Файл: 1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты анализа реализации инновационной политики

1.1 Инновационная политика и формы ее реализации

1.2 Инновационная политика региона

1.3 Нормативно-правовая база по регулированию инновационной деятельности в регионах РФ

2 Практические аспекты анализа реализации инновационной политики в регионах ПФО

2.1 Анализ инновационной деятельности в регионах ПФО

2.2 Анализ системы управления инновационной деятельностью в регионах ПФО

2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО

3 Направления совершенствования инновационной политики в регионах ПФО

3.1 Анализ международного опыта по регулированию инновационной деятельности и возможности его использования в российских условиях

3.2 Алгоритм совершенствования инновационной деятельности на региональном уровне

3.3 Мероприятия по повышению эффективности реализации инновационной политики в регионах ПФО

Заключение

Список использованных источников

Приложение

установленному для проживания; число находящихся в собственности населения автомобилей, жилых помещений и пр.

Далее приведенные выше и иные частные показатели должны быть стандартизированы, произведена оценка региона в соответствии со стандартизированными показателями. При этом для анализа управления инновационной деятельностью в регионах ПФО всегда используются, как показатели позитивного характера, так и показатели негативного характера. Так, например, в приведенном выше перечне использовались такие негативные показатели, как численность населения, которая имеет низкий доход или число неэффективно функционирующих предприятий [31].

Финансово-экономические меры (налоговые льготы и субсидии).

Налог на имущество:

0% для организаций, осуществляющих научные исследования и разработки в области естественных и технических наук и производящие летательные аппараты, включая космические, и входящих в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности в группы 72.19 и 30.30

0% для управляющих компаний технопарков - в отношении имущества, относящегося к специализированному имущественному комплексу технопарков ПФО и используемого при реализации деятельности по развитию и функционированию технопарков в соответствии с Законом ПФО «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории ПФО».

Упрощенная система налогообложения:

0% для отдельных категорий налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения при осуществлении на территории ПФО научных исследований и разработок (класс 72 в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) [32].

Инновационный фонд ПФО.

Направление деятельности и условия предоставления государственной поддержки:

-Подбор и подготовка перспективных инновационных проектов региона и привлечение под них финансирования.

-Фонд осуществляет активное взаимодействие с ведущими федеральными и региональными институтами развития, венчурными фондами и объединениями бизнес-ангелов.

Мера поддержки:

-Решение наиболее актуальных вопросов по развитию инновационной системы ПФО, максимально технологизируя и методически закрепляя основные направления своей деятельности:


-Грантовая и организационно-техническая поддержка инновационной деятельности:

-поддержка инновационных и R&D-проектов на территории ПФО;

-долевое участие в уставных капиталах инновационных компаний.

Аналитическая и консультационная деятельность:

-аналитика в области инноваций, исследовательской деятельности, науки и технологий, образования;

-участие в разработке и реализации региональных стратегий, целевых и комплексных программ, направленных на развитие инновационной деятельности, а также на привлечение инвестиций на территорию ПФО.

Региональные ассоциации.

Миссия: помогать амбициозным талантливым людям реализовывать идеи, создавая благоприятную среду для технологического предпринимательства.

Меры поддержки:

-Организация и проведение образовательных и популяризационных мероприятий с целью формирования компетенций в сфере коммерциализации, в том числе организация и проведение образовательных программ: корпоративный акселератор на аутсорсе, внутрикорпоративный акселератор, работа с идеями на аутсорсе;

-Организация и развитие системы взаимодействия участников инновационной деятельности по принципу «единое окно».

Центры инновационного развития и кластерных инициатив.

Цель создания Центра - содействие комплексному повышению конкурентоспособности производственных предприятий малого и среднего бизнеса на всех этапах жизненного цикла производства продукции.

Задачи:

-совершенствование управленческих технологий;

-доступ к высокотехнологичному оборудованию и программному обеспечению;

-возможность подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

Меры поддержки:

-Организация и проведение семинаров в области промышленного дизайна и разработки систем менеджмента качества;

-Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

-Предоставление консультационных услуг;

-Предоставление услуг по бизнес-планированию, составлению дорожных карт в высокотехнологичных отраслях;

-Разработка, прототипирование, подготовка производства, производство, сбыт и продвижение инновационной продукции).

Технопарки в сфере высоких технологий.

Направление деятельности и условия предоставления государственной поддержки:

-Информационные и телекоммуникационные технологии;



-Транспорт и космические технологии;

-Энергоэффективность и энергосбережение;

-Химия и разработка новых материалов;

-Биотехнологии и медицина.

Мера поддержки:

-Формирование благоприятной среды для развития инновационного предпринимательства, предоставление поддержки компаниям-резидентам на всех стадиях: от идеи до получения опытного образца и вывода продукта на рынок:

-Размещение в современных офисных, лабораторных, производственных помещениях на специальных условиях;

-Проведение мероприятий в конференц-холле технопарка, помощь в организации мероприятий;

-Помощь в привлечении финансирования и инвесторов, подбор программ и подготовка документов на конкурсы для получения субсидий и грантов;

-Продвижение проектов: публикации в СМИ, участие в региональных и федеральных выставках, представление проекта в рамках экспозиции «Сделано в технопарке» и участие во встречах с иностранными и российскими делегациями;

Венчурные фонды регионов ПФО:

-Направление деятельности и условия предоставления государственной поддержки:

-Привлечение инвестиции в объёме до 2 млн руб. в перспективные стартапы с большим потенциалом развития.

Мера поддержки:

-Реализация инвестиционной поддержки бизнес проектов и разработок в интересах привлечения в регион потенциальных инновационных стартап проектов:

-С командой от двух человек;

-минимальным жизнеспособным продуктом;

-с достижимым рынком 300 млн руб. за 5 лет

-разрабатывающие решения для таких областей как: финансовые технологии, аэрокосмические технологии, автомобилестроение, безопасность, агропромышленный комплекс и медицинские технологии.

-и использующие в своих продуктах технологии блокчейн, машинное обучение и «интернет вещей»

Нанотехнологические центры регионов ПФО.

Центр занимается коммерциализацией инноваций в сфере нанотехнологий и наноматериалов через серийный запуск высокотехнологичных предприятий и их вывод на глобальные рынки. Основной механизм - участие в проекте на этапе от финальных ОКР и полезной модели до окончания стадии мелкосерийного производства.

Технологические направления нано-центра: перспективные источники тока, сверхтвердые промышленные материалы, технологии литья порошковых смесей, производство изделий биомедицинского назначения, новые технологии и покрытия в производстве текстильных изделий специального назначения. Центр ведет отбор перспективных инновационных проектов для финансирования


Условия:

-стадия развития проекта: опытный образец, работающая модель;

-наличие как минимум одного предварительного договора о намерениях с заказчиком;

-соинвестиции в размере не менее 10 % в денежной форме;

-опытная, серийная команда с наличием технологических и маркетинговых компетенций;

-горизонт планирования реализации проекта 3-5 лет.

Меры поддержки:

-финансирование проекта через вклад в уставной капитал или заемные средства;

-экспертиза и анализ проекта, оформление всех документов по нему;

-услуги по контрактному производству и контрактным исследованиям;

-услуги по проектированию и инжинирингу.

Итак, управление наукой - деятельность, сосредоточенная на организации функционирования научных коллективов, оказании им государственной поддержки, внедрении достижений науки в производственную деятельность. Научная деятельность включает в себя такие разновидности как: фундаментальная наука; прикладная или отраслевая наука; вузовская наука. Каждая разновидность научной деятельности направлена на решение собственных задач и характеризуются определенными особенностями. В практике управления наукой регионов ПФО установлен ряд приоритетных направлений ее развития, к числу которых относятся следующие: обеспечение безопасности и противодействия террористическим действиям; развитие индустрии наносистем; развитие систем информационно-телекоммуникационного характера; развитие науки о жизни; развитие перспективных видов вооружений, специальной и военной техники; организация рационального природопользования; развитие космических и транспортных систем; ядерная энергетика; сфера энергосбережения и энергоэффективности.


2.3 Оценка эффективности программ по инновационному развитию регионов ПФО



Выборка регионов осуществлялась на основании результатов рейтинга инновационных регионов России 2019, и были выбран 1 сильный и 1 слабый по инновационному развитию регион. В качестве сильного субъекта будет проанализирована Республика Татарстан, а в качестве отстающих от лидеров – Республика Марий Эл.

Рассмотрим, в рамках каких программ (подпрограмм) реализуется поддержка инновационной деятельности в Республике Татарстан, Республике Марий Эл (таблица 2).
Таблица 2

Программы (подпрограммы) инновационного развития, принятые в регионах

Субъект РФ

Программа (подпрограмма) инновационного развития

Республика Татарстан

Региональная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан» на 2014 – 2020 годы;

 

Подпрограмма: «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы»;

 

Подпрограмма: «Развитие наноиндустрии в Республике Татарстан на 2014 – 2016 годы»

Республика Марий Эл

Региональная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2013-2020 годы;

 Подпрограмма: «Развитие инновационной деятельности»

 

Также стоит провести сравнительный анализ того, на что направлены программы (подпрограммы) инновационного развития, и какие ключевые целевые группы в них затрагиваются (таблица 3).

Таблица 3

Задачи программ (подпрограмм) инновационного развития

Субъект РФ

Особенности задач программ инновационного развития

Республика Татарстан

1) создание и вовлечение в хозяйственный оборот прав на результаты интеллектуальной собственности, обеспечения ее охраны, поддержания и защиты прав на нее;

2) создание инфраструктуры поддержки развития, а также новых производств в сфере наноиндустрии;

3) продвижение нанотехнологических проектов с помощью «инновационного лифта»

4) создание системы опережающей подготовки и переподготовки кадров для предприятий наноиндустрии

Республика Марий Эл

1) совершенствование системы мер государственной поддержки организаций промышленности в области инновационной деятельности;

2) содействие в обеспечении эффективности работы инновационной инфраструктуры;

3) создание условий для роста инновационного производства;

4) повышение эффективности использования научно-технического потенциала