Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики
1.1 Инновационная политика и формы ее реализации
1.2 Инновационная политика региона
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО
3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
В Татарстане реализован целый ряд мер налогового стимулирования. Существуют льготные налоговые режимы для налога на имущество организаций для индустриальных парков, Особой экономической зоны Алабуга и других хозяйствующих субъектов, которые подтвердили статус инновационных хозяйствующих субъектов. Для резидентов особой экономической зоны предусмотрены налоговые льготы по корпоративному подоходному налогу: в первые пять лет ставка налога составляет 0%, в последующие пять лет - 5%, а через 10 лет - 13,5% - минимальный доход Ставка налога, предусмотренная федеральным законом. Также организации-резиденты особой экономической зоны освобождаются от транспортного налога в течение 10 лет с момента регистрации транспортного средства. Объем бюджетных ассигнований на налоговые льготы за 2014 год составил более 1,5 млн рублей [6].
Республика Мордовия замыкает в тройку лидеров по удельному весу организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые и экологические инновации. Республика была инициатором формирования ассоциации инновационных регионов. Здесь созданы уникальные условия для долгосрочных инвестиционных проектов инновационной направленности: венчурный фонд (самая высокая капитализация в стране - 880 млн руб.), Фонд смешанных инвестиций, бизнес-инкубатор, гарантийный фонд поддержки малого бизнеса, инновационно-технологический центр, сеть консалтинговых центров, технопарк [27].
Другие субъекты ПФО не столь успешны в области инновационной активности. Так, Пензенская область, несмотря на значительные достижения в областях приборостроения и производства медицинской техники [32], демонстрирует существенный спад удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации в общем объеме обследованных организаций.
Ресурсное обеспечение инновационных преобразований в регионах ПФО представлено на рис. 11-13.
2017 2018 2019
Рис. 11 Удельный вес персонала, занятого научными исследованиями и разработками отнесенный к 10000 человек населения
2017 2018 2019
Рис. 12 Доля внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки
по отношению к ВРП
2017 2018 2019
Рис. 13 Интенсивность затрат на технологические инновации
Здесь отражена динамика следующих показателей, соответственно: удельный вес персонала, занятого научными исследованиями и разработками на 10000 чел. населения, доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП, интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к общему объему отгруженной продукции).
Нижегородская область лидирует по доле внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП и концентрации персонала, занятого научными исследованиями и разработками. Развитая ресурсная составляющая инновационной деятельности области определяется нескольким факторам: на территории региона в настоящий момент функционируют шесть федеральных научно-производственных центров (РФЯЦ-ВНИИЭФ, ОКБМ Африкантов, Нижегородский НИИ радиотехники, ННИПИ «Кварц», НИИИС им. Ю.Е. Седакова НПП «Полет»); действуют 22 научные школы. Существенная доля научных организаций Нижегородской области сосредоточена в оборонно-промышленном комплексе, где сконцентрирована большая часть передовых технологий и высококвалифицированных кадров. В области эффективно действует Закон Нижегородской области «О грантах в сфере науки, техники и технологий», так с периода принятия закона сумма гранта выросла в 4 раза и достигла 200 тыс. руб. [33]. Но, несмотря на это, интенсивность затрат на технологические инновации в области меньше, чем Самарской области. Это может быть связано с продолжительностью инновационного лага, что обусловлено спецификой промышленных отраслей (ядерная энергетика, автомобилестроение, судостроение).
Самарская область - один из регионов - лидеров по уровню инновационной политики. Ядром научного потенциала области выступает вузовская, академическая наука: Самарский научный центр Российской академии наук (СамНЦ РАН), 28 образовательных учреждений высшего профессионального образования. Ведущие университеты области имеют значительный спектр передовых инновационных разработок в областях двигателестроения, самолетостроения, электроники, медицинского приборостроения, нанотехнологий, аэрокосмических, геоинформационных, суперкомпьютерных технологий, гридтехнологий и др. Основным механизмом финансовой поддержки инновационного комплекса региона является государственная программа «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2018-2020 гг.
Инновационная инфраструктура Ульяновской области представлена следующими элементами: областной технопарк, научно-исследовательский и инновационный центр по микробиологии и биотехнологиям, центр трансфера технологий, центр коллективного использования оборудования и т. д. В области наблюдается сокращение доли организаций, осуществляющих технологические инновации, а доля внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки в ВРП и доля персонала, занятого научными исследованиями и разработками, имеют достаточно высокие уровни, уступая лишь Нижегородской области. Интенсивность затрат на технологические инновации является одной из самых низких в ПФО (еще ниже - только у Республики Марий Эл, демонстрирующей наихудшие в ПФО показатели ресурсного обеспечения инновационной деятельности).
Научно-исследовательский потенциал Пензенской области представлен семью крупными отраслевыми научно-исследовательскими институтами в сферах: вычислительной и измерительной техники, автоматики, микроэлектроники, аппаратуры связи, лазерной техники, атомной энергетики, авиастроения, космической и др., которые обеспечивают значительную долю персонала, занятого научными исследованиями и разработками [33].
Инновационная инфраструктура Пензенской области включает пять областных бизнес-инкубаторов, сеть муниципальных бизнес-инкубаторов, региональный центр содействия инновациям и др. [32]. Высокая интенсивность затрат на технологические инновации в Пензенской области обусловлена тем, что в области исторически высокий технологический уровень: на долю промышленности приходится почти 30% ВРП, большую часть доходов приносят обрабатывающие производства, машиностроение; объем экспортируемого оборудования и машин составляет 44%, а продукция металлообрабатывающих предприятий - 16%; в составе промышленного комплекса региона около 1500 предприятий, большая часть из которых имеет высокий производственный потенциал и реализует научно-техническую деятельность [29].
Стабильный рост внутренних затрат на научные исследования и разработки демонстрируют республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, а снижение доли персонала, занятого научными исследованиями и разработками в 10000 чел. населения - все регионы округа за исключением Пермского края (рис. 14).
2017 2018 2019
Рис. 14 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
Скачок интенсивности затрат на технологические инновации в 2015 г. в Мордовии может быть связан с интенсивным развитием инновационной инфраструктуры республики, а в 2018 г. - с открытием нового завода по производству оптического волокна.
Результаты инновационной деятельности регионов ПФО представлены на рис. 15-16.
2017 2018 2019
Рис. 15 Разработанные передовые производственные технологии на 10000 чел. населения
2017 2018 2019
Рис. 16 Выдано патентов на изобретения на 10000 чел. населения
Здесь отражена динамика следующих показателей, соответственно: удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг; разработанные передовые производственные технологии на 10000 чел. населения и число выданных патентов на изобретения на 10000 чел. населения.
Ульяновская область является лидером по числу разработанных передовых производственных технологий, а по числу патентов на изобретения уступает Республике Татарстан. Однако, доля инновационной продукции региона весьма незначительна, что свидетельствует о том, что инновационная инфраструктура не в полной мере соответствует потребностям промышленности области. Лидером 2017 г. по количеству разработанных передовых производственных технологий являлась Пензенская область. При этом результативность инновационной деятельности в области в целом не может считаться удовлетворительной, что, в определенной степени, может быть объяснено нестабильностью стратегии и неэффективностью структурирования затрат.
Мордовия является лидером в ПФО по доле инновационной продукции в общем объеме производства, которая сейчас составляет 28%. В республике работает 17 новых производств и завод по производству оптического волокна, который обеспечивает до 50% общей потребности российского рынка [26]. За последнее время в регионе увеличилось количество выданных патентов на изобретение и число разработанных передовых производственных технологий, что может свидетельствовать об эффективном использовании приобретенных технологий и результатов научных исследований.
Одно из лидирующих мест по выпуску инновационной продукции и патентной результативности занимает Республика Татарстан, благодаря реализации стимулирующих мер региональной политики, активизации инновационной деятельности предприятий-инноваторов и эффективности инновационной инфраструктуры [15]. Высокий уровень инновационного развития региона базируется на широком спектре отраслевых направлений (добычей полезных ископаемых,
химической промышленностью, производством транспортных средств и оборудования) и создании высокоэффективных рабочих мест, где изготавливается наукоемкая продукция.
Самарская область является одним из лидеров по доли инновационной продукции в общем объеме произведенной продукции, а по количеству выданных патентов на изобретения на 10000 чел. населения не входит даже в тройку лидеров. Это связано с концентрацией крупных промышленных предприятий и современных научно-образовательных центров. Наличие государственных исследовательских организаций, крупных динамичных фирм, индустриальных кластеров, венчурного капитала и сильного предпринимательского окружения оказывает значительное влияние на инновационную результативность региона [32].
В Республике Удмуртия, несмотря на незначительную долю персонала, занятого научными исследованиями и разработками, а также низкую интенсивность затрат на технологические инновации, с 2012 г. наблюдается рост числа разработанных передовых производственных технологий. Это может быть связано с эффективностью развития инновационной инфраструктуры: регионального центра, центров трансфера технологий в ведущих вузах и научных учреждениях [32].
Нижегородская область входит в число лидеров по количеству разработанных передовых производственных технологий благодаря высокому уровню научно-технической базы региона. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной демонстрировала ежегодный рост вплоть до 2018 г. Вместе с тем, несмотря на высокий инновационная политика региона, высокоразвитую инновационную инфраструктуру и значительные вложения в развитие инновационной деятельности, результативность инновационной деятельности области не вполне соответствует высоким ресурсным показателям.
Обратная ситуация наблюдается в республиках Башкортостан и Марий Эл, где при невысоком уровне инновационной политики наблюдается значительная патентная результативность. Однако для обеспечения динамичного развития республиканской инновационной системы необходимо развитие взаимосвязей между наукой, бизнесом и производством, обеспечивающее трансфер технологий.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в регионах ПФО наблюдается дисбаланс инновационной активности, ресурсного обеспечения и результативности инновационной деятельности. Нижегородская, Самарская и Пензенская области, обладающие значительным инновационным потенциалом, не в полной мере его реализуют, демонстрируя не достаточную эффективность инновационной деятельности. В то же время, в Республике Татарстан, имеющей меньшую