Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики
1.1 Инновационная политика и формы ее реализации
1.2 Инновационная политика региона
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО
3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
Как показано в таблице 1, характеристики рейтингов инновационной сферы регионов РФ включают следующие родственно близкие понятия:
- инновационная активность (НАИРИТ) - способность территориальной производственно-хозяйственной системы к восприятию научно-технических нововведений в производстве, а также практическую реализацию научно-технических разработок при выпуске продукции [3, с. 23];
- инновационное развитие (ВШЭ) - деятельность субъектов инновационного развития, которая предполагает более эффективное использование ресурсного потенциала региона, укрепление и расширение его хозяйственных связей, повышение интенсивности инвестиционных процессов, развитие инновационной инфраструктуры, и, как следствие, и основная цель - повышение уровня и качества жизни населения региона [6];
- инновационность (ЦСР «Северо-Запад») - способность региона оптимально использовать инновационный потенциал, в определенном инновационном контуре с эффективным использованием инновационной деятельности в условиях минимального инновационного лага [4];
- инновативность (НИСП) - стремление и способности к разработке и внедрению прорывных нововведений, которые радикально отличаются от традиционных технологий и технических систем, формируя новую технологическую совокупность (среду) [1, с. 13].
В большинстве из представленных рейтингов в качестве отправной точки используется подход европейских инновационных обследований (European Innovation Survey, Regional innovation survey и Union innovation survey), а в качестве исходной информационной базы для регионов России используются данные Росстата.
Число показателей, представленных выше рейтингов инновационного развития субъектов РФ различна. Так, методика оценки инновационного потенциала регионов по ВШЭ включает 36 показателей расчета, ЦСР «Северо-Запад» - 15 показателей, НИСП - 5 показателей, по НАИРИТ - данные по показателям неизвестны.
Измерение и количественная оценка вышеуказанных методик расчета осуществляется с использованием определенных методических подходов, степень различия которых не столь значительна.
Обилие вышеуказанных рейтингов по оценке инновационного развития субъектов Российской Федерации затрудняет проведение сопоставлений и анализ успехов регионов во временном и пространственном разрезе. В этой связи Ассоциацией инновационных регионов России (Квалификационный комитет АИРР) разработан набор показателей для проведения мониторинга инновационного развития субъектов РФ, входящих в состав Ассоциации. Данный рейтинг используется для принятия в Ассоциацию новых регионов, а также для внутренней оценки прогресса регионов - членов по уровню инновационного развития. Данный набор показателей был согласован в рамках рабочей встречи представителей органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, специалистов АИРР и экспертного сообщества. Рабочая встреча состоялась в рамках X Красноярского экономического форума и была посвящена совершенствованию оценки инновационного развития регионов России. По итогам обсуждения система показателей была утверждена протоколом встречи [2, с. 10].
Итак, инновационная политика в отраслях народного хозяйства в значительной мере зависит от длительности операционного и финансового цикла и объёмов капитальных вложений. Предприятия, операционный цикл которых достаточно продолжительный вынуждены отвлекать оборотные средства или прибегать к привлечению внешнего финансирования проектов. В том же случае, если отрасль предполагает массовый выпуск продукции, возникает своеобразный «барьер входа» для мелких и средних предприятий. Также объёмы первоначальных вложений увеличиваются в том случае, если в отрасли существуют лицензионные ограничения. К макроэкономическим проблемам формирования и реализации инновационной политики, относятся: законодательная стабильность, прежде всего – наличие спорных вопросов в нормативно-правовом обеспечении защиты прав собственности инвесторов; наличие четкой государственной стратегии по привлечению инноваций; степень налогового и административного давления на объекты предпринимательства; уровень коррупции; стабильность работы финансовой системы страны; степень готовности предприятий осуществлять реальные эффективные инновации даже в конкурентоспособные инновационные проекты; степень развития фондового рынка; уровень платежеспособности в стране; доступ зарубежных инвесторов к информации относительно действующего законодательства, в сфере иностранного инвестирования.
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
Переход на инновационное развитие национальной экономики, а также необходимость выхода с наименьшими потерями из экономического кризиса ставят перед федеральными и региональными органами власти ряд задач, связанных с совершенствованием подходов к научно-технической и инновационной деятельности, как на общегосударственном, так и региональных уровнях. Важным документом, в котором нашли отражение вопросы регионального развития, включая ориентацию на инновационное развитие, стала Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция-2020 была утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662.
Принятие Концепции-2020 было связано с необходимостью «укрупнения масштабов управления» с целью запуска межрегиональных проектов. Определенную роль сыграло то обстоятельство, что при традиционном административно-политическом делении не сложилась практика горизонтальных связей и взаимодействия в силу отсутствия институциональных и правовых оснований для такого рода сотрудничества.
Развитие инновационной деятельности в долгосрочном периоде, в обозначенное в данной концепции, заключено в основных направлениях и предполагает:
- повышение качества образовательных услуг, с целью привлечения потенциальных кадровых ресурсов и развитии инновационной культуры в крупных городских агломерациях с инновационной инфраструктурой;
- создание и развитие не менее 7 территориально-производственных кластеров с целью создания инновационных технологий и продукции, а территориальные кластеров, ориентированных на добычу и переработку сырья и энергии на новых территориях.
В рамках тенденций глобальной нестабильности, сегодня актуально рассматривать рост крупных городов как основной фактор развития инновационной активности регионов. Поэтому Правительству РФ необходимо учитывать данный факт при планировании регионального
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями) / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3yHmjYaNa развития. Урбанизация тесно связана с наращиваем инновационного кадрового потенциала. Это касается в основном крупных городских агломераций, которые являются научными и образовательными центрами в стране.
Таким образом, возникает необходимость предоставления ВУЗам в таких центрах статуса федеральных и национальных исследовательских университетов, вовлечение сотрудников и студентов в инновационную культуру, поддержка развития образовательных программ, имеющие связь с инновационной деятельностью (например медицина, биогенетика, биотехнолгии, программирование, атомная и ядерная энергетика).
Региональная инновационная политика - совокупность установленных целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления.
В основе - теория создания благоприятных условий среды для нововведений. Её центральным моментом является динамичная эффективность региональной производственной структуры, а основным инструментом - создание местных синергизм, передача инноваций и технологий (трансфер технологий).
Цель региональной инновационной политики: повышение вклада научно-инновационной сферы в НТП страны, в экономику региона, улучшение социально-экономических показателей региона за счет эффективного использования его инновационного потенциала.
Принципы региональной инновационной политики:
- цели региональной инновационной политики должны быть выявлены из общей концепции научно-технического развития России и не противоречить стратегическим федеральным целям;
- при определении целей региональной инновационной политики необходимо учитывать специфику и потребности региона;
- ресурсная программа региональной инновационной политики должна формироваться исходя из региональных целей;
- Конкретная структура целей и целевая программа в целом должны разрабатываться с помощью современных методик с привлечением независимых экспертов для формирования системы экспертных оценок, с использованием зарубежного опыта, федеральных программ ускорения научно-технического прогресса, региональных программ развития инновационного потенциала, учитывая предпочтения отдельных промышленных предприятий и научных учреждений государственной и муниципальной форм собственности, отдельных приватизационных промышленных и научно-технических предприятий, а так же научных групп и отдельных специалистов в области инноваций.
На сегодняшний день в российском законодательстве нет единого нормативно-правового акта, который бы регулировал отношения, возникающие при осуществлении деятельности основанной на знаниях. Действующие нормативные акты определяют только отдельные правовые аспекты инновационного процесса. Совокупность нормативно правовых документов, затрагивающих инновационную сферу предпринимательства, может быть представлена в виде следующей системе.
Законодательство об интеллектуальной собственности. В состав данного законодательства входят те законы, которые регламентируют правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности и порядок оформления прав на них: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, нетрадиционные объекты, средства индивидуализации и объекты авторского права. Также здесь следует упомянуть нормативные акты патентного ведомства, которые регламентируют правила регистрации интеллектуальных объектов.
Нормы законодательства об интеллектуальной собственности затрагивают и отдельные договорные формы взаимоотношений между различными субъектами инновационной активности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, к этому относятся лицензии, договоры об уступке промышленных прав, а также договоры о денежном поощрении автора изобретения.
Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров - главным образом, договоров на проведение технологических, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.
Нормативные акты об оказании государственной поддержки и стимулирования инновационной активности. К данным актам относятся документы декларативного и программного характера.
Правительство РФ выпустило ряд постановлений об утверждении федеральных программ, которые касаются отдельных сфер инновационного процесса. К данной группе относятся принятые Правительством РФ акты, индивидуально регулирующие создание венчурных фондов для поддержки инновационной активности в регионах и стране. Так же, субъектами РФ, муниципальными образованиями могут формироваться некоммерческие предприятия, которые направлены на финансовую поддержку инновационных проектов, т.е. на привлечение инвестиций для их реализации.