Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики
1.1 Инновационная политика и формы ее реализации
1.2 Инновационная политика региона
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО
3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
Для комплексной оценки инновационного потенциала региона предполагается использовать следующие этапы расчетов показателей (рис. 18).
Рис. 18 Этапы расчёта интегрального показателя инновационного потенциала региона
К основным преимуществам разработанной методики относятся: простота, универсальность, комплексность и объективность. Методика основана на использовании общедоступных статистических данных Федеральной службы государственной статистики, что исключает субъективность применения метода экспертных оценок и может быть использована как для оценки группы регионов, так и федерального округа, причем возможны варианты с включением дополнительных показателей, присущих отдельным регионам или даже отраслям.
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
Для обоснованной оценки динамики развития инновационного потенциала регионов ПФО на перспективу и для разработки основных мер по содействию развития инновационной деятельности, необходимо провести прогноз показателя на 2020-2024 гг. Для оценки тенденции используем метод аналитического выравнивания, который сводится к построению трендовых уравнений.
Метод аналитического выравнивания основан на вычислении значений выровненного ряда по соответствующим математическим формулам [26, с. 212-219]. Рассмотрим прогноз развития комплексного интегрального показателя инновационного потенциала на примере РТ.
Используем для расчета прогнозных значений показателя уравнение прямой:
где - уровни выровненного ряда (теоретические показатели);
t - годы;
a, b - постоянные коэффициенты (неизвестные параметры).
В таблице 7 приведены полученные результаты уравнения прямой по методу аналитического выравнивания комплексного интегрального показателя инновационного потенциала РТ за 2015- 2019 гг.
Таблица 7
Результаты расчета показателей уравнения прямой по методу аналитического выравнивания комплексного интегрального показателя инновационного потенциала РТ за 2015- 2019 гг.
Годы | Показатель, у | t | t2 | yt | У |
2015 г. | 0,2066 | -2 | 4 | -0,4132 | 0,1975 |
2016 г. | 0,1974 | -1 | 1 | -0,1974 | 0,2021 |
2017 г. | 0,1950 | 0 | 0 | 0,0000 | 0,2067 |
2018 г. | 0,2122 | 1 | 1 | 0,2122 | 0,2114 |
2019 г. | 0,2224 | 2 | 4 | 0,4448 | 0,2160 |
Итого | 1,0337 | 0 | 10 | 0,0464 | 1,0337 |
Для определения неизвестных параметров необходимо решить систему уравнений [26, с. 212-219]:
Необходимые величины для решения системы уравнений рассчитаны и приведены в таблице 3.2, подставим их в уравнение:
В результате вычислений коэффициентов a=0,2067; b=0,0046. Уравнение прямой будет иметь следующий вид:
Для каждого года подставляем значение t и получаем уровни выровненного ряда, которые представлены в таблице 7.
Для прогнозирования тренда изучаемого явления на 2020-2024 гг. методом аналитического выравнивания для экстраполяции значений показателя на основе рассчитанного выше уравнения тренда используем значения t=3, t=4, t=5, t=6 и t=7 за пределами исследуемого ряда. В результате вычислений определим прогнозные значения комплексного интегрального показателя инновационного потенциала РТ (у) за 2020-2024 гг., которые составили 0,2207; 0,2253; 0,2299; 0,2346 и 0,2392 соответственно.
Прогнозируемая динамика комплексного интегрального показателя инновационного потенциала РТ за 2020-2024 гг. представлена на рисунке 19.
Данные рисунка наглядно отражают прогноз устойчивого роста показателя на перспективный период до 2024 г.
Рис. 19 Прогноз комплексного интегрального показателя инновационного потенциала РТ на 2015-2024 гг.
В таблице 8 приведены прогнозные значения комплексного интегрального показателя инновационного потенциала регионов ПФО за 2020-2024 гг.
Таблица 8
Прогноз комплексного интегрального показателя инновационного потенциала регионов ПФО на 2020-2024 гг.
Регион | Годы | ||||
2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | |
Республика Башкортостан | 0,2207 | 0,2253 | 0,2299 | 0,2346 | 0,2392 |
Республика Марий Эл | 0,1695 | 0,1693 | 0,1692 | 0,1691 | 0,1689 |
Республика Мордовия | 0,2894 | 0,3031 | 0,3169 | 0,3306 | 0,3443 |
Республика Татарстан | 0,2930 | 0,3021 | 0,3112 | 0,3203 | 0,3293 |
Удмуртская Республика | 0,1070 | 0,0932 | 0,0793 | 0,0654 | 0,0516 |
Чувашская Республика | 0,3390 | 0,3472 | 0,3555 | 0,3638 | 0,3721 |
Пермский край | 0,1398 | 0,1380 | 0,1362 | 0,1344 | 0,1326 |
Кировская область | 0,2394 | 0,2455 | 0,2515 | 0,2576 | 0,2636 |
Нижегородская область | 0,2873 | 0,2976 | 0,3078 | 0,3181 | 0,3284 |
Оренбургская область | 0,3826 | 0,3975 | 0,4125 | 0,4274 | 0,4424 |
Пензенская область | 0,1982 | 0,2024 | 0,2057 | 0,2095 | 0,2132 |
Самарская область | 0,2289 | 0,2269 | 0,2249 | 0,2228 | 0,2208 |
Саратовская область | 0,2086 | 0,2131 | 0,2175 | 0,2219 | 0,2264 |
Ульяновская область | 0,2239 | 0,2313 | 0,2387 | 0,2460 | 0,2534 |
Республика Башкортостан | 0,2002 | 0,1963 | 0,1924 | 0,1885 | 0,1846 |
Республика Марий Эл | 0,2888 | 0,3034 | 0,3180 | 0,3326 | 0,3471 |
Республика Мордовия | 0,2856 | 0,2838 | 0,2821 | 0,2804 | 0,2786 |
Республика Татарстан | 0,5628 | 0,5747 | 0,5865 | 0,5984 | 0,6103 |
Для более удобного представления информации был использован метод ранжирования. На основе данного метода была произведена оценка и сформирован общий рейтинг регионов ПФО Российской Федерации по комплексному интегральному показателю инновационного потенциала за 2020-2024 гг. (табл. 9).
Таблица 9
Прогноз рейтинга регионов ПФО по комплексному интегральному показателю инновационного потенциала на 2020-2024 гг.
| 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | |||||||||||||
Регион | Индекс | Место в рейтинге | Группа | Индекс | Место в рейтинге | Группа | Индекс | Место в рейтинге | Группа | Индекс | Место в рейтинге | Группа | Индекс | Место в рейтинге | Группа | | ||
Республика Башкортостан | 100,00 | 1 | А | 100,00 | 1 | А | 100,00 | 1 | А | 100,00 | 1 | А | 100,00 | 1 | А | | ||
Республика Марий Эл | 67,98 | 2 | В | 69,17 | 2 | В | 70,32 | 2 | А | 71,43 | 2 | А | 72,49 | 2 | А | | ||
Республика Мордовия | 60,23 | 3 | В | 60,43 | 3 | В | 60,62 | 3 | В | 60,80 | 3 | В | 60,97 | 3 | В | | ||
Республика Татарстан | 52,07 | 4 | В | 52,57 | 6 | В | 53,06 | 6 | В | 53,52 | 6 | В | 53,97 | 6 | В | | ||
Удмуртская Республика | 51,43 | 5 | В | 52,75 | 5 | В | 54,02 | 5 | В | 55,25 | 5 | В | 56,41 | 5 | В | | ||
Чувашская Республика | 51,32 | 6 | В | 52,80 | 4 | В | 54,21 | 4 | В | 55,28 | 4 | В | 56,88 | 4 | В | | ||
Пермский край | 51,05 | 7 | В | 51,78 | 7 | В | 52,49 | 7 | В | 53,16 | 7 | В | 53,81 | 7 | В | | ||
Кировская область | 50,74 | 8 | В | 49,39 | 8 | В | 48,10 | 8 | В | 46,85 | 8 | В | 45,66 | 8 | В | | ||
Нижегородская область | 42,54 | 9 | В | 42,71 | 9 | В | 42,88 | 9 | В | 43,04 | 9 | В | 43,20 | 9 | В | | ||
Оренбургская область | 40,68 | 10 | В | 39,49 | 11 | С | 38,34 | 12 | С | 37,24 | 12 | С | 36,18 | 13 | С | | ||
Пензенская область | 39,78 | 11 | С | 40,25 | 10 | В | 40,69 | 10 | В | 41,12 | 10 | В | 41,53 | 10 | В | | ||
Самарская область | 39,21 | 12 | С | 39,21 | 12 | С | 39,20 | 11 | С | 39,20 | 11 | С | 39,20 | 11 | С | | ||
Саратовская область | 37,07 | 13 | С | 37,08 | 13 | С | 37,08 | 13 | С | 37,09 | 13 | С | 37,10 | 12 | С | | ||
Ульяновская область | 35,58 | 14 | С | 34,16 | 15 | С | 32,80 | 15 | С | 31,50 | 15 | С | 30,25 | 15 | С | |
Проведенное исследование позволило установить, что высоким инновационным потенциалом (группа «А») среди субъектов ПФО по состоянию на 2024 г. будет обладать Республика Башкортостан (100%) и Республика Марий Эл (72,49%). При это необходимо отметить, что область войдет в группу «А» в 2022 г. (70,32%). На протяжении 2020-2024 регионы продемонстрируют положительную динамику. Максимальные значения показателя будут представлены в 2024 г., и составят 0,6103 и 0,4424 соответственно.
В группу «В» со средним уровнем инновационного потенциала в 2024 г. войдут 8 регионов ПФО, такие как Республика Мордовия (60,97%), Чувашская Республика (56,88%), Удмуртская Республика (56,41%), Республика Татарстан (53,97%), Пермский край (53,81%), Кировская область (45,66%), Нижегородская область (43,20%) и Пензенская область (41,53%) области. Нижегородская и Пензенская области поднимутся на одну рейтинговую позицию и войдут в группу «В» в 2020 г. 42,54% (0,2394) и в 2021 г. 40,25% (0,2313) соответственно. На протяжении исследуемого периода все регионы продемонстрируют положительную динамику развития инновационного потенциала. В группу «С» с низким уровнем инновационного потенциала в 2024 г. войдут 7 регионов ПФО, такие как Самарская область (39,20%), Саратовская область (37,10%), Оренбургская область (36,18%).
Таким образом, проведенный прогноз развития комплексного интегрального показателя инновационного потенциала регионов ПФО на 2020-2024 гг. позволяет сделать вывод о положительной динамике развития 14 из 14 регионов.
Проведенное исследование проблем и перспектив развития инновационной деятельности регионов ПФО Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:
- несмотря на активную позицию государства в вопросах инновационного развития, инновационная деятельность Российской Федерации характеризуется относительно низким уровнем;
- относительно низкий уровень инновационного развития регионов является результатом существования множества проблем в области инноваций;
- при реализации стратегии инновационного развития могут возникать следующие виды проблем: экономические, производственные, правовые, организационно-управленческие, культурные и социально-психологические, инфраструктурные и прочие;
- основными из них являются: недостаток средств государственного финансирования инновационных проектов и собственных денежных средств предприятий