Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики
1.1 Инновационная политика и формы ее реализации
1.2 Инновационная политика региона
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО
3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
Говоря о развитии нормативного правового регулирования инновационной сферы в целом, нельзя не согласиться с Н.А. Игнатюк в том, что при формировании законодательства об инновациях стратегическим должен стать тезис о том, что осуществление инновационной деятельности должно быть выгодно всем: обществу, государству, инноватору и лицам, участвующим в инновационной деятельности [29, с. 265].
Итак, концепция «инноваций» относится к экономической категории и является объектом своего рода экономического механизма, который влияет на определенные процессы, связанные с созданием и внедрением инноваций, а также с различными экономическими отношениями. В то же время мы не должны забывать, что рынок - место, где возникают такие отношения. Инновационная политика - процесс, основанный на прохождении нового продукта четырех этапов жизненного цикла:
- непосредственное развитие;
- выход на рынок;
- развитие и восстановление рынка;
- стабилизация или снижение рынка. Этот экономический механизм влияет на инновации с использованием специальных инструментов стратегического управления, которые вместе образуют инновационное управление. Это некоторая система управления для различных инноваций, а также процессы и отношения, возникающие в ходе их движения. В целом комплекс налоговых льгот, предоставляемых субъектам инновационной деятельности, имеет хорошую законодательную базу, распространяется на все виды региональных налогов и довольно широко распространен, однако налоговые льготы зачастую занимают не очень значительную долю в структуру затрат инновационных компаний, поэтому такая форма поддержки не столь значительна.
Таким образом, обзор нормативно-правовых актов о регулировании инновационной активности, показал, что законодательство в области инноваций необходимо определить как комплексную отрасль законодательства, включающую элементы различных отраслей. Так же замечено, что нормативно-правовые акты регулирующие инновационную деятельность учитывают принципы регулирования, которые характерны для исторически важных отраслей. В России уже давно необходимо принять комплексный законодательный акт об инновационной активности и инновациях, который содержал бы в себе целую единую систему законов, актов и постановлений, которая поможет внедрить инновационную культуру во все сферы экономики и жизнедеятельности.
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
В состав ПФО входят четырнадцать регионов. Территория ПФО занимает около 6% территории Российской Федерации (более 1 млн км2), на ней проживает более 20% населения страны (более 30,2 млн человек). Доля округа в общероссийском ВВП превышает 15%. В ПФО сосредоточена треть инновационно активных предприятий России и 41% объема российского экспорта технологий, а объем инвестиций в экономику ПФО составляет 15,3% всех инвестиций России [33]. Традиционной специализацией округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и химическая промышленность.
К характерным чертам ПФО можно отнести следующие:
-урбанизированный округ: 70% населения - горожане, на территории округа находится шесть городов с населением свыше 1 млн чел.;
-высокоразвитая инновационная инфраструктура: по концентрации отраслевой и вузовской науки округ занимает второе место после ПФО России (более 300 высших учебных заведений, из них 8 национальных исследовательских; более 300 малых инновационных предприятий, более 40 технопарков и инновационно-технологических центров);
-лидер по числу используемых технологий (43% от всего объема по России), торговле технологиями с зарубежными странами, затратам на технологические инновации;
-ежегодно в ПФО регистрируется более 6000 объектов интеллектуальной собственности.
Динамика инновационной деятельности в регионах ПФО проанализирована по показателям удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые и экологические инновации (рис. 2-5).
2017 2018 2019
Рис. 2 Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций ПФО
2017 2018 2019
Рис. 3 Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации, в общем числе обследованных организаций ПФО
2017 2018 2019
Рис. 4 Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций ПФО
2017 2018 2019
Рис. 5 Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации, в общем числе обследованных организаций ПФО
Анализ показал, что только в Республике Чувашия и Республике Татарстан, Нижегородской и Оренбургской областях удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, демонстрирует положительный тренд.
Республика Чувашия лидирует по удельному весу организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и организационные инновации. В республике эффективно функционирует инновационная инфраструктура: Федеральный центр высоких медицинских технологий травматологии, ортопедии и эндопротезирования; десятки малых и средних промышленно-инновационных предприятий, объектов здравоохранения республиканского и федерального уровня; Республиканский технопарк; Центр коллективного использования в области нанотехнологий; Республиканский коучинг-центр по венчурному предпринимательству; мини-технопарки и инновационные бизнес-инкубаторы [32]. Большинство научного потенциала республики задействовано в предпринимательском секторе.
Республика Татарстан является лидером по доле организаций, осуществляющих технологические и экологические инновации. В республике активно развиваются инновационные экологически безопасных производства, включая комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске, предусматривающий строительство нефтеперерабатывающего завода, завода глубокой переработки нефти, нефтехимического завода и других производств; проект строительства завода по производству аммиака, метанола, карбамида и аммиачной селитры на базе действующего производства в г. Менделеевске. Следует отметить, что на территории республики создана особая экономическая зона «Алабуга» промышленно-производственного типа мощностью до 500 тыс. автомобилей в год, из которых не менее 10% составляет экспорт [32].
Итак, отечественным компаниям необходимо обратиться к западному опыту и увеличивать инновационную деятельность научно-исследовательских институтов и компаний с целью усиления рыночных позиций на нефтегазовом рынке; развивать взаимодействие компаний с инновационными компаниями в области информационного обеспечения, сопровождения и реализации инвестиционных проектов.
Республика Татарстан отличается от многих регионов России своим высоким научным, производственным и инновационным потенциалом. Такие преимущества связаны с благоприятным географическим положением, стабильным развитием общественно-политических и социальных процессов, богатством природных ресурсов, развитым промышленным производством и наличием квалифицированной рабочей силы.
В начале 2000-х годов республика взяла курс на модель инновационного развития, Татарстан всерьез сосредоточил свои усилия на инновационной деятельности и добился значительных результатов. Региональная инновационная инфраструктура, нацеленная на стимулирование инноваций, сегодня состоит из зрелой и разнообразной сети институтов развития. Региональная инфраструктура поддержки инновационной деятельности включает в себя крупнейшую в России особую экономическую зону промышленно-производственного типа Алабуга, четыре индустриальных парка, технополис Химград, 14 индустриальных парков, инновационные и венчурные фонды.
Нормативно-правовой базой инновационного развития стали «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», принятый в 2010 году, Стратегия развития научной и инновационной деятельности в республике до 2015 года и Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная политика Республики Татарстан на 2014 - 2020», который действовал до недавнего времени, а также каждые два года инновационные меморандумы.
Закон Республики Татарстан № 63-ЗРТ от 2 августа 2010 года «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» определяет формы и условия оказания государственной поддержки инновационным проектам. Формы поддержки, определяемые законом, следующие: финансирование исследований, разработок и технологических работ для создания новых или улучшенных продуктов (технологий), предназначенных для практического использования; обеспечение субъектов инновационной деятельности государственным имуществом республики во владении и пользовании; производственно-технологическое обеспечение субъектов инновационной деятельности; предоставление специализированных и консультационных услуг; финансирование подготовки и повышения квалификации специалистов в области инноваций [2].