Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики
1.1 Инновационная политика и формы ее реализации
1.2 Инновационная политика региона
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО
3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
В научной литературе существует множество различных методических подходов к оценке инновационной политики и инновационной деятельности страны и ее регионов. Как правило, для оценки, предполагается использовать следующие ряды показателей: измеряющие знания, научно-технический прогресс (НТП); валовой региональный продукт (ВРП); человеческий капитал; отдельные показатели фондового рынка и другие. Но при этом необходимо отметить, что они характеризуют в основном различные компоненты инновационной политики, в результате чего возникает потребность в приведении их в сопоставимый вид.
Построению рейтингов развития инновационной деятельности, как методике оценивания, в настоящее время уделяется самое пристальное внимание. Можно выделить следующие наиболее известные международные методики оценки:
1) на глобальном уровне - Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, GCL), Глобальный инновационный индекс (The Global Innovation Index, GII), Европейская шкала инноваций (The European Innovation Scoreboard, EIS), Международный инновационный индекс (The International Innovation Index, III);
2) на региональном уровне - в США Сводный индекс инновационного развития (Portfolio Innovation Index, PII), в Европейском союзе Региональная шкала инноваций (Regional Innovation Scoreboard, RIS).
Существующие системы показателей направлены в основном на оценку инновационной политики развитых стран. И в связи с этим они не учитывают ряда факторов, характерных для развивающихся рынков. Тем самым накладывая определенные ограничения на стимулирование их инновационной деятельности. В этом случае, целесообразно рассчитывать ряд индикаторов, оценивающих результативность инновационных процессов, влияющих на социально-экономическое развитие страны (отдельных регионов). К ним можно отнести долю инновационной деятельности в экономике региона, показатель социально-экономической полезности инноваций и другие.
Однако, в отечественной практике, расчет и анализ таких показателей ограничен недостатком соответствующей информации, и отсутствием методики их расчета. Также отсутствует научное обоснование необходимого, достаточного числа и состава показателей, оценивающих инновационную политику и инновационную деятельность.
Для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов необходимо дополнительное стимулирование, в том числе, упрощение миграционного режима. Например, Соединенным Штатам Америки благодаря либеральной миграционной политике удалось привлечь 38 млн. профессоров со всего мира. Важным моментом является получение международного опыта студентами и молодыми специалистами. На данный момент правительством Российской Федерации подписаны межправительственные соглашения о двустороннем молодежном обмене с рядом стран: Японией, Южной Кореей, со странами Европы, в том числе Германией, Италией, Бельгией, Испанией, Францией, Польшей, Финляндией, Португалией, Люксембургом. Международный обмен способствует
улучшению международных связей и отношений, глобализации науки и образования.
На наш взгляд, «инвестирование» в человеческий капитал - самая приоритетная на сегодняшний день задача. В качестве примера приведем Европейский союз, где понятие конкурентоспособности на рынках неразрывно с повышением качества жизни населения. Самыми важными сферами, при этом являются здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, повышение уровня жизни. В настоящее время в России уровень здравоохранения на относительно низком уровне, в 2014 году Россия заняла последнее 51 место в рейтинге стран мира по эффективности системы здравоохранения [5]. Данный рейтинг составляется на основании следующих показателей: продолжительность жизни, государственные затраты на здравоохранение на душу населения и стоимость медицинских услуг на душу населения. По уровню образования наша страна находится на 36 месте [7]. Поэтому при реализации инновационной политики особое внимание следует уделять именно развитию человеческого капитала.
Значительное повышение инновационной активности бизнеса. Важным моментом, при повышении инновационной активности бизнеса является приобщение бизнес-сообщества к совершенствованию современных и созданию инновационных технологий, востребованных как в России, так и за рубежом. Сегодня на низком уровне остается востребованность отечественных разработок российскими предприятиями. Поэтому очень важным моментом является стимулирование компаний-разработчиков и производственных предприятий. Эффективными мерами стимулирования бизнеса являются либеральная налоговая политика, льготное кредитование, финансовая поддержка государства в виде грантов, конкурсов [2]. Использование отечественных разработок российскими бизнесменами обеспечит устойчивое развитие экономики страны, и тогда можно будет говорить об экономической безопасности. В перспективе - вывод инновационных технологий на внешний рынок.
Самой инновационной страной признана Южная Корея. Россия в данном рейтинге заняла 14 место. На втором месте - Япония, успешно реализующая инновационную экономику. Результат - огромный скачок в постиндустриальный век. Начав с импорта, усовершенствования и реинжиниринга технологий, Япония перешла к экспорту высокотехнологичной продукции [5].
Продвижение инноваций в государственном секторе. При создании инновационной политики важнейшая задача государства - обеспечение благоприятной среды для инновационной активности. Для создания благоприятной среды государство должно быть инновационным.
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
Для осуществления инновационной деятельности объект (страна, регион, отрасль, отдельное предприятие) должен обладать достаточной величиной инновационного потенциала. В свою очередь, для эффективного управления инновационным потенциалом необходим его мониторинг и комплексная оценка.
Комплексная оценка инновационного потенциала региона предполагает, во-первых, наличие обоснованной, научно выверенной системы показателей и статистической базы, во-вторых, показатели, рассчитанные отдельно по регионам, должны быть использованы для оценки совокупного потенциала страны. При этом особое внимание необходимо уделять специфике инновационного развития отдельных регионов, которая определяет формирование и развитие инновационного потенциала России в целом.
На основе обобщения рассмотренных в параграфе 1.2 методических подходов к оценке инновационного потенциала, автором разработан алгоритм оценки инновационного потенциала региона (рис. 17).
Рис. 17 Алгоритм оценки инновационного потенциала региона
Для оценки используем методику, включающую 33 единичных (базовых) индикатора статистических данных.
Данная методика оценки инновационного потенциала региона основана на выделении 7 групп показателей по видам инновационного потенциала:
1) интеллектуально- профессиональный;
2) производственно-технологический;
3) экологический;
4) финансово-экономический;
5) инвестиционный;
6) информационно-коммуникативный;
7) показатели результативной составляющей.
Каждая группа включает в себя статистические показатели, разработанные Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (показатели № 1-7, 13-23, 28-33), индикаторы инновационной деятельности, представленные НИУ «ВШЭ» в соответствии с современными международными стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евростата (показатели № 8-12, 24-27) (табл. 6).
Таблица 6
Показатели комплексной оценки инновационного потенциала региона
Вид инновационного потенциала (группа) | Показатель | Условное обозначение | ||
1 | 2 | 3 | ||
Интеллектуальнопрофессиональный потенциал (ИПП) | 1. Отношение персонала, занятого научными исследованиями и разработками, к численности занятых в экономике, % | ШШ1 | ||
| 2. Отношение численности исследователей к численности занятых в экономике, % | ШШ2 | ||
3. Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 чел. населения, чел. | ШШз | |||
Производственнотехнологический потенциал (ПТП) | 4. Инновационная активность организаций, % | ПТП1 | ||
5. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций, % | ПТП2 | |||
6. Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе обследованных организаций, % | ПТПз | |||
7. Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций, % | ПТП4 | |||
8. Степень износа основных фондов, % | ПТП5 | |||
9. Фондовооруженность труда экономики региона, млн. руб./ тыс. чел. | ПТПб | |||
10. Производительность труда экономики региона, млн. руб./ тыс. чел. | ПТП7 | |||
11. Фондоотдача экономики региона, % | ПТП8 | |||
12. Фондоёмкость экономики региона, % | ПТП9 | |||
Экологический потенциал (ЭП) | 13.Экологичность производства, млн. руб./тыс. тонн. | ЭП1 | ||
14. Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, % | ЭП2 | |||
Финансовоэкономический потенциал (ФЭП) | 15. Отношение затрат на технологические инновации организации к ВРП, % | ФЭП1 | ||
16. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % | ФЭП2 | |||
17. Специальные затраты, связанные с экологическими инновациями, млн. руб. | ФЭП3 | |||
18. Отношение внутренних затрат на научные исследования и разработки к ВРП, % | ФЭП4 | |||
19. Отношение внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки к ВРП, % | ФЭП5 | |||
Инвестиционный потенциал (ИП) | 20. Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. | ИП1 | ||
21. Отношение объема инвестиции в основной капитал к ВРП % | ИП2 | |||
| 22. Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. | ИП3 | ||
23. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % | ИП4 | |||
Информационнокоммуникативный потенциал (ИКП) | 24. Отношение затрат на информационные и коммуникационные технологии к ВРП, % | ИКП1 | ||
25. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе обследованных организаций, % | ИКП2 | |||
26. Удельный вес организаций, использовавших глобальные информационные сети, в общем числе обследованных организаций, % | ИКП3 | |||
27. Число персональных компьютеров на 100 работников, шт. | ИКП4 | |||
Показатели результативной составляющей (ПРС) | 28. Отношение объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг к ВРП, % | ПРС1 | ||
29. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % | ПРС2 | |||
30. Используемые передовые производственные технологии, шт. | ПРС3 | |||
31. Выдача патентов, шт. | ПРС4 | |||
32. Отношение числа выданных патентов к числу поданных патентных заявок, % | ПРС 5 | |||
33. Индекс промышленного производства, % | ПРСб |