Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики
1.1 Инновационная политика и формы ее реализации
1.2 Инновационная политика региона
1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ
2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО
2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО
3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО
3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне
3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО
Аналогичные исследования, проведенные для других федеральных округов страны показали, что в целом по России наблюдается рост дифференциации территорий как по ресурсному обеспечению, так и по результативности и активности инновационной деятельности. Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа обладают значительным резервом для осуществления инновационной деятельности. Инновационная активность территорий России с 2013 г. снижается. Высокую результативность инновационной деятельности демонстрируют Центральный, Северо-Западный, Приволжский и Уральский федеральные округа. В динамике трендов результативности и активности инновационной деятельности территорий России не наблюдается общей закономерности. Это требует более детального изучения инновационного развития регионов России в отраслевом разрезе. Одна из статей данного цикла будет посвящена данному вопросу.
Проблемы инновационного развития регионов могут быть связаны с недостаточными социально-экономическими условиями для инновационной деятельности (низкая инвестиционная привлекательность, недостаток кадровых и финансовых ресурсов и т. д.). В регионах наблюдается высокий разброс уровня научно-технического потенциала, характеризующего начальную стадию жизненного цикла инноваций. При наличии во многих регионах развитой инфраструктуры инновационной деятельности, ключевой проблемой остается низкая эффективность трансфера технологий.
2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО
Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО – это основанная на научных разработках система исследования инновационного состояния региона, в частности регионального инновационного климата, потенциала региона на инновационном рынке и рисков инвестирования в регион. От привлечения инвестиций в страну, регион или муниципалитет напрямую зависит экономическое состояние территории публичного управления и благосостояние населения, проживающего на этой территории. При этом процесс привлечения инвестиций является сложной системой деятельностью: для того, чтобы инвесторы приняли решение о необходимости инвестирования, они должны быть уверены в потенциальной прибыльности своих вложений. Другими словами, они должны иметь информацию об инновационном состоянии в регионе. Потому от формы представления, открытости, доступности и достоверности сведений относительно эффективности или, напротив, рискованности вложения финансовых и материальных ресурсов в экономику конкретного региона зависит эффективность привлечения инвесторов [15].
Фундаментальным понятием, характеризующим инновационную привлекательность конкретной территории, является инновационный климат. Это понятие характеризуется двумя системными категориями: потенциал территории для инвесторов; рисков территории для инвесторов. Кроме того, индикатором высокой привлекательности территории с точки зрения инвесторов является активная инновационная деятельность, ведущаяся на данной территории.
В общем виде управление научной сферой возложено на российского Президента, который реализует следующие функции: во-первых, определение научно-технической политики государства; во-вторых, учреждение президентских грантов, предназначенных для оказания поддержки молодым российским ученым – кандидатам и доктором наук; в-третьих, учреждение президентских премий в сфере науки и инноваций для молодых ученых; в-четвертых, утверждение Президента Российской академии наук в соответствии с представлением собрания этой академии; в-пятых, заслушивание на ежегодной основе доклада общего собрания Российской академии наук относительно состояния фундаментальных наук в России, важнейших достижений в сфере науки, предложений приоритетного развития научной сферы
; в-шестых, определение порядка присвоения статуса государственного научного центра и так далее [15].
В управлении научной сферой принимают участие российское Правительство, а также Министерство образования и науки России. Российское Правительство обеспечивает осуществление единой политики государства в отношении регулирования научной сферы, осуществляет разработку и практическую реализацию мер государственной поддержки научной сферы, поддерживает фундаментальную науку, а также приоритетные направления прикладных наук. Функции министерства образования и науки направлены на: выработку единой государственной политики в сфере науки и техники; нормативно-правовое регулирование научной сферы, научно-технической сферы, инноваций, нанотехнологий, государственных научных центров, интеллектуальной собственности; реализация государственной политики в научной сфере; оказание государственных услуг научно-технической, инновационной и научной деятельности; управление имуществом государства в научной сфере; организация различных научных коллективов, научных школ, выставок, стендов и так далее. Министерству образования и науки подчиняется Федеральная служба, именуемая Рособрнадзором, изначально предназначенная для осуществления контрольной и надзорной деятельности в сфере науки.
В настоящее время контрольно-надзорные полномочия выведены из ведения Рособрнадзора и переданы в распоряжение Высшей аттестационной комиссии, действующей при Министерстве науки и образования. Эта комиссия призвана реализовывать государственную научную аттестацию.
Значительную роль в управлении научной сферой играет Российская академия наук. Данная академия имеет статус некоммерческой организации и функционирует в качестве федерального государственного бюджетного учреждения. В качестве учредителя и собственника имущества академии выступает Российская Федерация. Осуществление этих функций возможно на Правительство Российской Федерации. Академия преследует в своей деятельности следующую цель: академия организует и проводит фундаментальные и прикладные научные исследования относительно проблем технического, естественно-научного, гуманитарного, общественного назначения для получения знаний о законах развития общества, человека в природе. Деятельность академии предполагает выполнение важной миссии
, направленной на обеспечение свободы творчества в сфере науки [19].
Формы деятельности Российской академии наук:
-во-первых, осуществление активного содействия формированию системы высших образовательных учреждений;
-во-вторых, организация преподавательской работы сотрудников академии в высших учебных заведениях;
-в-третьих, осуществление курирования школьного образования;
-в-четвертых, организация издания литературы научно-популярного содержания, создание музеев, проведение лекций публичного характера;
-в-пятых, подготовка аспирантских и докторантских научных кадров и так далее.
Помимо Российской академии наук существует и ряд других академий наук отраслевого характера, например, в сфере образования, архитектуры, строительных наук, художественной сфере и так далее. Эти виды академий осуществляют отраслевое регулирование научной сферы. Под руководством академии наук действуют различные научные организации, учредителем которых выступает российское Правительство. Частичные функции по управлению этими организациями возлагаются на Федеральное агентство научных организаций. На местах управление научной деятельностью осуществляется отдельными научными организациями, в том числе учреждениями высшего образования. В системе управления наукой создаются научные центры, наукограды.
Во внутреннем законодательстве отсутствуют документы, которые бы закрепляли какую-либо официальную методику оценки инновационного климата территории субъектов Федерации, поэтому для оценки региональной привлекательности используются самые различные методики. Например, нередко для оценки инновационного климата территории используется показатель прибыльности вложенных инвестиций. Указанный метод позволяет получить общую информацию, не всегда сопоставимую с планируемыми инвестициями, поскольку он не может гарантировать исследование инвестиций, степень риска которых одинакова [19].
Другой применяемый подход оценки привлекательности региона с точки зрения инвестирования предполагает исследование характеристик, производимых в регионе инвестиций, а именно анализа их объема и структуры. На основе анализа уже направленных в регион инвестиций осуществляется вывод в отношении благоприятности или не благоприятности инновационного состояния региона. Недостатком названного подхода следует считать то, что он не создает полной картины, анализируя лишь отдельные характеристики инвестиций
, не позволяет выявить внутренних возможностей территории, перспектив ее развития. Наиболее предпочтительным является подход, который предполагает исследование различных сфер общественной жизни территории – политического, экономического, экологического, производственного инновационного трудового состояния территории – для целей оценки привлекательности инвестирования.
Для исследования состояния территории региона с позиции инновационной привлекательности используются разные методы и инструменты. Нередко для такой оценки привлекаются эксперты, использующие авторские или научно устоявшиеся методики оценки инновационной привлекательности. Часто используются исследования статистической информации по различным аспектам управления в регионе для оценки инновационной привлекательности. Последний подход нередко рассматривают в качестве приоритетного, потому что он лишен субъективности. Традиционно исследование управления инновационной деятельностью в регионах ПФО начинается со сбора информации и формирования информационной базы исследования. Это предполагает сбор статистических данных во всех сферах общественной жизни региона, которые имеют значение для эффективности осуществления на территории региона инновационного проекта [31].
В качестве важнейших источников таких статистических сведений выступают обычно статистические данные из официальных источников, чаще всего, источников, формируемых органом государственной статистики. Так, в число исследуемых показателей для установления инновационной привлекательности конкретной территории обычно включают статистические сведения в отношении следующих аспектов социально-экономического и политического состояния территории: статистические сведения, характеризующие валовой региональный продукт на душу населения; обеспеченность региональной территории основными фондами производства; число эффективно функционирующих и убыточных организаций и их отношение к численности населения; состояние занятости в регионе; состояние по внедрению инноваций на региональных предприятиях, эффективность такого внедрения; отношение численности населения, работающего в сфере инноваций к общей численности работающего населения территории; размеры оборота розничной торговой деятельности на душу населения; численность населения, которое имеет доход ниже установленного минимума для проживания; информация о среднем доходе населения и его отношение к минимуму,