличие соответствующего количества человеческих ресурсов определённого качества, на формирование которых влияют: демографический, образовательный, научный потенциал. Особенность инновационной политики, которая определяет её формирование и осуществление на региональном уровне, заключается в уровне развитии транспортной инфраструктуры – прежде всего от этого зависит срок завершения конкретного проекта и, как следствие, период окупаемости.