Файл: "Цифровизация логистических процессов в организации".docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проходившего в апреле 2019 года. По результатам заключенных соглашений было опубликовано резюме, в котором отражены основы совместных и согласованных действий в области устойчивого развития ИКТ на период до 2030 года.
Помимо международной повестки, большинство государств реализуют собственные программы развития социально-экономического цифрового пространства, в которых отражены общие приоритетные направления развития, свойственные любой национальной цифровой экономике (рис.1).
Рисунок 1 - Приоритетные направления, присущие национальным программам развития цифровой экономики
В России разработки и внедрение в сфере цифровой экономики реализуются в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Госпрограмма «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р, включает перечень конкретных мер по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики, в частности, по нормативно-правовому регулированию, кадрам и образованию, формированию исследовательских компетенций, информационным инфраструктуре и безопасности.
По итогам парламентских слушаний, прошедших в феврале 2018 года в Государственной Думе Федерального Собрания РФ на тему «Формирование правовых условий финансирования и развития цифровой экономики были рассмотрены вопросы перехода на полностью электронное взаимодействие по всем формам социальных и бизнес-взаимодействий. Суть принятых
решений сводится к оперативному внедрению цифровых платформ, предоставляющих расширенный доступ коммерческим и некоммерческим организациям к государственным информационным ресурсам. Обеспечение хранения и использования на их базе юридически значимых электронных и оцифрованных документов, в том числе расширение использования простой и усиленной личной электронных подписей в защищенных IT средах. Однако общие тенденции дальнейшего развития цифровой экономики, оказывающие не столь опосредованное, а прямое влияние на управление логистикой, еще требуют более детальной проработки. На сегодня РФ активно продвигает вопросы цифровизации экономической и социальной сфер по линии ЕАЭС. На данный момент цифровизация экономик союзных государств развивается неравномерно, а взаимодействие на уровне связей ЕАЭС осложнено различиями информационной инфраструктуры и нормативными барьерами. Однако, именно эти барьеры и должны быть устранены в рамках реализации цифровой стратегии ЕАЭС, представленной в документе «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года», утвержденным Высшим Евразийским экономическим советом (ВЕЭС) в октябре 2017 г. Успешная реализация данной повестки позволит сформировать общие правила и единые стандарты обмена и защиты информации для обеспечения устойчивого взаимодействия национальных экономик, их роста и расширения возможностей развития. Член Коллегии Евразийской экономической комиссии А.О. Жунусов отмечает, что «...важно формирование сквозных цифровых технологий организации перевозочного процесса и интеграция интеллектуальных коммуникационных механизмов между пользователями, транспортными средствами, системами управления движения и инфраструктурой».
В эффективной реализации принципов единого цифрового пространства ЕАЭС ключевую роль играют информационные цифровые платформы, способные интегрировать всех участников цепочки создания стоимости, каналы дистрибуции и потребителей и даже отдельные отрасли экономики и, в то же время, ограничивать доступ конкурирующих субъектов
на рынки. Логистика уже давно активно использует локальные информационные цифровые платформы при организации перевозок, управлении в цепях поставок, работе логистических центров и терминальных комплексов. Сегодня на смену специально разработанным программным продуктам закрытого доступа с ограниченным числом пользователей пришли облачные цифровые платформы, информационный доступ к которым имеет большое число логистических провайдеров и аутсорсеров. Именно они, интегрируя через единую информационную платформу бизнес-процессы своих клиентов, соединяют производителей с потребителями, обеспечивают доставку им сырья, комплектующих, готовой продукции, управляют складскими запасами, производят расчеты и оказывают другие услуги. В связи с этим управление логистикой и всеми ее инфраструктурными элементами на базе взаимодействия множества информационных платформ и программных решений в рамках национальной стратегии цифровизации трансформируется в «цифровую логистику». Первоочередные задачи от эффективности решения которых зависят все трансформационные процессы управления в современной логистике представлены на рис.2.
Рисунок 2 - Задачи, требующие решения при трансформации национальной логистики в условиях цифровой экономики
Трансформация логистических процессов обусловлена следующими взаимозависимыми условиями, в которых они должны действовать в
стремительно изменяющейся, конкурентной глобальной цифровой экономике (рис.3).
Рисунок 3 - Взаимосвязь логистических процессов, трансформирующихся под влиянием цифровой экономики
Таким образом, цифровая трансформация логистики позволяет рационально объединить сеть бизнес-процессов различных субъектов логистического рынка через особый IT инструментарий, который увязывает воедино в информационной среде:
– управление интеграцией и сетевой оптимизацией экономических процессов;
– управление информационными потоками;
– управление процессом формирования портфеля приоритетных разработок аналитических приложений;
– управление информационными системами и базами данных в цепях поставок (SCM).
По мнению авторов, цифровизацию можно трактовать как инструмент управления на базе IT-платформы, решающий задачи инновационного, сбалансированного развития и эффективного использования единой информационной базы логистической и транспортной инфраструктур. Логистика в цифровой трансформации превращается в новый механизм ускоренного развития экономических систем, основанный на эффективных информационных связях, оптимизированных, ценностных потоках больших
баз данных (Big Data), необходимых для решения оперативных и стратегических задач бизнеса.
Преимущества реализации проекта цифровизации логистики в рамках национальной экономики выражаются в IT-поддержке гармонизированных систем и производственно-торгово-экономических процессов по движению товарных, материальных потоков при создании стоимости в SCM, а именно:
– сокращение временных, трудовых, финансовых потерь, связанных с поиском данных, а также IT-приложений для формирования оптимальных схем бизнес-партнерства на основе эффективного моделирования горизонтальных производственно-экономических и торгово-экономических связей между различными организациями;
– использование интеллектуальных транспортных систем (ИТС), позволяющих создать инновационные комплексные транспортные услуги в зависимости от постоянно изменяющихся потребностей клиента.
Ключевые системные и институциональные барьеры, преодоление которых необходимо при трансформации логистических систем и их инфраструктуры заключаются в следующем:
– несогласованность действий многочисленных уполномоченных государственных институтов;
– отсутствие научно обоснованных программ развития цифровой логистики — от создания инфраструктуры до управления в цепях поставок;
– дисбаланс в достаточно высоком уровне цифрового администрирования логистических провайдеров и низком уровне государственного администрирования для региональных логистических систем из-за отсутствия четких и продуманных приоритетов цифровизации;
– недостаточное бюджетное финансирование региональными органами госуправления комплексных программ цифровизации на базе единой информационной платформы с общим доступом всех хозяйствующих субъектов региона;
– засилье бюрократических гос. структур, подчиняющих науку своим интересам и «обслуживание» наукой хоздоговорных заказов потенциальных
бизнес-инвесторов с «правильными», «научно обоснованными» выводами в пользу заказчика;
– недостаток кадров, владеющих цифровыми компетенциями в области выбора и использования программных продуктов при обслуживании поставок, проведения электронных финансовых, страховых, диспетчерских и иных операций;
– слабая вовлеченность в инновационные технологии малого и среднего предпринимательства, использование ими программно-информационного обеспечения ограниченного доступа (на «ключе»), не позволяющего расширять спектр предлагаемых услуг и привлекать дополнительных клиентов, из-за отсутствия доступа к крупным базам данных (исключение только инфосистемы интернет-коннектов типа «АвтоТрансИнфо» (АТИ), «Автодиспетчер» и другие, позволяющие самостоятельно расширять клиентскую базу по автоперевозкам грузов);
– недоверие грузовладельцев (как производственного, так и торгового бизнеса) к облачным аутсорсинговыми логистическим информационным платформам, открывающим доступ к практически неограниченным клиентским базам, но имеющим и частичный доступ к коммерческой информации заказчика, необходимой для логистического обслуживания грузов.
Для преодоления указанных барьеров, в рамках принятой комплексной государственной программы цифровизации РФ, необходимо увязать в ней все финансово-экономические направления развития национальной экономики, в том числе и логистики. Помимо перечисленных препятствий, которые необходимо преодолеть трансформирующимся в процессе цифровизации логистическим системам, открытыми пока являются и вопросы национальной безопасности, и вопросы сохранения коммерческой тайны при масштабном внедрении роботизации, искусственного интеллекта и единых информационных систем управления.
Одна из основных проблем, не имеющих границ, заключается в том, что строительство защитных «цифровых стен» не защитит любое государство от кибератак и угроз, в то же время современные инфокоммуникационные и цифровые технологии всегда были и остаются одними из наиболее открытых конкурентных площадок. Однако, некоторые государства обеспечивая протекцию «своим» компаниям на цифровом рынке вмешиваются в ход конкурентной борьбы, что, несомненно, будет сдерживать развитие глобальной цифровизации.
Под влиянием электронных цифровых торговых платформ происходит трансформация многих современных моделей ведения бизнеса. Коренные изменения происходят во всех сферах производства и услуг. Например, по информации финансового холдинга JPMorgan Chase, внедрение программного обеспечения для анализа финансовых контрактов позволило компьютерной системе за несколько секунд выполнить такой объём работы, на которую квалифицированные сотрудники затрачивали 360 тыс. часов в год, и при этом у искусственного интеллекта наблюдалось значительно меньшее число ошибок. Поэтому следующей крупной угрозой цифровизации логистики могут стать полномасштабные сокращения и специалистов, и обслуживающего логистические центры персонала, и водителей. Уже сегодня технически возможно создание автономного
подвижного состава для всех видов транспорта, а также может быть полностью автоматизирована работа большинства инфраструктурных логистических объектов. Во многих морских портах мира успешно функционируют без непосредственного участия человека контейнерные терминалы, дистанционно управляемые операторами через программное обеспечение. В перспективе практически все функции логистического оператора (планирование, организация, контроль, учет, сервис перевозок) будут выполнять интеллектуальные информационные системы. В итоге «компьютерные логисты» вытеснят с рынка услуг большую часть существующих логистических компаний. И, если сейчас это кажется кому-то далеким будущим, то пусть он объективно посмотрит на настоящее — дистанционные логистические облачные платформы управления
перевозками на базе продукта Oracle Transportation Management (OTM), управление цепями поставок на основе приложения для создания автоматизированных логистических процессов SNO (Oracle Strategic Network Optimization) или на сервис управления спросом и маркетингом на базе Oracle Demantra, а также на динамично трансформирующийся под любые условия ведения бизнеса блокчейн.
Однако самые масштабные сокращения персонала ожидаются в связи с использованием беспилотных наземных транспортных средств для перевозки грузов и пассажиров. Ведь в отличие от людей роботизированным системам нет нужды соблюдать режим труда и отдыха водителя и у них меньше случайных ошибок. А, учитывая, что автомобильные перевозки — один из самых трудозатратных видов транспортировки при небольшой грузоподъемности, по сравнению с иными видами наземного и водного транспорта, использование авто беспилотников уменьшит общие расходы на доставку продукции на 25–40%, при этом расходы на топливо сократятся не менее чем на 10%, сроки доставки — 30–40%, а количество аварий — примерно на три четверти). Таким образом, стоимость рабочей силы в конечном итоге будет снижена на 90%.
Прогнозируя подобные угрозы, необходимо на государственном уровне разработать механизмы адаптации рынка труда к новым экономическим и производственным условиям, предварительно объективно оценив, как изменятся сферы логистики и транспорта под воздействием цифровых технологий. Какие, в связи с этими переменами, потребуются сотрудникам освоить компетенции и приобрести навыки, а также кто компенсирует затраты на переподготовку персонала и разработать механизмы управления этим процессом. Комплексный подход к подготовке и перепрофилированию трудовых ресурсов обеспечит их эффективную адаптацию и предотвратит ожидаемый рост социальной напряженности при переходе к цифровой логистике.